Пояснительная записка Цель:углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственноэстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения. Задачи:развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать воображение учащихся, ассоциативное мышление, развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный слух; формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;• обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения; работать с различными типами текстов; создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире книг» Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношенияк школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности ипринятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающаясоциальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, втом числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствиярезультатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – основы гражданской идентичности, своей этническойпринадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа,гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственныхпоступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства смировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительногоотношения к образовательной организации, понимания необходимости учения,выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтениисоциального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/не успешности учебнойдеятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки наоснове критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности впоступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности крешению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении,ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведенииморальным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальномповедении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации наискусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей исопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другими обеспечение их благополучия. Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебномматериале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей иусловиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способарешения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватнойретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения наоснове его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложенияи оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись вцифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи н русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентирыдействия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль порезультату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольноговнимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия ивносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так ив конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполненияучебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации обокружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическоевысказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственнуюпозицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные универсальные учебные действия будут сформированы: - понимание литературного чтения как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; - осознание эстетической ценности художественного слова; уважительное отношение к русской литературе, гордость за неё; потребностьсохранить русскую литературу как явления национальной культуры; - достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств впроцессе речевого общения; - понимания литературного чтения как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родногоязыка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; - осознания эстетической ценности литературного чтения; уважительное отношение к русской литературе, гордость за неё; потребностисохранить русскую литературу как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических средств для свободного выражения мыслей и чувств впроцессе речевого общения; способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; - выраженной познавательной мотивации. Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия: научится: - работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - уметь самостоятельно работать с новым произведением; - уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. - принимать и сохранять учебно-творческую задачу; - извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсыИнтернета; - пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; - приемам отбора и систематизации материала на определенную тему; - сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей использованных языковыхсредств; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль; - вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; - различать способ и результат действия. - проявлять познавательную инициативу; - самостоятельно вести поиск информации, ее анализ и отбор; - самостоятельно извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебногоназначения, ресурсы Интернета; - свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; - сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованныххудожественных языковых средств; - самостоятельно определять цели предстоящей исследовательской, творческой деятельности (индивидуальной и коллективной),последовательность действий. Познавательные универсальные учебные действия. научится: - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. - определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - высказываться