РП ВД Функциональная грамотность 1 класс

Пояснительная записка.
Цель программы:
 создание условий для развития функциональной грамотности.
Задачи программы:
1. Развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества;
2. Формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
3. Развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений
в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
4. Формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Личностные результаты
Гражданско-патриотическе воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление
заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.

Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской
деятельности.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные познавательные действия: для решения предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции
(сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов,
демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в
текстовом, иллюстративном, графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу
обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и письменные высказывания, небольшие тексты (описание,
рассуждение); проявлять желание готовить небольшие публичные выступления.
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать свое мнение. Принимать участие в планировании действий и операций по решению учебной задачи, оценивать свое участие в общей
беседе (дискуссии, учебном диалоге).
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлены с
учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного
творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России,
ее истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления о
природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой
природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и
обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее
значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать
изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших
причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений
работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных
ресурсов организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом
личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к
сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить
примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание
ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять

значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств
художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в
игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.

Содержание курса

Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни»
Основные виды деятельности
Основные направления воспитательной деятельности

Формы организации
занятий

– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
Виталий Бианки. Лис и – дополнять предложения, польмышонок
зуясь информацией из текста;
Русская народная
– давать характеристику героям;
сказка. Мороз и заяц
– определять последовательность
Владимир Сутеев.
событий и рассказывать сказку;
Живые
грибы
– составлять из частей пословиГеннадий Цыферов.
Петушок и солнышко цы и определять их соответствие
Михаил Пляцковский. произведению;
–
различать
научноУрок дружбы
Грузинская сказка. Лев познавательный текст и художественный;
и заяц
Русская народная
– определять, чему учит сказка.
сказка. Как лиса
– Определять национальную
училась летать
принадлежность сказки по инЕвгений Пермяк.
формации в заголовке занятия;
Четыре брата
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на
текст;
– давать характеристику героям
сказки;
– наблюдать над синонимами как
близкими по значению словами
(без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полуБлок
«Читательская
грамотность»

Блок «Читательская грамотность»
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей
Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в
культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны
и
родного
края,
проявление
уважения
к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы
и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и си-

Эвристическая беседа
Игра-путешествие
Викторина
Групповая, парная работа
Разработка
индивидуальных
проектов

ченными
из
научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность и
ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на
заданную тему;
– определять, чему можно
научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность
событий и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научнопознавательного текста выбирать
верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность
реплик персонажам сказки (без
опоры на текст);
– определять последовательность
событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы
можно получить ответы из прочитанного текста;

стематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания,
чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных
произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры
здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес
к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание

– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
– фантазировать и придумывать
продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя
сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по

проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
Блок «Математическая грамотность»
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему
российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и
российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью
к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки,
осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении прак-

смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с
опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы
можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения
для составления отзыва на прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту
сказки;
– объяснять главную мысль
сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные

тических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание,
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:

сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы
можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и
почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.

ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера
экологических проблем и путей их решения.
Блок «Финансовая грамотность»
Блок «Естественно-научная грамотность»
Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине
— России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление
интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания: проявление
культуры общения, уважительного отношения к
людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения
и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.

Блок «Математическая грамотность»
Про курочку Рябу,
золотые и простые
яйца
Про козу, козлят и
капусту
Про петушка и
жерновцы
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трёх
медведей
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и
мишкин мёд

– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение
числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки
точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки
точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
– Раскладывать число 9 на два
слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе
условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда слагаемые

Эстетического воспитания: понимание особой
роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного
отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной
деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к
природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира; осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности

и самостоятельности в обогащении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.

Блок
«Математическая
грамотность»
Про курочку Рябу,
золотые и простые
яйца
Про козу, козлят и
капусту
Про петушка и
жерновцы
Как
петушок
и
курочки
делили
бобовые зёрнышки
Про
наливные
яблочки
Про Машу и трёх
медведей
Про старика, старуху,
волка и лисичку

Про медведя, лису и
мишкин мёд

– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение
числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки
точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки
точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
– Раскладывать число 9 на два
слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе
условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда слагаемые рав-

ны;
– раскладывать число 10 на три
слагаемых;
– раскладывать число 10 на три
чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую
информацию в табличную форму;
– находить недостающие данные
при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими
навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы
измерения в более мелких и
наоборот;
–
определять
истинность/ложность высказываний.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на
три слагаемых;
– решать задачи на нахождение
суммы;
– овладевать практическими
навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять
недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;

– решать задачи на нахождение
части числа:
– читать таблицы; заполнять
недостающие данные в таблице
по самостоятельно выполненным
подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать
сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на
рисунке.
– Решать задачи на нахождение
суммы, на увеличение числа на
несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять
недостающие данные в таблице
по самостоятельно выполненным
подсчётам;
– раскладывать числа первого и
второго десятка на несколько
слагаемых;
– читать простейшие чертежи.

