ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287); требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В программе по данному курсу соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, а также учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся на ступени основного общего образования, необходимость формирования межпредметных связей. Также в программе учитывается, что данная дисциплина носит культурологический и воспитательный характер, что позволяет утверждать, что именно духовно-нравственное развитие обучающихся в духе общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей — важнейший результат обучения ОДНКНР. Сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как значимой части культурного и исторического наследия народов России — один из ключевых национальных приоритетов Российской Федерации, способствующих дальнейшей гуманизации и развитию российского общества, формированию гражданской идентичности у подрастающих поколений. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400, пункт 91), к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Именно традиционные российские духовно-нравственные ценности объединяют Россию как многонациональное и многоконфессиональное государство, лежат в основе представлений о гражданской идентичности как ключевом ориентире духовно-нравственного развития обучающихся. Центральная идея гражданской идентичности — образ будущего нашей страны, который формируется с учётом национальных и стратегических приоритетов российского общества, культурно-исторических традиций всех народов России, духовно-нравственных ценностей, присущих ей на протяжении всей её истории. В процессе изучения курса ОДНКНР школьники получают возможность систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественно-научных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России, определять свою идентичность как члена семьи, школьного коллектива, региональной общности, гражданина страны с опорой на традиционные духовнонравственные ценности. Не менее важно отметить, что данный курс формируется и преподаётся в соответствии с принципами культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии. В процессе изучения курса обучающиеся получают представление о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой, обусловленности культурных реалий современного общества его духовно-нравственным обликом. Изучаются основные компоненты культуры, её специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные особенности духовнонравственного развития народов России. Содержание курса направлено на формирование нравственного идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества), формирование исторической памяти. Материал курса представлен через актуализацию макроуровня (Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство, с едиными для всех законами, общероссийскими духовно-нравственными и культурными ценностями) на микроуровне (собственная идентичность, осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность). Принцип культурологичности в преподавании означает важность культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной, этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его смысловых акцентах. Принцип научности подходов и содержания в преподавании данной дисциплины означает важность терминологического единства, необходимость освоения основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам. Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам ближайшего развития, когнитивным способностям и социальным потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных учебных предметов. Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса предметной области ОДНКНР включает осознание важности наднационального и надконфессионального гражданского единства народов России как основополагающего элемента в воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип должен быть реализован через поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их культуре, религии и историческом развитии. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» Целями изучения учебного курса являются: — формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; — создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; — формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; — идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: — овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; — приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; — развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; — становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; — формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; — обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; — воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; — содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; — формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. Изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя: — расширению и систематизации знаний и представлений школьников о культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях, полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики, окружающего мира, литературного чтения и