ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры. Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление. Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления. В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов». Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы. Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями. Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках. В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 9 КЛАСС Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных. Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости. Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов. Множество, элемент множества, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использование графического представления множеств для описания реальных процессов и явлений, при решении задач. Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение числовых наборов. Диаграмма рассеивания. Элементарные события случайного опыта. Случайные события. Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и практически достоверными событиями в природе, обществе и науке. Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Решение задач с помощью графов. Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента, диаграмм Эйлера. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 9 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений. Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках. Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах. Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости. Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, представлять данные в виде таблиц, диаграмм, графиков. Описывать данные с помощью статистических показателей: средних значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное отклонение). Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе по результатам измерений и наблюдений. Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента, диаграммы Эйлера, числовая прямая. Оперировать понятиями: множество, подмножество, выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение, перечислять элементы множеств, применять свойства множеств. Использовать графическое представление множеств и связей между ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из других учебных предметов и курсов. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/п 1 2 Наимено вание разделов и тем програм мы Представление данных Описательная статистика. Рассеивание данных Количе ство часов 6 8 Основное содержание Представление данных в таблицах. Практические вычисления по табличным данным. Извлечение и интерпретация табличных данных. Практическая работа «Таблицы». Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм. Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм. Практическая работа «Диаграммы». Представление данных. Описательная статистика. Случайная изменчивость. Средние числового набора. Случайные события. Вероятности и частоты. Классические модели теории вероятностей: монета и игральная кость Числовые наборы. Среднее арифметическое. Медиана числового набора. Устойчивость медианы. Практическая работа «Средние значения». Наибольшее и наименьшее значения Основные виды деятельности обучающихся Осваивать способы представления статистических данных и числовых массивов с помощью таблиц и диаграмм с использованием актуальных и важных данных (демографические данные, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, общественные и природные явления). Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью цифровых ресурсов в ходе практических работ Осваивать понятия: дисперсия и стандартное отклонение, использовать эти характеристики для описания рассеивания данных. Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии связи по диаграммам рассеивания. Строить диаграммы рассеивания по 3 Множества 4 Вероятность случайного события 8 12 числового набора. Размах. Отклонения. Дисперсия числового набора. Стандартное отклонение числового набора. Диаграммы рассеивания Множество, подмножество. Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Графическое представление множеств. имеющимся данным, в том числе с помощью компьютера Осваивать понятия: множество, элемент множества, подмножество. Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение. Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения. Использовать графическое представление множеств при описании реальных процессов и явлений, при решении задач из других учебных предметов и курсов Случайный опыт и случайное Осваивать понятия: элементарное событие, событие. Вероятность и частота случайное событие как совокупность события. Роль маловероятных и благоприятствующих элементарных практически достоверных событий в событий, равновозможные элементарные природе и в обществе. Монета и события. игральная кость в теории Решать задачи на вычисление вероятностей вероятностей. событий по вероятностям элементарных событий случайного опыта. Практическая работа «Частота Решать задачи на вычисление вероятностей выпадения орла» событий в опытах с равновозможными элементарными событиями, в том числе с Элементарные события. Случайные помощью компьютера. события. Благоприятствующие Проводить и изучать опыты с элементарные события. Вероятности равновозможными элементарными событиями событий. Опыты с равно(с использованием монет, игральных костей, возможными элементарными других моделей) в ходе практической работы событиями. Случайный выбор. Практическая работа «Опыты с равновозможными элементарными событиями» 5 Введение в теорию графов 6 Случайные события 8 16 Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа. Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированных графах. Дерево. Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер. Правило умножения. Осваивать понятия: дерево как граф без цикла, висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве, диаметр дерева. Изучать свойства дерева: существование висячей вершины, единственность пути между двумя вершинами, связь между числом вершин и числом рёбер. Решать задачи на поиск и перечисление путей в дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве, обход бинарного дерева, в том числе с применением правила умножения Случайный опыт и случайное событие. Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей. Практическая работа «Частота выпадения орла». Противоположное событие. Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения вероятностей. Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события. Представление случайного эксперимента в виде дерева. Осваивать понятия: взаимно противоположные события, операции над событиями, объединение и пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера— Венна), совместные и несовместные события. Изучать теоремы о вероятности объединения двух событий (формулы сложения вероятностей). Решать задачи, в том числе текстовые задачи на определение вероятностей объединения и пересечения событий с помощью числовой прямой, диаграмм Эйлера, формулы сложения вероятностей. Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события дерево случайного опыта. Изучать свойства (определения) 7 Обобщение, систематизация знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 68 независимых событий. Решать задачи на определение и использование независимых событий. Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе условных, с использованием дерева случайного опыта. Представление данных. Описательная Повторять изученное и выстраивать систему знаний. статистика. Вероятность случайного Решать задачи на представление и события. описание данных с помощью изученных Графы. Вероятность случайного характеристик. события. Элементы комбинаторики. Решать задачи с применением графов. Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными элементарными событиями. Решать задачи на нахождение вероятностей объединения и пересечения событий, в том числе независимых, с использованием графических представлений и дерева случайного опыта. Решать задачи на перечисление комбинаций (числа перестановок, числа сочетаний), на нахождение вероятностей событий с применением комбинаторики, в том числе с использованием треугольника Паскаля ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС № п/ п Тема урока Количес тво часов Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Представление данных в таблицах 1 05.09.