Блок «Финансовая
грамотность»
За покупками
Находчивый
Колобок
День рождения
Мухи-Цокотухи
Буратино
и
карманные деньги
Кот Василий
продаёт молоко
Лесной банк
Как мужик и медведь
прибыль делили
Как мужик золото
менял

– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и
объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и
тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание
в соответствии с поставленной
задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно
купить на имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и
делать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями:
карманные деньги, необходимая
покупка, желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей
на основе предложенных цен;
– анализировать информацию и
делать соответствующие выводы;

– рассуждать о правильности
принятого решения;
– проводить оценку и, в случае
необходимости, коррекцию собственных действий по решению
учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание
в соответствии с поставленной
задачей;
– анализировать представленную
информацию
и
выбирать
надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием
«банк»;
– объяснять значение понятий на
доступном для первоклассника
уровне;
– анализировать информацию,
представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием
«сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;

Блок «Естественнонаучная
грамотность»
Как Иванушка хотел
попить водицы
Пятачок, Винни-Пух
и воздушный шарик
Про репку и другие
корнеплоды
Плывёт,
плывёт
кораблик
Про Снегурочку и
превращения воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот,
кто сидит в пруду
Иванова соль

– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки
на определенную сумму;
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над свойством воды
– прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в
стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды
влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на
движение листа бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший
фильтр для проверки чистоты
воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опы-

тов.
– Доказывать, что внутри шарика
находится воздух, который легче
воды;
– показывать, что шарик можно
наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть
шарик с помощью лимонного
сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не
тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае
шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Описывать и характеризовать
овощи-корнеплоды, называть их
существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа
учителя, из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть
предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих
предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются
кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и
лёд;
– объяснять, почему в морозный
день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды
из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты
со снегом и льдом и объяснять
полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и
гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается
воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры
апельсина;
– объяснять, почему не тонет
кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном

апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами
выращивания цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и
объяснять полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах
можно увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и
вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и
объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в
различных формах: устное вы-

Итого

сказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт,
аналогичный предложенному, с
заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с
солью и объяснять полученные
результаты опытов;
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью
яблочного сока можно рисовать;
– доказывать, что существует
сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от
целого;
–
придумывать
рекламуупаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка..
33ч

№ п/п
1.
2.
3.
4

Тематическое планирование
Тема
Блок «Читательская грамотность»
Блок «Математическая грамотность»
Блок «Финансовая грамотность»
Блок «Естественно-научная грамотность»
Итого

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета МБОУ ООШ № 5
от
20 г. №

Количество часов
8
8
8
9
33ч

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова
«
»
20 г.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета МБОУ ООШ № 5
от
20 г. №

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова
«
»
20 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни»
Учитель: Семенова Анна Николаевна
Количество часов: всего 33 часа, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Семенова
А.Н., утвержденной директором приказ №79от 29.08.2023года.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Виталий Бианки. Лис и мышонок
Русская народная сказка. Мороз и заяц
Владимир Сутеев. Живые грибы
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Грузинская сказка. Лев и заяц
Русская народная сказка. Как лиса училась летать
Евгений Пермяк. Четыре брата
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Про козу, козлят и капусту
Про петушка и жерновцы
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трёх медведей
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и мишкин мёд
За покупками

Дата
План Факт
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01

Находчивый Колобок
День рождения Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные деньги
Кот Василий продаёт молоко
Лесной банк
Как мужик и медведь прибыль делили
Как мужик золото менял
Как Иванушка хотел попить водицы
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
Про репку и другие корнеплоды.
Плывёт, плывёт кораблик
Про Снегурочку и превращения воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
Иванова соль
Владимир Сутеев. Яблоко

16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
27.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
07.05
14.05
21.05

Тема занятия


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».