других предметов начальной школы; — углублению представлений о светской этике, религиозной культуре народов России, их роли в развитии современного общества; — формированию основ морали и нравственности, воплощённых в семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих обязанностей перед обществом и государством; — воспитанию патриотизма; уважения к истории, языку, культурным и религиозным традициям своего народа и других народов России, толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты, способствующие взаимному обогащению культур; — пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска общих культурных стратегий и идеалов; — осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей, проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических мотивов над потребительскими и эгоистическими; — раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского общества, объединяющих светскость и духовность; — формирование ответственного отношения к учению и труду, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных ориентаций, способствующих развитию общества в целом; — получению научных представлений о культуре и её функциях, особенностях взаимодействия с социальными институтами, а, следовательно, способности их применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и культуре России и современном обществе, давать нравственные оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах; — развитию информационной культуры школьников, компетенций в отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей для активной самостоятельной познавательной деятельности. МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный курс "Основы духовно-нравственной культуры народов России" изучается в 5 классе не менее одного часа в неделе, общий объем составляет 34 часа. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Личностные результаты освоения курса включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. 1. Патриотическое воспитание Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное): сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России через представления об исторической роли культур народов России, традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении российской государственности. 2. Гражданское воспитание Осознанность своей гражданской идентичности через знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность понимания и принятия гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества с помощью воспитания способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 3. Ценности познавательной деятельности Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Смыслообразование: сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. 4. Духовно-нравственное воспитание Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов родного края, России и народов мира; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потреблении. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения курса включают освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях) и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учётом назначения информации и её аудитории. 1. Познавательные универсальные учебные действия Познавательные универсальные учебные действия включают: — умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД); — умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы длярешения учебных и познавательных задач (знаково- символические / моделирование); — смысловое чтение; — развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и другихпоисковых систем. 2. Коммуникативные универсальные учебные действия Коммуникативные универсальные учебные действия включают: — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументироватьи отстаивать своё мнение (учебное сотрудничество); — умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации длявыражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация); — формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность). 3. Регулятивные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия включают: — умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новыезадачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своейпознавательной деятельности (целеполагание); — умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач(планирование); — умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамкахпредложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией(контроль и коррекция); — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еёрешения (оценка); — владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)деятельности. Предметные результаты Предметные результаты освоения курса включают освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании проектов. — Знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной культуры народовРоссии», понимать важность изучения культуры и гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина России; — иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях «мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах духовнонравственномуединству страны; — понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовно-нравственным развитиемличности и