Пояснительная записка Общественно-полезный труд воспитывает у детей трудолюбие, стремление к созиданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Правильно организованный труд обучающихся во внеурочное время способствует укреплению здоровья школьников, приводит к улучшению функционального состояния нервной системы, повышает их активность, помогает соблюдать гигиенический режим дня. Эффективность воспитательной работы во многом зависит от подбора видов труда и места трудовой деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Прежде всего труд обучающихся должен быть осмысленным, посильным и по возможности разнообразным. Если обучающимся понятны цели и общественное значение их труда, они будут охотно и с интересом трудиться. Убежденность в полезности выполненной работы вызывает чувство морального удовлетворения, на основе которого формируется положительное отношение к труду. Цель программы: развивать умение находить инновационный подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда, коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности; развитие творческих способностей, логического и технологического мышления. Решаемые задачи: воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно-значимой деятельности; формирование гуманных начал жизни в социуме через совместное целенаправленное коллективно - распределенную деятельность; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты У обучающегося будут формироваться: -ориентация на принятие образа «хорошего ученика»; -ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; -предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; -положительное отношение к преобразовательной трудовой деятельности; - осознание своей ответственности за общее дело; -ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; -уважение к чужому труду и результатам труда; -формированию устойчивого интереса к трудовой деятельности, к общению с природой; Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения; -социальных и учебно-познавательных мотивов учения; -понимания значения предметно-практической деятельности в жизни. Регулятивные результаты Обучающийся научится: -следовать установленным правилам в планировании и контроле способа действия; - в сотрудничестве с учителем и учащимися контролировать и оценивать свои действия при работе с учебным материалом; - отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; - вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; - адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. - под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату. Обучающийся получит возможность научиться: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - осуществлять предвосхищающий контроль по способу действия; - самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном и словесно-логическом уровнях; - адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в конце действия с учебным материалом; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. Коммуникативные результаты Обучающийся научится: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учитывать другие мнение и позицию; - оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения; - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - стремиться к координации позиций в сотрудничестве; - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. Познавательные результаты Обучающийся научится: - осуществлять поиск нужного познавательного материала -работать с информацией, представленной в форме трудовой деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов; - фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -строить рассуждение об объекте, его строении, свойствах и связях; -вместе с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -делать выписки из источников информации; -осуществлять синтез как составление целого из частей; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Ожидаемый результат: - формирование умения жить и трудиться в коллективе; - формирование твердой уверенности в необходимости труда; - развитие познавательного интереса и любви к труду; - обучение умению планировать свою работу; - вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; - воспитание необходимой культуры труда; - выработка умения четко представлять конечный результат труда, условия, необходимые для его осуществления; - воспитание уважения к людям труда; - воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; - формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; - выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; - воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; - формирование активной жизненной позиции. Содержание курса Волонтерское движение Ребята оказывают помощь школе, в детском саду по уборке территории. Уметь применять навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе Формой организации внеурочной деятельности является работа по бригадам и индивидуально. Перед работой проводится инструктаж по предстоящей работе, обращается внимание на соблюдение правил техники безопасности, личной гигиены, охрану окружающей среды, ставится задача выполнения задания в определенный срок. Виды деятельности: Ребята оказывают помощь школе, в детском саду по уборке территории Работа в школьной библиотеке Проверяются книги в школьной библиотеке, ребята проводят ремонт книг. Воспитывается бережное и аккуратное отношение к книгам, учебникам. Формой организации внеурочной деятельности является работа по бригадам и индивидуально. Перед работой проводится инструктаж по предстоящей работе, обращается внимание на соблюдение правил охраны труда, личной гигиены, ставится задача выполнения задания в определенный срок. Виды деятельности: ребята оказывают помощь библиотекарю в ремонте книг и учебников. Уборка школьного двора Работа на пришкольном участке предусматривает перечень самостоятельных и коллективных действий по уборке пришкольной территории осенью, весной очистка от листвы и мусора, зимой от снега. Основная задача научить элементарным навыкам самообслуживания, общественно – полезному труду, воспитывать аккуратность, самостоятельностью, соблюдать охрану труда. Формой организации внеурочной деятельности является работа по бригадам и индивидуально. Перед работой проводится инструктаж по предстоящей работе, обращается внимание на соблюдение правил охраны труда, личной гигиены, ставится задача выполнения задания в определенный срок. Виды деятельности: ребята работают на пришкольном участке по уборке территории осенью, весной очистка от листвы и мусора, зимой от снега, приобретают элементарные навыки самообслуживания. Работа на школьных клумбах Выращивание рассады растений для клумб в весенний период. Посадка рассады, саженцев для озеленения школьного двора, Охрана зеленых насаждений. Формой организации внеурочной деятельности является работа по бригадам и индивидуально. Перед работой проводится инструктаж по предстоящей работе, обращается внимание на соблюдение правил охраны труда, личной гигиены, ставится задача выполнения задания в определенный срок. Виды деятельности: ребята работают на клумбах пришкольного участка, высаживают рассаду, занимаются поливкой и прополкой саженцев, приобретают элементарные навыки работы на клумбах. Создают уют в школьном дворе. Комнатные растения Уход за комнатными растениями в кассах, коридорах. Приобретают элементарные навыки посадки комнатных растений, проводят пересадку и подкормку, самостоятельно следят за чистотой растений. Занимаются поиском информации по уходу за растениями. Формой организации внеурочной деятельности является работа по бригадам и индивидуально. Перед работой проводится инструктаж по предстоящей работе, обращается внимание на соблюдение правил охраны труда, личной гигиены. Виды деятельности: ребята ухаживают за комнатными растениями в кассах, коридорах. Приобретают элементарные навыки посадки комнатных растений, проводят пересадку и подкормку, самостоятельно следят за чистотой растений. Тематическое планирование № Название раздела 1 2 3 4 5 Волонтерское движение Работа в школьной библиотеке Уборка школьного двора Работа на школьных клумбах Комнатные растения Всего Количество часов 9 5 8 6 6 34