в устной и письменной форме; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и вывод - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - проектировать, корректировать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной,личностно ориентированной деятельности; - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейсяситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - овладеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной деятельности иповседневной жизни. Коммуникативные универсальные учебные действия - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д. - допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи; - учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ; - воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; - создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться, приходить к общему решению, соблюдая нормы речевого этикета; - оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; выявлять грамматические и речевые ошибки, недочеты,исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами. - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; - воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости; - создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; - свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; - владеть разными видами монолога и диалога; - участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языковогооформления; - находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; - свободно выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами, проектами. будут сформированы: - повышение читательской компетентности обучающихся: совершенствование техники чтения, элементарных приёмов анализа художественных текстов, знаний основных элементов книги, культуры чтения; - внутренняя мотивация чтения (Читаю для себя, читаю, потому что интересно); - рост читательской активности обучающихся: активное участие школьников в литературных олимпиадах, проектах, конкурсах, праздниках разного уровня; - расширение читательского кругозора младших школьников (на основании сопоставления результатов читательских анкет в начале и в конце учебного года); - увеличение читательской самостоятельности обучающихся: вовлеченность детей в организацию книжных выставок, в систему библиотечного обслуживания школы; - повышение читательской самооценки и удовлетворённости результатами внеурочной деятельности ; - развитие литературно-творческих способностей, умения создавать свой текст на основе художественного произведения, на основе личного опыта. Обучающийся получит возможность научиться: – соотносить название рассказа с его содержанием; – отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?»; – читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством педагога; – читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством педагога); – задавать вопросы по прочитанному произведению; – при помощи учителя составлять план, определять смысловые части; – пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи педагога; – выявлять под руководством педагога особенности научно-познавательных и художественных текстов; – определять особенности прозаического и поэтического текстов; – высказывать собственное мнение о прочитанном произведении; – сравнивать разные произведения на одну тему – сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям; – самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу; – обсуждать прочитанное или прослушанные произведение соглашаться или не соглашаться с высказыванием педагога, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.). – находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сравнивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передаётся речь неживого); – определять тему произведения, выставки; оценивать по предложенным педагогом критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ КНИГ» 1 класс Клуб почемучек -3 ч Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках. Поляна сказок-3 ч Чтение сказок педагогом, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина. Мои первые книжки -4 ч Чтение стихов педагогом, заучивание наизусть. Игры с буквами (нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами). Малые фольклорные жанры: народные песенки, скороговорки, загадки, потешки и др. - 6 ч Чтение педагогом, заучивание наизусть, игры и хороводы. Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв. Разучивание скороговорок и считалок. Где живут книги?- 2 ч Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг. Из чего состоит книга?-4 ч Знакомство с элементами книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. Изготовление книжки-малышки. Писатели-юбиляры -4 ч Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя. Игра – викторина по прочитанным книгам. Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д. Коллективный просмотр театрализованного спектакля по сказке-2 ч Просмотр и обсуждение спектакля, обмен впечатлениями. Игровая программа дляв форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»- 5 ч Подготовка к празднику, мероприятие. 2 класс Путешествие в море книг-5 ч Чтение и пересказ любимых книг. Конкурс и выставка рисунков по прочитанным книгам. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Посещение библиотеки.. Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А.С.Пушкина- 3 ч Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы.Рассказ о творчестве писателя. Рассказ о книге по календарю знаменательных дат. «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова-3 ч. Чтение и пересказ любимых книг, отгадывание кроссвордов. Сказки и стихи К.