социальным поведением. — Иметь представление об историческом пути формирования многонационального составанаселения Российской Федерации, его мирном характере и причинах его формирования; — знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия народовРоссийской Федерации, причинах культурных различий; — понимать необходимость межнационального и межрелигиозного сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между народами и нациями; — Иметь сформированное представление о понятие «культура»; — осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать основные формырепрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с реальными проявлениями культурного многообразия; — уметь выделять общие черты в культуре различных народов, обосновывать их значение ипричины. — Иметь представление об артефактах культуры; — Иметь представление о таких культурных концептах как «искусство», «наука», «религия»; — знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность», «духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне осмысления; — Иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в жизни общества и основные социально-культурные функции; — осознавать связь религии и морали; — понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов России; — уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их картины мира. — понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность процесса познания как получения новыхсведений о мире. — Иметь сформированные представления о закономерностях развития культуры и историинародов, их культурных особенностях; — выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о культуре своегонарода; — предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и духовнонравственнымиценностями на основе местной культурно-исторической специфики; — обосновывать важность сохранения культурного многообразия как источника духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности современного общества; — Знать и понимать, что такое труд; — понимать и уметь объяснять специфику труда и его роль в жизни каждого человека; — Знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать границы ихприменимости; — осознавать и доказывать важность морально- нравственных ограничений в творчестве; — обосновывать важность творчества как реализацию духовно-нравственных ценностейчеловека; — доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса; — знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества; — Знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в жизни человека; — обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов добра и зла; — понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как «взаимопомощь», «гуманизм», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба», «коллективизм», «патриотизм», «любовь кблизким». — Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен»как формах распространения и обогащения духовно-нравственных идеалов общества; — понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия; — знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной коммуникации какспособа формирования общих духовно-нравственных ценностей; — осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых общегражданских ценностейроссийского общества и уметь доказывать это; — знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать важность и нужность этихязыковых выразительных средств; — понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня; — воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора как отраженияистории народа и его ценностей, морали и нравственности; — знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными условиями проживаниянарода на примерах из истории и культуры своего региона; — уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций, многообразия культур; — знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства; — понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед требованиями национального самоопределения отдельных этносов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 5 класс. Тематический блок 1. Что такое культура. Культура первобытного общества. Материальная и духовная культура. Тематический блок 2. Культура России как диалог культур разных нардов. Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов. Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин, К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С. Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.). Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна. Выдающиеся личности, причисленные к православным святым. Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Тематический блок 3. Нравственные ценности российского народа. Законы нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки. Нравственная культура человека и общества. Патриотизм - нравственное чувство гражданина. Гуманизм - высшее нравственное чувство человека. Нравственные ценности традиционных религий Росси. Труд как общечеловеческая ценность. Тематический блок 4. Интеллектуальная культура российского общества. Что такое интеллект. Интеллектуальная культура общества и интеллектуальный труд человека. История развития интеллектуальной культуры общества. Выдающиеся люди России. Тематический блок 5. Эстетическая культура общества. Эстетические ценности культуры. Эстетическая культура общества. Искусство и культура общества. Народное искусство. Орнаменты татарского народа. Ненецкая легенда. Эстетическая культура, рожденная религией. Архитектура православных храмов. Внутреннее убранство храма. Иконы в культуре православия. Мечеть – часть мусульманской архитектуры. Каллиграфия в исламе. 