РП ВД Музыкальная студия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса
внеурочной деятельности «Музыкальная студия», устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование
по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом
межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе
является средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие века и отражённых в народной, духовной музыке,
произведениях великих композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание в свете целей и задач укрепления
национальной идентичности. Родные интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода, сохраняющего в свёрнутом виде
всю систему мировоззрения предков, передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком — подсознательном — уровне.
Музыка — временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в развитие комплекса психических качеств личности является способность
музыки развивать чувство времени, чуткость к распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий, обогощать
индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта, способствует самореализации и самопринятию личности. Таким
образом музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы
ценностей.
Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной
культуры.
ЗАДАЧИ:

- формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;
- создавать условия для формирования у детей коммуникативных качеств;
- использовать целостный подход к музыкальной деятельности в исполнении, слушании музыки, импровизации, драматизации и
т.д.;
- воспитывать любовь и интерес к музыке:
- воспитывать музыкальный вкус;
- формировать становление нравственных позиций личности ребенка.
- развивать комплекс музыкальных творческих способностей, таких как:

- способности к восприятию музыки;
- певческих хоровых навыков;
- музыкальной творческой активности;

Место учебного курса в учебном плане. Изучение курса «Музыкальная студия» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся, участие в исследовательских и творческих проектах, в том числе основанных на межпредметных связях. Учебным
планом на изучение данного курса в 5 классе на базовом уровне отведено по 34 учебных часа — по 1 часу в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ-5 класс
Творчество композиторов-песенников ХХ-ХXI в.в
Раздел № 1 Введение. Народные песни (5ч.)
Роль народной песни в жизни народа. Просмотр видеоматериалов о народном творчестве, о композиторах. Специфика пения народных песен.
Подготовка к народным «осенним посиделкам».
Раздел № 2 Композиторы – песенники нашего времени (20ч.) И.О. Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки. М.
Дунаевский – легенда в современной музыке. А. Пахмутова – композитор-патриот. Творчество Е. Крылатова в кинематографе. Марк Минков и
«детские мульфильмы». Образ России, природы в песнях Ю. Чичкова. Прекрасный творческий союз А. Зацепина, Л. Дербенева и Ю. Энтина.
Просмотр презентаций и видеофильмов о композиторах- песенниках.
Раздел № 3 Песни военных лет (9 ч.) Вводное занятие. Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне. Фронтовые песни. Песни
послевоенных лет (Д. Тухманов, М.Таривердиев, Д.Шостакович, С.Прокофьев и др). Песни о героях наших дней. Просмотр презентаций о
творчестве композиторов и исполнителей (В.Высоцкого, О. Газманова, Я.Френкеля, А.Новикова
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания курса «Музыкальная студия» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп
результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для основного общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов республик Российской Федерации и других стран мира; проявление интереса к освоению

музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную
культуру своей страны, своего края.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность воспринимать музыкальное искусство с учётом
моральных и духовных ценностей этического и религиозного контекста, социально-исторических особенностей этики и эстетики; придерживаться
принципов справедливости, взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности, при
подготовке внеклассных концертов, фестивалей, конкурсов.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, готовность прислушиваться к
природе, людям, самому себе; осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации
и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой; овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла; овладение основными способами исследовательской деятельности на звуковом материале самой музыки, а
также на материале искусствоведческой, исторической, публицистической информации о различных явлениях музыкального искусства,
использование доступного объёма специальной терминологии.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный опыт и опыт восприятия произведений искусства; соблюдение правил личной
безопасности и гигиены, в том числе в процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской деятельности; умение осознавать
своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные интонационные средства для выражения своего
состояния, в том числе в процессе повседневного общения; сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; участие в
экологических проектах через различные формы музыкального творчества.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни,
включая семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой деятельности, а также в рамках социального взаимодействия
с людьми из другой культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей — как взрослых, так и сверстников, в том числе в разнообразных проявлениях творчества,
овладения различными навыками в сфере музыкального и других видов искусства;
смелость при соприкосновении с новым эмоциональным опытом, воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные тенденции и направления развития культуры и социума;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный
и эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психо-эмоциональными ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения
отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
сопоставлять, сравнивать на основании существенных признаков произведения, жанры и стили музыкального и других видов искусства;
обнаруживать взаимные влияния отдельных видов, жанров и стилей музыки друг на друга, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
выявлять общее и особенное, закономерности и противоречия в комплексе выразительных средств, используемых при создании музыкального
образа конкретного произведения, жанра, стиля;
выявлять и характеризовать существенные признаки конкретного музыкального звучания;
самостоятельно обобщать и формулировать выводы по результатам проведённого слухового наблюдения-исследования.
Базовые исследовательские действия:
следовать внутренним слухом за развитием музыкального процесса, «наблюдать» звучание музыки;
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать собственные вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием учебной ситуации,
восприятия, исполнения музыки;
составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных, в том числе исполнительских и творческих задач;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей музыкально-языковых единиц,
сравнению художественных процессов, музыкальных явлений, культурных объектов между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
понимать специфику работы с аудиоинформацией, музыкальными записями;
использовать интонирование для запоминания звуковой информации, музыкальных произведений;
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах,
таблицах, схемах;
использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
различать тексты информационного и художественного содержания, трансформировать, интерпретировать их в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, таблица, схема, презентация, театрализация и др.) в
зависимости от коммуникативной установки.
Овладение системой универсальных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков обучающихся, в том
числе развитие специфического типа интеллектуальной деятельности — музыкального мышления.

