Пояснительная записка.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил
дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных
средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания
грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм
среди детей и подростков.
Цель программы:
- охрана жизни и здоровья детей,
- формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на
дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения,
- практическая отработка в урочной и внеурочной деятельности Правил дорожного движения.
Задачи программы:
Знакомство с историей правил дорожного движения.
Развитие дорожной грамотности детей.
Совершенствование навыков ориентировки на дороге.
Формирование мотивационно - поведенческой культуры ребенка в условиях общения с
дорогой.
5. Повышение ответственности детей за свое поведение на дорогах.
1.
2.
3.
4.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «ЮИД»
Предметные результаты:
Учащиеся 4-го класса должны знать: что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
перехода железной дороги.
Учащиеся 4-го класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой
задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания
«Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности
и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;
устойчивого учебнопознавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки
и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания
нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве сети Интернет;
осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания
и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а
что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать
свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций
всех участников;
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности «ЮИД»
Главным в работе с детьми по проблемам безопасного поведения является формирования уважительного отношения к законам дороги. Особое внимание в воспитательном процессе следует
уделить моделированию реальных условий дорожного движения с практической деятельностью
и игровым формам для лучшего усвоения и закрепления полученных знаний и навыков.
В курсе обучения применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного
восприятия и практические методы. Метод использования слова – универсальный метод обуче-
ния. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание занятия, и объясняются элементарные основы ПДД.
Название темы
К-во
Характеристика основных видов
часов
деятельности
Вводное занятие.
1
Повторить правила дорожного движения, изученные в 3 классе. Наиболее безопасные места для движения пешеходов в
микрорайоне, основные причины детского транспортного
травматизма.
Умение выделять нравственный аспект поведения. С помощью
учителя выявлять проблему и оценивать предлагаемые способы её разрешения, составлять план последовательности действий.
Наш путь в школу.
1
Разбор конкретных случаев ДТП, их причины
Соблюдение ПДД –
залог
безопасности
пешеходов
Основные
правила
1
Дисциплина на дороге. Обязанности пешеходов при движении
поведения учащихся
по тротуару. Опасности, подстерегающие пешехода на тротуана улице и дороге
ре. Как правильно ходить по дороге с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми
Элементы улиц и до2
Дорога, её составляющие части – проезжая часть, обочина,
рог. Предупредителькювет, пешеходные и велосипедные дорожки. Дорожная разные сигналы
метка. Дорожные знаки, перекрестки, сигналы светофора и регулировщика
Практическое заня1
Изучение правил и действий участников дорожного движения
тие. Движение учащихся по группам и в
колонне.
1
Правила для пассажиров автобуса и троллейбуса на остановке,
Поездка на автобусе и
при посадке, в салоне и при выходе. Правила перехода дороги
троллейбусе
при движении к остановке и после выхода из автобуса и троллейбуса. Опасные ситуации, возникающие при этом. Экскурсия на автобусную или троллейбусную остановку.
Соблюдение ПДД –
2
Автомобильное движение в городе. Пешеход на улицах города
залог
безопасности
пешеходов
Причины
дорожно1
Невыполнение пешеходами правил дорожного движения. Нетранспортных происдисциплинированность на улице и в транспорте.
шествий. Статистика
ДДТТ
Остановочный путь и
1
Скорость движения и торможение автомобиля. Остановочный
скорость движения
и тормозной путь. Особенности движения пешеходов и водителей в разное время суток. Может ли машина сразу остановиться
Мероприятия по по2
Игра-викторина «Что? Где? Когда?», песни, стихи.
вышению безопасности движения транспорта и пешеходов.
Культура поведения
2
Ответственность за нарушения ПДД. Ребячество. Неправильное понимание геройства.
Дорога глазами води2
Дорожная обстановка в зависимости от времени года, суток и
телей. Предупредипогодных условий. Особенности работы водителя. Опасные
Основны
1. Патри
сийской г
турном
проявлен
истории,
го края, н
к достиж
науке, ис
подвигам
уважение
праздник
наследию
народов,
мировани
ветственн
туционно
2. Гражд
полнению
ции его п
интересов
жизни се
ства, род
форм экс
роли разл
человека;
свободах
ных норм
шений в
нальном
противод
нообразн
ние к вз
тивное уч
товность
сти (воло
ся в ней)
ной позиц
в обеспеч
щества и
особой р
ственной
роны стр
общества
от опасны
го, техно
ние и по
действии
терроризм
тельные сигналы водителя. Правила перевозки пассажиров
Дорожные знаки и их
группы
Виды транспортных
средств.
Городской
транспорт – угроза
безопасности человека.
Опасные ситуации на
дорогах
1
1
1
Тормозной
путь.
Тормозное расстояние
Игра «Веселый перекресток»
Регулировщик и его
сигналы
Ты – велосипедист.
Соблюдение правил
дорожного движения
велосипедистами.
Труд водителя
2
Поездка за город
2
Оборудование автомобилей и мотоциклов
специальными
сигналами
Общие требования к
водителям, пешеходам, пассажирам
1
Итоговое
занятие. Инструктаж перед летними школьными каникулами
1
1
2
1
1
1
ситуации, возникающие с пешеходами на проезжей части, гла- странению
зами водителей.
любых
формиров
и доброж
История возникновения и развития дорожных знаков
ловеку, е
Знакомятся с видами транспорта, их классификацией. Про- конструкт
3. Духов
смотр видеофильмов. Разбор ситуаций на дороге.
ция на мо
ях нравст
своё пове
Просмотр видеофильмов. Разбор ситуаций на дороге. Знако- поступки
мятся с правилами дорожного движения. Анализируют ситуа- и правов
ствий пос
ции на дорогах.
Знакомятся с правилами дорожного движения. Анализируют 4. Эстети
моничной
ситуации на дорогах.
принимат
Изучение правил дорожного движения. Практическая работа. вседневно
сти счаст
Составление памятки для учащихся.
Применяют правила безопасного поведения на дорогах и ули- ного пове
5. Ценно
цах.
Общее устройство велосипеда, типичные неисправности и их деятельно
устранение. Правила безопасной езды для юных велосипеди- представл
стов. Примеры ДТП с детьми. Анализ причин их возникнове- развития
связях че
ния
Обязанности водителя по обеспечению безопасности движе- дой; овла
ния. Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную тельской
безопасность и облегчает работу водителя. Беседа водителя ние опыт
совершен
автомобиля или автобуса
Движение транспорта на загородной дороге. Правила движе- ального и
ния пешеходов по загородной дороге. Как правильно перейти 6. Физич
загородную дорогу. Ж/д переезды, их виды. Правила перехода туры здор
осознание
через ж/д переезды (со шлагбаумом и без шлагбаума)
Специальные автомобили: пожарные машины, полиции, скрой ношение
медицинской помощи, аварийные. Преимущественное право ровый об
ние гиги
проезда специальных автомобилей
режим за
Знакомятся с историей возникновения светофора, с видами активност
светофоров, с назначением светофоров. Просмотр видеофиль- 7. Трудов
мов. Обсуждение ситуаций на улицах и дорогах. Уточнение участие в
семьи, ор
роли регулировщика на дороге.
Просмотр диафильмов, видеофильмов, слайдов по ПДД, пре- ской и со
иницииро
зентаций. Подведение итогов.
выполнят
практичес
различно
нения из
ние важн
жизни д
тельности
этого.
8. Эколо
применен
ных наук
ющей сре
их возмо
среды.
Итого
32
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета МБОУ ООШ № 5
от ______________ 20__ г. №___
СОГЛАС
Заместитель директора по УР
И.М.Сем
«_____»