6 класс. Тематический блок 1. Что такое культура общества . Материальная и духовная культура. Человек и вера. Религия. Традиционные религии народов России. Тематический блок 2. Нравственные ценности российской культуры. Конституция РФ. Кого называют патриотом. Героические страницы истории нашей страны. Отечественная война 1812 года. Герои Великой отечественной войны. Нравственность и личность. Нравственные ценности. Воля и характер. Тематический блок 3. Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей. Семья-ячейка общества. Функции семьи. Государство и семья. Семейные роли и ценности-в прошлом и настоящем. Преемственность поколений. Бережливость доброта и милосердие. Семейные традиции:гостеприимство. Традиции семьи в разных религиозных культурах Тематический блок 4. Роль образования в развитии культуры общества. Миссия Кирилла и Мефодия. Развитие образования в Киевской Руси и Московском княжестве. Образование в Российской империи при династии Романовых: эпоха Петра и Екатерины,М.В. Ломоносов,А. С. Пушкин,Г.Р. Державин и другие деятели культуры 18-19 веков,внесшие вклад в развитие образования и русского языка. Царскосельский лицей. Религия и образование в традициях народов России. Тематический блок 5. Художественная культура народов России. Понятие творчества. Виды искусства. Мифология и фольклор. Декоративно прикладное искусство Выдающиеся деятели культуры народов России: И. Е. Репин, И. Левитан, П. И. Чайковский и другие гениальные творцы культуры, их вклад в национальное достояние России и мира. Тематический блок 6. Как сохранить культуру общества. Что такое культурное наследие. Кому оно принадлежит. Объекты культурного наследия. Как государство охраняет памятники культуры. Культура в обществе. 7 класс. Введение. Национальная и духовная культура России Россия — многонациональное и поликонфессиональное государство, объединившее множество народов с их неповторимыми культурными и религиозными традициями. Российский народ — единая историческая общность. Религия как часть культурного пространства государства и общества. Символика российского флага и герба. Роль религиозных идей в формировании основных общечеловеческих принципов, нравственных законов общества. Особенности восприятия мира верующим человеком. Религия в истории человечества. Многообразие религиозных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию. Религиозные организации, зарегистрированные на территории нашей страны. Межрелигиозный совет России, цели его деятельности. Глава I. религии России Зарождение христианства. Восточное христианство (православие). Зарождение христианства и возникновение церкви. О чём говорится в Священном Писании. Нагорная проповедь. Бог и человек в христианской религии. Основание христианской церкви. Гонения на христиан в Древнем Риме. Крест как символ христианства. Православный Символ веры. Раскол христианской церкви в 1054 г. Троица. Утверждение православия на Руси. Крещение Руси и её дальнейшая христианизация. Значение принятия христианства. Как появилась славянская азбука. Церковь — миротворец. Смягчение нравов, рост международного авторитета. Параллельное сосуществование христианства и элементов дохристианских языческих верований. Традиции и праздники русского народа. Основные вехи истории Русской православной церкви. Первые русские монастыри. Владимир, Москва — резиденции митрополитов. 25 Автокефалия (независимость) Русской православной церкви. Идея «Москва — Третий Рим». Введение патриаршества. Раскол (схизма) Русской православной церкви. Церковные реформы патриарха Никона. Старообрядцы. Большой Московский собор 1667 г. Подчинение Русской православной церкви государственной власти: ликвидация патриаршества, учреждение Святейшего синода. Манифест Екатерины II. Учреждение Министерства духовных дел и народного просвещения. Судьба Русской православной церкви после революции 1917 г. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Гонения на церковь в СССР. Патриотическая деятельность Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Изменение отношения государственной власти к церкви в годы перестройки. Российская Федерация — светское государство. Организация церковной жизни. Русская православная церковь (РПЦ) — крупнейшая среди автокефальных церквей. Патриарх Московский и всея Руси. Кто такие миряне и клирики. Иерархия Русской православной церкви. Как живут в монастырях. Таинства. Молитва. Западное христианство (католицизм и протестантизм). Католическая церковь: учение и организация. Католицизм — крупнейшая христианская конфессия. Страны, в которых распространено католичество. Глава Римско-католической церкви — папа римский. Государство Ватикан. Как избирается папа. Герб Папского престола. Ордена и братства в католическом монашестве. Католическое духовенство. Главное