2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального
высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому
произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в
повседневном общении;
эффективно использовать интонационно-выразительные возможности в ситуации публичного выступления;
распознавать невербальные средства общения (интонация, мимика, жесты), расценивать их как полноценные элементы коммуникации,
адекватно включаться в соответствующий уровень общения.
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
выражать своё мнение, в том числе впечатления от общения с музыкальным искусством в устных и письменных текстах;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
вести диалог, дискуссию, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, поддерживать благожелательный тон диалога;
публично представлять результаты учебной и творческой деятельности.
Совместная деятельность (сотрудничество):
развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки;
понимать ценность такого социально-психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
понимать и использовать преимущества коллективной, групповой и индивидуальной музыкальной деятельности, выбирать наиболее
эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения,
подчиняться;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к представлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
ставить перед собой среднесрочные и долгосрочные цели по самосовершенствованию, в том числе в части творческих, исполнительских навыков
и способностей, настойчиво продвигаться к поставленной цели;
планировать достижение целей через решение ряда последовательных задач частного характера;
самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;
выявлять наиболее важные проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов
и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать за него ответственность на себя.
Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности; понимать причины неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому опыту;
использовать музыку для улучшения самочувствия, сознательного управления своим психоэмоциональным состоянием, в том числе
стимулировать состояния активности (бодрости), отдыха (релаксации), концентрации внимания и т. д.
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей, использовать возможности музыкального искусства для
расширения своих компетенций в данной сфере;
развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других как в повседневной жизни, так и в ситуациях музыкальноопосредованного общения;
выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя коммуникативно-интонационную
ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению, эстетическим предпочтениям и вкусам;
признавать своё и чужое право на ошибку, при обнаружении ошибки фокусироваться не на ней самой, а на способе улучшения результатов
деятельности;
принимать себя и других, не осуждая;
проявлять открытость;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по курсу «Музыкальная студия» :
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего
человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных
мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной
традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);

— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие
политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Наименование разделов и тем
п/ программы
п

Количество Виды деятельности
часов
всего

Электронные
(цифровые
образовательные
ресурсы
https://resh.edu.ru/

1 Роль песни в жизни народа. Жанры русской
народной песни.

1

различать песни разных народов, разыгрывать
народные песни, : исполнять народные песни

2 Песни разных народов. Народные песни в
произведениях композиторов.

1

различать песни разных народов, разыгрывать
народные песни, : исполнять народные песни

3 Подготовка к «осенним посиделкам»

3

4 И.О.Дунаевский – основоположник
отечественной эстрадной музыки.

2

5 М.Дунаевский – легенда в современной
музыке

2

наблюдать за использованием музыки композитора https://resh.edu.ru/
в жизни человека

6 А.Пахмутова – композитор-патриот

2

различать настроения, чувства, характер человека в https://resh.edu.ru/
музыке.

7 Творчество Е.Крылатова в кинематографе

2

создавать музыкальные образы в разных песнях

https://resh.edu.ru/

8 Марк Минков и детские фильмы
и мульфильмы

2

создавать музыкальные образы в разных песнях

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

разыгрывать народные песни, : исполнять народные https://resh.edu.ru/
песни
создавать музыкальные образы в разных песнях
https://resh.edu.ru/

9 Образ России, русской природы в песнях
Ю.Чичкова и Е.Мартынова

2

10 Прекрасный творческий союз А.Зацепина,
Л.Дербенева, Ю.Энтина и А.Пугачевой

2

11 Подготовка к творческому проекту.