Чуковского-3 ч Чтение стихов педагогом, заучивание наизусть, игры. Викторина по произведениям, конкурс рисунков. Сказки зарубежных писателей- 9 ч Зарубежный фольклор. Чтение и пересказ сказок Ш. Перро, братьев Гримм Х.К. Андерсена. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе Маршака. «Папа, мама, я – читающая семья»- 5 ч. Любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет». Конкурс на самую читающую семью, на лучшее чтение стихов. Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать». Беседа, обзор любимых книг -1 ч. Посещение библиотеки 3 класс «Золотая волшебница - осень»- 5 ч Защита читательских дневников. Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов. «Любимые книги – любимые писатели»-9 ч По календарю знаменательных дат. Писатели – юбиляры. Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста « День новой книги». Посещение библиотеки. «Лучшие сказки 20-века»- 4 ч Работа с книгами- сказками, презентации-выставки. Игры, конкурсы, загадки- 10 ч Моделирование рассказа, сказки. Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. Составление кроссвордов по произведениям детских писателей. Сочинение загадок по предложенной рифме, рисование отгадок. Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена - 4 ч Подготовка и проведение литературного утренника. Современные детские журналы и газеты- 2 ч Подготовка рекламы журнала по мини-группам. 4 класс «Лето с героями любимых книг»-3 ч . Презентация читательских дневников. Игры по прочитанным книгам. Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста. Устный журнал «Твоя книжная полка». И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» - 3 ч Чтение наизусть, драматизация любимых басен. «Книжкины именины»- 5 ч Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. Литературная игра «Слабое звено». «Литературная гостиная»- 3 ч Знакомство с писателем. Подготовка: биография писателя, вопросы. Обмен впечатлениями. Литературные сказки зарубежных писателей- 4 ч Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям: Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника» Формы организации и виды деятельности: викторины, КВН В гостях у малышей- 4 ч Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору) Литератур.игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»-3 ч. Чтение, драматизация сказки Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Сочиняем сказки-4 ч Сочинение сказки по предложенному началу, оформление в книжку- малышку. Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы-3 ч. Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов. Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»- 2 ч Подготовка и проведение конференции. Работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «В мире книг» 1 класс № Содержание деятельности 1 Клуб почемучек Характеристика основных видов деятельности Основные направления воспитательной деятельности Рассматривание, чтение книжек малышек, игры с книжкамиигрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках Ценности познаватель деятельностивоспиты эмоционально окраше интерес к жизни люде природы.Происходит процессе развития нав восприятияихудожест флексиисвоихнаблюд жественнотворческойдеятельнос .Навыкиисследовател льностиразвиваютсяп ниизаданийкультурно исторической 2 Поляна сказок- Чтение сказок педагогом, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина 3 Мои первые книжки - Чтение стихов у педагогом, заучивание наизусть. Игры с буквами (нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами). 4 5 Малые фольклорные жанры: народные песенки, скороговорки, загадки, потешки и др. - Чтение педагогом, заучивание наизусть, игры и хороводы. Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв. Разучивание скороговорок и считалок. Где живут книги? Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг. Знакомство с элементами книги: направленности Духовно-нравственное во осуществляется за счет: - развития у детей нравст чувств (чести, долга, справедливости, милосер дружелюбия); - формирования выражен поведении нравственной том числе способности к сознательн добра; - развития сопереживани формирования позитивно 6 Из чего состоит книга?-4 корешок, страницы, переплет, оглавление. ч Изготовление книжки-малышки. 7 8 9 Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя. Писатели-юбиляры -4 ч отношения к людям, в то лицам с ограниченными возможностями здоровья инвалидам; - оказания помощи детям выработке моделей повед Игра – викторина по прочитанным различных трудных жизн книгам. Ответы на вопросы, ситуациях, в том числе п выполнения различных заданий, стрессовых и конфликтны рисование героев произведений . Просмотр и обсуждение Коллективный просмотр спектакля, обмен впечатлениями. театрализованного Подготовка к празднику, спектакля по сказке мероприятие Игровая программа «Спасибо тебе, Азбука!»- 2 класс № Содержание деятельности 1 2 Путешествие в море книг Литературная игравикторина «Лукоморье» Характеристика основных видов деятельности Чтение и пересказ любимых книг. Конкурс и выставка рисунков по прочитанным книгам. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Посещение Основные направления воспитательной деятельности Формы организации деятельности Гражданское воспитание : конкурсная программа, включает: игры. - формирование активной гражданской позиции, Посещение гражданской библиотеки. ответственности, литературная основанной на игратрадиционных викторина. культурных, духовных и нравственных ценностях устный российского общества; журнал, 3 4 5 6 по сказкам А.С.ПушкинаПисатели – юбиляры «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова-3 ч. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Рассказ о творчестве писателя. Сказки и стихи Рассказ о книге по К.Чуковского-3 календарю знаменательных ч дат. Сказки зарубежных писателей- 7 8 библиотеки.. «Папа, мама, я – читающая семья»- Беседа, обзор любимых книг Чтение и пересказ любимых книг, отгадывание кроссвордов. .Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры. Викторина по произведениям, конкурс рисунков. Зарубежный фольклор. Чтение и пересказ сказок Ш. Перро, братьев Гримм Х.К. Андерсена. Драматизация отрывков из произведений, игры, конкурсы. Английские песенки в переводе Чуковского и Маршака, чешские и латышские песенки в переводе - развитие культуры межнационального общения; литературная гостиная. - формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; конкурс кроссвордов. игры, викторины, конкурсы - воспитание беседа, уважительного отношения к национальному чтение, достоинству литературная игралюдей, их чувствам, викторина, религиозным убеждениям; Эстетическое воспитание предполагает: - приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в томчисле литературному, музыкальному, художественному, театральному икинематографическому; - создание равных для всех детей возможностей доступа к культурнымценностям; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов ,проживающих в Российской Федерации; - приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства конкурс рисунков, устный журнал. проектная деятельность, выставка рисунков и плакатов, праздник для родителей и детей. Маршака. и литературы; Любимые книги родителей в детстве «Дайте до детства обратный билет». Конкурс на самую читающую семью, на лучшее чтение стихов. - популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать». - сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. Посещение библиотеки 3класс № Содержание деятельности Характеристика основных видов деятельности Основные направления воспитательной деятельности Формы организации деятельности «Золотая волшебница осень» Защита читательских дневников. Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов. Эстетическое воспитание предполагает: устный журнал, - приобщение к уникальному российскому культурному наследию, в том проектная деятельность. 1 2 «Любимые книги – любимые писатели»- 3 . «Лучшие сказки 20-века» По календарю знаменательных дат. Писатели – юбиляры. Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста « День новой книги». Посещение числе литературному, музыкальному, художественному, театральному и презентации, выставки. практическая работа, кинематографическому; проект, - создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным фотоконкурс ценностям; литературный праздник. библиотеки. 4 Игры, конкурсы, загадки. 5 6 Литературный праздник, посвященный творчеству Г.Х. Андерсена Современные детские журналы и газеты Работа с книгамисказками, презентациивыставки. Моделирование рассказа, сказки. Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. Составление кроссвордов по произведениям детских писателей. Сочинение загадок по предложенной рифме, рисование отгадок. - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов ,проживающих в Российской Федерации; творческая деятельность - приобщение к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы; - популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; - сохранение, поддержки и развитие этнических культурных традиций и народного творчества. Подготовка и проведение литературного утренника Подготовка рекламы журнала по мини-группам. 4 класс № Содержание деятельности Характеристика основных видов деятельности Основные направления воспитательной работы Формы организации деятельности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Патриотическое литературные игры в воспитание предусматривает: библиотеке, проектная - формирование деятельность. российской конкурс на гражданской лучшее идентичности; инсценирование басни, творческая . формирование Чтение наизусть, работа в группах. И. Крылов патриотизма, драматизация любимых Литературная «Уж сколько чувства гордости басен Конкурс на лучшее игра «Слабое раз твердили за свою Родину, инсценирование басни, звено».викторины миру...» готовности к творческая работа в концертная группах. защите интересов деятельность, театрализация Отечества, Литературная игра сказок. «Книжкины ответственности «Слабое звено». литературная именины» за будущее игра России на основе развития Знакомство с писателем. программ проект Подготовка: биография патриотического конкурс чтецов «Литературная писателя, вопросы. гостиная» воспитания Обмен впечатлениями. . детей, в том числе военнопатриотического воспитания; Литературные Подготовка и проведение мероприятия по - формирование сказки следующим зарубежных умения произведениям:Линдгрен писателейориентироваться «Малыш и Карлсон, в современных который живет на общественнокрыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл политических «Алиса в стране чудес», процессах, происходящих в Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа России и мире, а Волшебника» также осознанную Посещение 1 класса с выработку В гостях у инсценировкой сказки собственной малышей(любой по выбору) позиции по отношению к ним Чтение, драматизация Литературная на основе знания сказки Толстого игра по книге и осмысления «Золотой ключик, или «Лето с героями любимых книг» Презентация читательских дневников. Игры по прочитанным книгам. Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста. Устный журнал «Твоя книжная полка». А. Толстого «Золотой 10 ключик, или Приключения Буратино» Сочиняем сказки Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»- Приключения Буратино Сочинение сказки по предложенному началу, оформление в книжкумалышку Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов. Подготовка и проведение конференции. Работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - развитие уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества; Духовнонравственное воспитание осуществляется за счет: - развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; - развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; - оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. РЕКОМЕНДОВАНО Протокол №1 заседания Методического совета МБОУ ООШ № 5 от 29 августа 202 г. Согласовано: Согласовано: Протокол заседания заместитель директора по УР методического совета №1____________ И.М. Семенова СОГЛАСОВАНО Заместитель дирек И.М. Семенов 29 августа 2023 г. от 29 августа 2023г 29 августа 2023г. Календарно - тематическое планирование по курсу «В МИРЕ КНИГ» 1класс на 2023-2024 учебный год Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н. Количество часов: всего 33 часов; 1 час в неделю Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой директором приказ № 79 от 29.08.2023года № Тема Количество Дат часов 1-3 « Клуб почемучек» 3 4-6 «Поляна сказок» 3 7-8 Игры с буквами 2 9-10 Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. 2 11 Где живут книги? 04.0 11.0 18.0 25.0 02.1 09.1 16.1 23.1 13.1 20.1 27.1 1 12-13 Малые фольклорные жанры: загадки. 2 14-15 Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки». 2 16-17 Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. 2 18-19 Из чего состоит книга? 2 20-21 Я рисую книжку. 2 22-23 Коллективный просмотр театрализованного спектакля по сказке 2 24-27 Игровая программа в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!» 2 28 Маленький читатель. 2 04.1 11.1 18.1 25.1 15.0 22.0 29.0 02.0 05.0 12.0 26.0 04.0 11.0 18.0 01.0 08.0 29-30 Писатели-юбиляры. 2 15.0 22.0 31-32 Игра – викторина по прочитанным книгам. 2 06.0 13.0 20.0 33 Летнее чтение 1 Всего 33 часа Согласовано: Согласовано: Протокол заседания заместитель директора по УР методического совета №1____________ И.М. Семенова от 29 августа 2023г 29 августа 2023г. Календарно - тематическое планирование по курсу «В МИРЕ КНИГ» 2 класс на 2023-2024 учебный год Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н. Количество часов: всего 34 часов; 1 час в неделю Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой директором приказ № 79 от 29.08.2023года № 1 Тема Самые интересные книги, прочитанные летом. Количество часов Дат 1 04.0 2-3 Конкурс рисунков по прочитанным книгам. 2 11.0 18.0 4-5 Конкурсная программа «Путешествие в море книг» 2 6-8 Литературная игра- викторина «Лукоморье» по сказкам А. С. Пушкина. 3 25.0 02.1 09.1 16.1 23.1 9-11 День книги – именинницы. 13.1 20.1 27.1 3 12-14 Сказки и стихи К.Чуковского. 3 15-17 Писатели – юбиляры. 3 18-19 Литературная игра «Что? Где? Когда?» по сказкам Андерсена. 2 04.1 11.1 18.1 25.1 15.0 22.0 29.0 05.0 2 12.0 19.0 20-21 «И в шутку, и всерьез». Рассказы Н. Носова. 22-24 Сказки зарубежных писателей. 3 25-27 Сказки братьев Гримм. 3 28 Зарубежный фольклор. 1 26.0 04.0 11.0 18.0 01.0 08.0 15.0 29 Конкурс семейных плакатов и рисунков «Вместе весело шагать» 1 22.0 30-33 «9 мая День Победы » конкурс стихов. 34 Посещение библиотеки. 2 06.0 13.0 20.0 1 Всего 34 Согласовано: Согласовано: Протокол заседания заместитель директора по УР методического совета №1____________ И.М. Семенова от 29 августа 2023г августа 2023г. 29 Календарно - тематическое планирование по курсу «В МИРЕ КНИГ» 3 класс на 2023-2024 учебный год Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н. Количество часов: всего 34 часов; 1 час в неделю Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой директором приказ № 79 от 29.08.2023года № Тема Количество часов Дат «Что я читал летом». 2 04.0 11.0 3-5 «Золотая волшебница- осень» 3 6-8 Игра «Лего-чтение» 3 9-10 Посещение библиотеки.« День новой книги». 2 18.0 25.0 02.1 09.1 16.1 23.1 13.1 20.1 27.1 04.1 11.1 18.1 25.1 15.0 22.0 1-2 11-13 Писатели – юбиляры. 3 14-17 «Лучшие сказки 20-века». 4 18-19 Конкурс кроссвордов. 2 29.0 05.0 4 12.0 19.0 26.0 04.0 11.0 18.0 01.0 08.0 15.0 22.0 06.0 13.0 20.0 20-23 Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена. 24-26 Сочиняем загадки и стихи. 3 27-30 Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели». 2 31-32 Фотоконкурс «Я читаю!» 2 33-34 Современные детские журналы и газеты. 2 34 часа Всего Согласовано: Согласовано: Протокол заседания заместитель директора по УР методического совета №1____________ И.М. Семенова от 29 августа 2023г 29 августа 2023г. Календарно - тематическое планирование по курсу «В МИРЕ КНИГ» 4 класс на 2023-2024 учебный год Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н. Количество часов: всего 34 часов; 1 час в неделю Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой директором приказ № 79 от 29.08.2023года № Количество часов Дата п «Лето с героями любимых книг». 2 04.09. 11.09. Устный журнал «Твоя книжная полка». 1 18.09. 4-6 И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни. 3 7-8 «Книжкины именины» 2 25.09. 02.10. 09.10. 16.10. 23.10. 13.11. 20.11. 27.11. 1-2 3 Тема 9-11 «Литературная гостиная». 3 12-15 Литературные сказки зарубежных писателей. 4 16-20 В гостях у малышей. 4 21-24 Сочиняем сказки 4 25-27 Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». 3 28-30 Читательская конференция«Зачем нужны книги в компьютерный век?» 3 01.04. 08.04. 15.04. 31-32 Конкурс чтецов,посвященный празднику Победы. 2 22.04. 06.05. 33-34 Литературная игра «Слабое звено» 2 13.05. 20.05. Всего34 часа 04.12. 11.12. 18.12. 25.12. 15.01. 22.01. 29.01. 05.02. 12.02. 19.02. 26.02. 04.03. 11.03. 18.03.