1. Пояснительная записка Цель программы: сформировать у младших школьников 4-классов мотивацию сохранения и приумножения здоровья средством подвижной игры. Задачи: - сформировать у младших школьников начальное представление о здоровом образе жизни, культуре движений; - выработать потребность в систематических занятиях физическими упражнениями и подвижных играх; - учить младших школьников сознательному применению физических упражнений, подвижных игр в целях самоорганизации отдыха, повышения работоспособности и укрепления здоровья; -развивать умения ориентироваться в пространстве; - развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь; -создавать условия для проявления чувства коллективизма; - развивать активность и самостоятельность; -обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях. Место внеурочно деятельности в плане школы Занятия подвижными играми входят во внеурочную спортивно-оздоровительную деятельность для решения задач воспитания и социализации детей. Программа ориентирована на младших школьников и имеет общий объем 4 класс – 34 часа. 2. Содержание курса внеурочной деятельности 4 КЛАСС «Основы знаний о физической культуре и спорте» (3 часа) основы знаний о собственном организме (выносливость, группа здоровья, сила, и т.п.), гигиенических требованиях при занятиях физической культурой и спортом (одежда, обувь, температурный режим, водный баланс) «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом» (1 час) правила техники безопасности, при организации занятий физической культурой и спортом. «Игры с мячом» (20 часов) Пионербол, волейбол, баскетбол, футбол «Соревнования» (10 часов) по пионерболу, волейболу, баскетболу, футболу 3. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, Гражданское воспитание: представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения. Формирование культуры здоровья: осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира: 1) выявлять признаки положительного влияния занятий физической культурой на работу организма, сохранение его здоровья и эмоционального благополучия; 2) моделировать правила безопасного поведения при освоении физических упражнений, плавании; 3) формировать умение понимать причины успеха / неуспеха учебной деятельности, в том числе для целей эффективного развития физических качеств и способностей в соответствии с сенситивными периодами развития, способности конструктивно находить решение и действовать даже в ситуациях неуспеха; Коммуникативные универсальные учебные действия, 1) вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; 2) описывать влияние физической культуры на здоровье и эмоциональное благополучие человека; 3) строить гипотезы о возможных отрицательных последствиях нарушения правил при выполнении физических движений,в играх и игровых заданиях, спортивных эстафетах; 4) организовывать (при содействии взрослого или самостоятельно) игры, спортивные эстафеты, выполнение физических упражнений в коллективе, включая обсуждение цели общей деятельности, распределение ролей, выполнение функциональных обязанностей, осуществление действий для достижения результата; 5) проявлять интерес к работе товарищей; в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения и пожелания; оказывать при необходимости помощь; 6) продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач выполнения физических упражнений, игровых заданий и игр на уроках, во внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности; 7) конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Регулятивные универсальные учебные действия, 1) оценивать влияние занятий физической подготовкой на состояние своего организма (снятие утомляемости, улучшение настроения, уменьшение частоты простудных заболеваний); 2) контролировать состояние организма на занятии и в самостоятельной повседневной физической деятельности по показателям частоты пульса и самочувствия; 3) предусматривать возникновение возможных ситуаций, опасных для здоровья и жизни; ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты - участвовать в спортивных эстафетах, развивающих подвижных играх, в том числе ролевых, с заданиями на выполнениедвижений под музыку и с использованием танцевальных шагов; общаться и взаимодействовать в игровой деятельности; выполнять команды и строевые упражнения. - осваивать способы игровой деятельности. - высокий уровень мотивации здорового образа жизни; - укрепление здоровья и повышение физической подготовленности и выносливости; - формирование двигательных действий с мячом; - соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения спортивных игр и занятий спортом, - самостоятельная организация и проведение подвижных и спортивных игр в малых группах сверстников; - соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе подвижных игр и занятий спортом; - владение двигательными действиями, составляющими содержание подвижных игр – проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности. Способы проверки: проведение мониторинга образовательной среды (анкетирование детей и родителей), проведение массовых мероприятий, соревнований, конкурсов, праздников, тестирование, обобщающие и закрепляющие занятия. 4. Тематическое планирование 4 класс раздел Количество часов Электронные образовательные ресурсы «Основы знаний о физической культуре и спорте» «Техника безопасности и охраны труда на занятиях физической культурой и спортом» 3 schoolcollection.edu.ru/collection/ Игры с мячом Соревнования Итого 20 10 34 1 Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование 4 класс № Содержание учебного материала Коли честв о часов Форма занятия 1. Человек и его здоровье 1 беседа 2. Мое здоровье 1 Тестирован ие, диагностика 3. гигиенические требованиях на занятиях 1 беседа 4 5 Инструкция по технике безопасности Подвижные игры: «Вышибалы», «Мяч вверх» Тестирование. 1 беседа Правила игры Пионербол. Переходы. Приём мяча низкий. 1 6 Совершенствование низкого приема мяча 1 7 Высокий прием в пионерболе. 1 8 Совершенствование высокого приема в пионерболе 9 Подачи в пионерболе 10 Совершенствование подач в пионерболе 11 игра «Три касания». 1 1 1 1 Правила формирования команд в пионерболе 1 13 Техника атаки в игре в Пионерболе 1 12 Дата Дата Дистанцио предпола фактиче нные гаемого ского Образовате проведен проведе льные ия ния технологии 14 Совершенствование техники атаки в пионерболе 1 15,1 Подготовка к турниру по пионерболу 6 2 17, Турнир по пионерболу 18 2 19 История игры футбол 1 20 Основные виды ведения мяча в футболе 1 21 Совершенствование ведения мяча в футболе 1 22 Голевые удары в футболе 1 23, Подготовка к турниру по футболу 24 2 25, Турнир по футболу 26 2 27 Баскетбол. История. Правила игры 1 28 Бросок в кольцо 1 29 Совершенствование броска в кольцо 1 30 Ведение мяча в баскетболе 1 31 Совершенствование ведения мяча в баскетболе 1 32, Легендарные баскетбольные матчи команд России 33, Соревнования между классами 34 1 2 Презентация, видеофильм ы