4

12 Театрализованный концерт

2

участвовать в совместной деятельности при
воплощении различных образов

4

исполнять
разные
по
характеру
корректировать собственное исполнение

иесни, https://resh.edu.ru/

исполнять
разные
по
характеру
корректировать собственное исполнение
участвовать в жизни школы

иесни, https://resh.edu.ru/

13 Музыка и песни послевоенных лет
композиторов-песенников (В.Высоцкого,
М.Таривердиева, Д.Тухманова,
А.Пахмутовой)
14 Песни о героях наших дней (песни
современных авторов- О.Газманова и др.)
15 Песенный конкурс
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

4
1
34

оценивать интонационное богатство музыкального
мира песен о России русской природе

https://resh.edu.ru/

наблюдать и оценивать богатство песенного https://resh.edu.ru/
творчества этого «союза» «четырех»
участвовать в совместной деятельности при
https://resh.edu.ru/
воплощении различных образов

https://resh.edu.ru/

https://resh.edu.ru/

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу внеурочной деятельности «Музыкальная студия»
Учитель: Гамеева Ольга Викторовна
Количество часов: всего 34 часа, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя русского языка и литературы Гамеевой О.В., утвержденной директором приказ
№ __ от _________ года.
№
Тема занятия
п/п
1 Роль песни в жизни народа. Жанры русской народной песни.
2

Песни разных народов. Народные песни в произведениях композиторов.

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Подготовка к «осенним посиделкам»
Подготовка к «осенним посиделкам»
Подготовка к «осенним посиделкам»
И.О.Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки.
И.О.Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной музыки.
М.Дунаевский – легенда в современной музыке
М.Дунаевский – легенда в современной музыке
А.Пахмутова – композитор-патриот
А.Пахмутова – композитор-патриот
Творчество Е.Крылатова в кинематографе
Творчество Е.Крылатова в кинематографе
Марк Минков и детские фильмы и мульфильмы
Марк Минков и детские фильмы и мульфильмы
Образ России, русской природы в песнях Ю.Чичкова и Е.Мартынова
Образ России, русской природы в песнях Ю.Чичкова и Е.Мартынова

18
19
20
21
22
23
24

Прекрасный творческий союз А.Зацепина, Л.Дербенева, Ю.Энтина и А.Пугачевой
Прекрасный творческий союз А.Зацепина, Л.Дербенева, Ю.Энтина и А.Пугачевой
Подготовка к творческому проекту.
Подготовка к творческому проекту.
Подготовка к творческому проекту.
Подготовка к творческому проекту.
Театрализованный концерт

Дата
План

Факт

25
26
27
28

29
30
31
32
33
34

Театрализованный концерт
Музыка и песни послевоенных лет композиторов-песенников (В.Высоцкого,
М.Таривердиева, Д.Тухманова, А.Пахмутовой)
Музыка и песни послевоенных лет композиторов-песенников (В.Высоцкого,
М.Таривердиева, Д.Тухманова, А.Пахмутовой)
Музыка и песни послевоенных лет композиторов-песенников (В.Высоцкого,
М.Таривердиева, Д.Тухманова, А.Пахмутовой)
Музыка и песни послевоенных лет композиторов-песенников (В.Высоцкого,
М.Таривердиева, Д.Тухманова, А.Пахмутовой)
Песни о героях наших дней (песни современных авторов- О.Газманова и др.)
Песни о героях наших дней (песни современных авторов- О.Газманова и др.)
Песни о героях наших дней (песни современных авторов- О.Газманова и др.)
Песни о героях наших дней (песни современных авторов- О.Газманова и др.)
Песенный конкурс
Песенный конкурс

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.Музыка, 5 класс /Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»; 2. Ригина Г.С. Музыка. Обучение.
Творческое развитие, Воспитание. – Изд.: «Учебная литература», 2019 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
2.
3.
4.
5.

Уроки музыки. Поурочные разкаботки 5-7 классы. Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская. Издательство "Просвещение"
Арсенина Е.Н. Театрализованные концерты. – Изд.: «Учитель», 20018 г.
Емельянов В.В. Развитие голоса. «Лань», 2019 г.
Настольная книга школьного учителя – музыканта. М. «Владос»,2020г.
Музыкальные энциклопедии

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
2.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
3.Музыка. Фонохрестоматия. 5класс(Электронный ресурс)/сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, , Т.С.Шмагина.- М.Просвещение, 2019г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».