богослужение католицизма — месса. Как проходит католическое богослужение. Католические обряды. Догматы католической церкви. Святые католической церкви. Католицизм в России. Отношения Русской православной церкви с Римским престолом. Войны России с католическими странами. Отношения с Римско-католической церковью в России при Петре I и Екатерине II. Конец XIX — начало ХХ в. — расцвет католицизма в России. Известные католики в российской истории, их вклад в культуру. Гонения на католическую церковь в СССР. Возрождение деятельности католической церкви в России в 1990-е гг. Европейская Реформация и возникновение протестантизма. Начало Реформации. Тезисы Мартина Лютера. Вормсский эдикт. Аугсбургское исповедание веры, основы лютеранства. Распространение лютеранства в Европе. Реформация в Швейцарии. Основы кальвинизма, его распространение. Англиканская церковь, англиканство самостоятельное течение протестантизма. Борьба католиков и протестантов. Тридцатилетняя война. Вестфальский мир: закрепление религиозного раскола. Современный протестантизм. Многочисленные направления протестантизма. Пять основ протестантского богословия. Новые религии Протестантизм в России. Откуда в России протестанты. Протестантские общины при Петре I. Рост численности лютеран при Екатерине II. Роль лютеранской церкви в развитии культуры в России. Ислам Зарождение и распространение ислама. Значение слов «ислам», «мусульмане». Религия арабов с Аравийского полуострова. Святыни мусульман, Кааба. Мекка. Пророк Мухаммад. Начало мусульманского летоисчисления. Арабский халифат. Священная книга мусульман — Коран. Распространение ислама. Битва при Пуатье. Мечети — главные святыни ислама.Основные положения исламского вероучения. Пять столповислама. Догматы мусульман. Шахад. Молитва. Ураза (пост). Закят (милостыня). Хадж (паломничество). Имамы, муфтии, казии. Суннизм, шиизм и суфизм. Суннизм — одно из направлений в исламе. Правовые школы в суннизме. Что является обязательным для мусульманинасуннита. Шиизм. Шиитские страны. Возникновение шиизма. Традиции шиитов. Первые религиозные общины суфиев. Учение суфизма. Ислам в России. Исламские страны — соседи Руси. Ислам — религия золотоордынских ханов. Поселения служилых татар на территории России в XV в. Мусульмане в России при Екатерине II. Признание религиозных прав мусульманского духовенства Российской империи. Буддизм Зарождение буддизма. Учение Будды. Легенда о Сиддхартхе Гаутаме. Учение Будды. Этапы Восьмеричного пути благородных. Распространение буддизма. Противоречия и преемственность между буддизмом и брахманизмом. Появление индуизма. Распространение буддизма, разделение на южный и северный. Направления в буддизме. Монахи и монастыри. Последователи буддизма. Тибетский буддизм. Далайлама. Монастыри Тибета. Буддизм в России. Распространение буддизма среди тувинцев, бурят и калмыков. Указ Елизаветы о разрешении проповедовать буддизм на территории Бурятии. Буддийские монастыри. Иудаизм Становление иудаизма. Отличие иудаизма от других религий на момент его возникновения. Пророк Моше (Моисей). Тора. Как Моисей вывел еврейский народ из египетского рабства. Сюжеты иудейского Священного Писания в произведениях искусства. Израильское царство и Иудея. Священнослужители в иудаизме. Символ веры в иудаизме. Иудаизм — древняя монотеистическая религия. Основные течения в иудаизме. Символ иудаизма — семисвечник Иерусалимского храма — менора. Хасидизм — религиозное тече-ние в традиционном иудаизме. Хасидская община. Новые течения в иудаизме. Иудаизм в России. Иудейские общины на северных берегах Чёрного моря. Увеличение численности иудеев в России в XVIII в. Создание Александром I Еврейского комитета. Что такое черта оседлости. Положение евреев после падения монархии в России. Иудаизм в современной России. Верования коренных народов России Первобытные верования. Древние верования: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Верования коренных народов Сибири. Шаманизм. Якутский миф 27 о Сотворении мира. Бурханизм (белый шаманизм) — алтайская традиционная религия. Тенгрианство. Культ Тенгри в Монгольской империи. Верования финно-угорских народов. Карело-финский эпос «Калевала». Верования ханты и манси. Верования восточных славян. Сходство со скандинавскими верованиями. Капища, идолы, славянские боги, духи местностей, рощ, водоёмов, лесов, полей и домов. Древние верования народов Северного Кавказа. Святилища и обряды. Боги коренных жителей Кавказа. Мифы и герои. Что общего у мировых религий. Глава II. религии России о семье и обществе Христианское учение о семье и обществе. Семья как домашняя церковь. Равноценность мужчины и женщины. Святые Пётр и Феврония Муромские. Дети как благословение. Материнская и отцовская любовь, заповедь почитания родителей. Примеры любви родителей к своим детям и почитания детьми родителей в Священном Писании. Таинство венчания в православном христианстве. Как проходит венчание. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» на Архиерейском соборе в 2000 г. Идея нерасторжимости церковного брачного союза. Церковный развод. Брак в католицизме и протестантизме. Позиция современной Римско-католической церкви. «Катехизис Римско-католической церкви (1992)». «Социальная позиция протестантских церквей России».