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8 2 Практические вычисления по табличным данным 1 06.09.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324 3 Извлечение и интерпретация табличных данных 1 12.09.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e 4 Практическая работа "Таблицы" 1 13.09.23 5 Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм 1 19.09.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e 6 Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм 1 20.09.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602 7 Практическая работа "Диаграммы" 1 26.09.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e 8 Числовые наборы. Среднее арифметическое 1 27.09.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 9 Числовые наборы. Среднее арифметическое 1 03.10.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 10 Медиана числового набора. Устойчивость медианы 1 04.10.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e 11 Медиана числового набора. Устойчивость медианы 1 10.10.23 12 Практическая работа "Средние значения" 1 11.10.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a 13 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах 1 17.10.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a 14 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах 1 18.10.23 15 Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах 1 24.10.23 16 Представление данных. Описательная статистика 1 25.10.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390 17 Случайная изменчивость (примеры) 1 07.11.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc 18 Частота значений в массиве данных 1 08.11.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c 19 Группировка 1 14.11.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0 20 Гистограммы 1 15.11.23 21 Гистограммы 1 21.11.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c 22 Практическая работа "Случайная изменчивость" 1 22.11.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8 23 Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа 1 28.11.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52 24 Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл 1 29.11.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba 25 Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа 1 05.12.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236 26 Представление об ориентированных графах 1 06.12.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2 27 Случайный опыт и случайное событие 1 12.12.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4 28 Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе 1 13.12.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646 29 Монета и игральная кость в теории вероятностей 1 19.12.23 30 Практическая работа "Частота выпадения орла" 1 20.12.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8 31 Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события 1 26.12.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186 32 Отклонения 1 27.12.23 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 33 Дисперсия числового набора 1 09.01.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0a50 34 Стандартное отклонение числового набора 1 10.01.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0bfe 35 Диаграммы рассеивания 1 16.01.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0ea6 36 Множество, подмножество 1 17.01.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1180 37 Операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение 1 23.01.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f143c 38 Свойства операций над множествами: переместительное, сочетательное, распределительное, включения 1 24.01.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1784 39 Графическое представление множеств 1 30.01.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f198c 40 Статистика. Множества 1 31.01.24 41 Элементарные события. Случайные события 1 06.02.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec 42 Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий 1 07.02.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1dec 43 Благоприятствующие элементарные события. Вероятности событий 1 13.02.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f1f72 44 Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор 1 14.02.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca 45 Опыты с равновозможными элементарными событиями. Случайный выбор 1 20.02.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f21ca 46 Практическая работа "Опыты с равновозможными элементарными 1 21.02.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f235a событиями" 47 Дерево 1 27.02.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2a4e 48 Свойства дерева: единственность пути, существование висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер 1 28.02.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2bac 49 Правило умножения 1 05.03.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2cd8 50 Правило умножения 1 06.03.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2e36 51 Противоположное событие 1 12.03.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f2f8a 52 Диаграмма Эйлера. Объединение и пересечение событий 1 13.03.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3214 53 Несовместные события. Формула сложения вероятностей 1 19.03.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3372 54 Несовместные события. Формула сложения вероятностей 1 20.03.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3764 55 Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события 1 02.04.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f38ae 56 Правило умножения вероятностей. Условная вероятность. Независимые события 1 03.04.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3b06 57 Представление случайного эксперимента в виде дерева 1 09.04.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3cbe 58 Представление случайного эксперимента в виде дерева 1 10.04.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f3f20 59 Повторение, обобщение. Представление данных. Описательная статистика 1 16.04.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4128 60 Повторение, обобщение. Представление 1 17.04.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f4312 данных. Описательная статистика 61 Повторение, обобщение. Представление данных. Описательная статистика 62 23.04.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24 Повторение, обобщение. Представление данных. Описательная статистика 24.04.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa 63 Повторение, обобщение. Графы 07.05.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24 64 Повторение, обобщение. Графы 1 08.05.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa 65 Повторение, обобщение. Вероятность случайного события 1 14.05.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa 66 Повторение, обобщение. Вероятность случайного события 1 15.05.24 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efec0 1 67 Повторение, обобщение. Вероятность случайного события 1 21.05.24 68 Повторение, обобщение. Вероятность случайного события 1 22.05.24 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Математика. Вероятность и статистика: 7-9классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях / И.Р.Высоцкий, И.В.Ященко; под ред. И.В.Ященко. – Москва: Просвещение, 2023. Рабочая тетрадь. Задачник. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Методическое пособие к предметной линии учебников по вероятности и статистике И.Р.Высоцкого, И.В.Ященко под редакцией И.В.Ященко. https://ptlab.mccme.ru/vertical ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://urok.1sept.ru/articles/582818 http://alfusja-bahova.ucoz.ru/load/7_klass/4-32 https://www.mathedu.ru/text/bunimovich_bulychev_osnovy_statistiki_i_veroyatn ost_5- 11_2008/p0/ https://education.yandex.ru /https://uchi.ru/ https://www.yaklass.ru/ https://math-ge.sdamgia.ru/ https://edu.skysmart.ru/ https://resh.edu.ru ЦОС Моя Школа (myschool.edu.ru)