Социальные концепции католицизма и протестантизма. Защита прав и свобод каждой конкретной личности. Развитие саморегулирующегося гражданского общества, необходимость честного труда, важность межрелигиозного мира. Ислам как образ жизни Шариат. Шариат (предписанный путь) — юридические нормы, нравственные принципы, правила поведения мусульманина. Многочисленные и строгие предписания шариата. Строгость наказаний. Братство всех мусульман. Пищевые запреты. Семья и брак в исламе. Почтение к родителям. Значение родственных связей. Запреты в семейнобрачных вопросах. Традиционная мусульманская свадьба. Основные положения социальной программы российских мусульман. Принятие положений на Совете муфтиев России в 2001 г. Понятие «дар ас-сульх». Этика буддизма. Основы нравственной жизни в буддизме. Главные «яды, привязывающие бессмертную сущность человека к бесконечному колесу» рождений и 28 смертей: алчность, ненависть и заблуждение. Путь буддийской добродетели. Понятие кармы. Закон кармы. Буддийские притчи. Семья и её ценности в буддизме. Буддийское учение о семье. Буддийская свадьба. Обязанности мужа и жены. Иудаизм как уникальная культурная общность Брак и семья в иудаизме. Церемония бракосочетания. Иудейская праведность. Обряды иудаизма. Заповеди в иудаизме. Пищевые запреты. Социальная доктрина иудаизма. Основы социальной концепции иудаизма в России. Принятие «Основ социальной концепции иудаизма в России» на Конгрессе еврейских религиозных организаций и общин России в 2003 г. Семья и семейные ценности в религиозных культурах Рассказ Эммы Татарской «Пётр и Феврония». Легенды и быль». Пословицы и поговорки разных народов. 8 класс Раздел 1. Религиозные праздники. Тема 1. Христианские праздники. Христианский календарь. Цвета праздничных облачений. Праздники Бога Иисуса Христа. Праздники Пресвятой Богородицы. Католические и протестантские праздники. Христианские посты. Святые в христианстве. Христианские чудеса. Тема 2. Исламские праздники. Хадж и Курбан-байрам. Пост в Рамадан и праздник Ураза-байрам. Иные исламские праздники. Тема 3. Праздники буддизма. Культовая практика в буддизме. Главные праздники буддизма. Буддийский календарь. Тема 4. Иудейские праздники. Праздники Торы. Праздники Талмуда. Каббалистические праздники. Раздел 2. Религиозная музыка и литература. Тема 5. Христианская литература и церковная музыка. Священное писание - Библия. Святоотеческие творения. Жития святых и патерики. Православные молитвы в художественной литературе. Католическая и протестантская литература. Христианская музыка. Тема 6. Исламская литература и музыка. Исламская литература. Коран, хадисы, сказки. Религиозные песнопения. Тема 7. Буддийская литература и музыка. Буддийские тексты из Палийского канона. Религиозные тексты махаяны. Литературные традиции Тибета. Музыка в буддийской традиции. Тема 8. Литература и музыка иудаизма. Священные книги иудаизма. Музыкальная культура иудаизма. Раздел 3. Религиозное пластическое искусство. Тема 9. Христианское пластическое искусство. Христианская живопись и скульптура. Символизм христианского храма. Западное пластическое искусство. Тема 10. Исламское пластическое искусство. Мечети. Мавзолеи. Ханаки и машады. Тема 11. Буддийское пластическое искусство. Зарождение Буддийского искусства. Буддийская живопись. Скульптуры Будды. Буддийская архитектура. Тема 12. Пластическое искусство иудаизма и молитвы священной истории иудеев в русской живописи. Скиния Завета и Иерусалимский храм. Синагога. Священная история иудеев в русской живописи. Заключение. Разнообразие религиозных культур как национальное достояние России. Тематическое планирование по разделам 5 класс № Наименование разделов Всего часов 1 Введение 1 2 Что такое культура. 4 3 Культура России как диалог культур разных нардов. 4 4 Нравственные ценности российского народа 16 5 Интеллектуальная культура российского общества. 1 6 Эстетическая культура общества. 6 7 Итого 32 6 класс № Наименование разделов 1 Что такое культура общества. Всего часов 7 2 Нравственные ценности российской культуры. 6 3 Семья – создатель и хранитель духовно-нравственных ценностей. 5 4 Роль образования в развитии культуры общества. 5 5 Художественная культура народов России. 6 6 Как сохранить культуру общества. 5 Итого 34 7 класс № Наименование разделов 1 Введение. Национальная и духовная культура России. Всего часов 2 2 Зарождение христианства. Восточное христианство (православие). 8 3 Западное христианство (католицизм и протестантизм). 6 4 Ислам. 7 5 Буддизм. 5 6 Иудаизм. 5 7 Верования коренных народов России. 8 8 Христианское учение о семье и обществе. 5 9 Ислам как образ жизни Шариат. 8 10 Этика буддизма. 4 11 Иудаизм как уникальная культурная общность. 10 Итого 68 8 класс № п/п Название разделов Всего часов Раздел 1. Религиозные праздники. 1 2 3 Христианские праздники. Исламские праздники. Праздники буддизма. 5 3 3 4 Иудейские праздники. Раздел 2. Религиозная музыка и литература. Христианская литература и церковная музыка. Исламская литература и музыка. Буддийская литература и музыка. Литература и музыка иудаизма Раздел 3. Религиозное пластическое искусство. Христианское пластическое искусство. Исламское пластическое искусство. Буддийское пластическое искусство. Пластическое искусство иудаизма Итого 2 5 6 7 8 9 10 11 3 1 2 2 3 1 3 34 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 класс № 2. Дата Электронные изучения (цифровые) всего контрольные практические образователь работы работы ные ресурсы Зачем изучать курс «Основы 01.09.23 1 духовно-нравственной культуры народов России»? Что такое культура. 08.09. 1 3. В мире культуры. 1. Тема урока Развитие письменности на Руси. 5. Народное искусство народов России. 6. Выдающиеся деятели российской культуры. 7. Выдающиеся деятели российской культуры. 8. Выдающиеся личности православные святые. 9. Выдающиеся личности православные святые. 10. Что такое нравственная культура. 11. Совесть - внутренний голос человека. 12. Что такое интеллигентность. 4. 13. Патриотизм - нравственное чувство гражданина. 14. Страницы Великой Отечественной войны. 15. Православные священнослужители защитники Родины. 16. Православные священнослужители защитники Родины. 17. Защитники земли Русской. 18. Гуманизм - высшее нравственное чувство человека. 19. Благотворительность. 20. Религия и нравственность. Православие. 21. Нравственные заповеди ислама. 22. Нравственные заповеди буддизма. Количество часов 1 15.09 1 22.09 1 29.09 1 06.10 1 13.10 1 20.10 1 1 27.10 1 10.11 1 17.11 1 24.11 1 01.12 1 08.12 1 15.12 1 1 22.12 1 12.01 1 19.01 1 26.01 1 02.02 1 09.02 1 16.02 23. Нравственные заповеди иудаизма. 24. Труд - общественная ценность. 25. Российские награды за труд. 1 01.03 1 15.03 1 1 22.03 26. Интеллектуальная культура. 1 05.04 27. Эстетическая культура. 1 12.04 28. Народное искусство. 1 19.04 1 26.04 1 03.05 1 17.05 29. Архитектура православных храмов. 30. Иконы в культуре православия. 31. Мечеть. Каллиграфия в исламе. 32. Роль и значение культуры в обществе. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 32 4 24.05 6 класс № 1. 2. Тема урока Культура общества. Источники развития культуры Человек и вера Количество часов Дата Электронные изучения (цифровые) всего контрольные практические образователь работы работы ные ресурсы 05.09.23 г. 1 12.09 1 4. Традиционные религии России. Православие. 1 26.09 5. Ислам. 1 03.10 6. Иудаизм. 1 10.10 7. Буддизм. 1 17.10 8. Гражданин и государство. 1 24.10 9. Кого называют патриотом. 1 07.11 3. 10. Отечественная война 1812 г. Герои войны. 11. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Герои войны. 12. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Герои войны. 1 1 1 1 1 1 19.09 14.11 21.11 1 28.11 13. Нравственные ценности личности. 14. Семья – ячейка общества. 1 05.12 1 12.12 15. Государство и семья. 1 19.12 16. Семейные роли и ценности в прошлом и настоящем. 17. Преемственность поколений. 1 1 09.01.24 г. 18. Традиции семьи в разных религиозных культурах. 1 16.01 19. Общество и образование. 1 23.01 20. Начальное образование на Руси. 21. Образование в Российской империи при династии Романовых. 22. Образование в Российской империи при династии Романовых. 23. Религия и образование в традициях народов. 24. Понятие творчества.. 1 30.01 1 06.02 1 1 1 26.12 13.02 1 20.02 1 27.02 25. Виды искусства. 1 05.03 26. Мифология и фольклор 1 12.03 27. Декоративно прикладное искусство. 28. Выдающиеся деятели культуры 29. Художественная культура традиционных религий России. 30. Кого называют образованным человеком. 31. Культурное наследие России. 1 19.03 1 02.04 1 1 09.04 1 16.04 1 23.04 32. Объекты культурного наследия. 33. Как государство охраняет памятники культуры. 1 07.05 1 14.05 Культура в обществе. 1 1 34 7 34 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 21.05 7 класс. № п/п Наименование разделов и тем программы Количеств о часов всего 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Глава I. Религии России. Раздел 1. Зарождение христианства. Восточное христианство (православие). Введение. 1 Национальная и духовная культура России Зарождение христианства и возникновение церкви Зарождение христианства и возникновение церкви Утверждение православия на Руси Утверждение православия на Руси Основные вехи истории Русской православной церкви Основные вехи истории Русской православной церкви Организация церковной жизни Организация церковной жизни Раздел 2. Западное христианство (католицизм и протестантизм) Католическая церковь: учение и организация Католицизм в России Католицизм в России Европейская Реформация и возникновение протестантизма. Современный протестантизм. Протестантизм в России. Раздел 3. Ислам Зарождение и распространение ислама. Зарождение и распространение ислама. Основные положения исламского вероучения. контрольные работы Дата изучения практические работы 10 1 1 05.09.23 07.09 1 12.09 1 14.09 1 19.09 1 1 21.09 1 26.09 1 28.09 1 03.10 1 05.10 6 1 10.10 1 1 1 12.10 17.10 19.10 1 24.10 1 7 1 1 26.10 07.11 1 09.11 1 14.11 Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Основные положения исламского вероучения. Суннизм, шиизм и суфизм Суннизм, шиизм и суфизм Ислам в России Раздел 4. Буддизм Зарождение буддизма. Учение Будды. Распространение буддизма Тибетский буддизм. Буддизм в России. Раздел 5. Иудаизм Становление иудаизма Становление иудаизма Основные течения в иудаизме Основные течения в иудаизме Иудаизм в России Раздел 6. Верования коренных народов России Первобытные верования Первобытные верования Верования коренных народов Сибири. Верования финноугорских народов. Древние верования народов Северного Кавказа. Верования восточных славян. Верования восточных славян. Верования коренных народов России. Глава II. Религии России о семье и обществе Раздел 7. Христианское учение о семье и обществе Православная семья как домашняя церковь. Таинство венчания в православном христианстве. Социальные концепции Русской Православной Церкви. Брак в католицизме и протестантизме. Социальные концепции в 1 16.11 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 21.14 23.11 28.11 1 30.11 05.12 07.12 12.12 14.12 19.12 21.12 26.12 1 28.12 1 8 09.01 1 1 1 11.01 16.01 18.01 1 23.01 1 25.01 1 30.01 1 01.02 1 1 06.02 5 1 08.02 1 13.02 1 15.02 20.02 22.02 в католицизме и протестантизме. Раздел 8. Ислам как образ жизни 47 Шариат. 48 Шариат. 49 Семья и брак в исламе. 50 Семья и брак в исламе. 51 Ислам как образ жизни. 52 Ислам как образ жизни. 53 Основные положения социальной программы российских мусульман. 54 Основные положения социальной программы российских мусульман. Раздел 9. Этика буддизма 55 Основы нравственной жизни в буддизме 56 Основы нравственной жизни в буддизме 57 Семья и её ценности в буддизме. 58 Семья и её ценности в буддизме Тема 10. Иудаизм как уникальная культурная общность. 59 Брак и семья в иудаизме. 60 Брак и семья в иудаизме. 61 Иудейская праведность. 62 Иудейская праведность. 63 Основы социальной концепции иудаизма в России. 64 Основы социальной концепции иудаизма в России. 65 Семья и семейные ценности в религиозных культурах. 66 Семья и семейные ценности в религиозных культурах. 67 Религии России о семье и обществе. 68 Религии России ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 8 1 1 1 1 1 1 1 1 27.02 29.02 05.03 07.03 12.03 14.03 19.03 1 21.03 4 1 02.04 1 04.04 1 09.04 1 11.04 10 1 1 1 1 1 16.04 18.04 23.04 25.04 02.05 1 07.05 1 14.05 1 16.05 1 1 68 1 21.05 23.05 5 8 класс № Тема урока Количество часов всего Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 2 Христианские праздники. Календарь. 3 Благовещение Пресвятой Богородицы. Вербное воскресенье. 4 Пасха. Троица. 1 контроль практи ные ческие работы работы 05.09.23 г. 1 1 Дата изучения 1 06.09 1 12.09 1 13.09 5 Праздники Пресвятой Богородицы. 6 Праздники Господа Бога Иисуса Христа. 7 Католические и протестантские праздники. 8 Христианские святые. 1 19.09 1 20.09 1 27.09 9 Исламские праздники.. 1 03.10 10 Хадж и Курбан-байрам. 1 04.10 11 Пост в Рамадан. 1 10.10 12 Праздник Ураза-байрам. 1 11.10 13 Иные исламские праздники. 14 Культовая практика в буддизме. 15 Главные праздники в буддизме. 16 Буддийский календарь. 1 17.10 1 18.10 1 25.10 17 Праздники Торы. 1 07.11 18 Праздники Талмуда. 1 08.11 19 Кабалистические праздники. 20 Священное Писание Библия 21 Священное Писание Библия 22 Святоотеческие творения. 1 14.11 1 15.11 1 22.11 23 Жития святых и патерики. 1 28.11 1 1 1 1 1 1 26.09 24.10 21.11 Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы 24 Православные молитвы в художественной литературе. 25 Католическая и протестантская литература. 26 Христианская музыка. 1 29.11 1 05.12 1 06.12 27 Исламская литература. Коран. 28 Исламская литература. Хадисы и сказки. 29 Религиозные песнопения. 1 12.12 1 13.12 1 19.12 30 Буддийские тексты из Палийского канона. 31 Религиозные тексты махаяны. Притчи. 32 Литературные традиции Тибета. 33 Буддийская музыка. 1 20.12 1 26.12 1 09.01.24 г. 34 Священные книги иудаизма. 35 Саддукеи и фарисеи. 1 10.01 1 16.01 36 Музыка иудаизма. 1 17.01 37 Христианская живопись. Византия. 38 Христианская живопись. От Древней Руси до начала XX в. 39 Символизм христианского храма. 40 Символизм христианского храма. 41 Западное пластическое искусство. 42 Западное пластическое искусство. 43 Арабески. 1 1 13.02 44 Арабески. 1 14.02 45 Мечети. 1 20.02 46 Мавзолеи. 1 21.02 47 Ханаки и машады. 1 27.02 48 Зарождение буддийского искусства. 49 Зарождение буддийского искусства. 50 Буддийская живопись. 1 28.02 1 1 1 27.12 23.01 1 24.01 1 30.01 1 1 1 1 1 1 31.01 06.02 1 1 07.02 05.03 06.03 51 Буддийская живопись. 1 12.03 52 Скульптуры Будды. 1 13.03 53 Скульптуры Будды. 1 19.03 54 Буддийская архитектура. 1 20.03 55 Буддийская архитектура. 1 02.04 56 Скиния завета. 1 03.04 57 Иерусалимский храм. 1 09.04 58 Иерусалимский храм. 1 10.04 59 Синагога. 1 16.04 60 Синагога. 1 17.04 61 Священная история иудеев в русской живописи. 62 Священная история иудеев в русской живописи. 63 Разнообразие религиозных культур России. 64 Разнообразие религиозных культур России. 65 Христианские праздники. 1 23.04 1 14.05 66 Исламские праздники. 1 15.05 67 Праздники буддизма. 1 21.05 68 Иудейские праздники. 1 22.05 Общее количество часов по программе 1 1 1 1 68 24.04 07.05 1 11 08.05 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Введите свой вариант: учебник Н.Ф. Виноградова Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5-7 класс. Москва, "Просвещение", 2021 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5-7 классы: методические рекомендации/ Н.Ф.Виноградова. – М.,: Вентана-Граф, 2020 г. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