Пояснительная записка.
Цель программы:
создание условий для развития функциональной грамотности.
Задачи программы:
1. Развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества;
2. Формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
3. Развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений
в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
4. Формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни»
Личностные результаты
Гражданско-патриотическе воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление
заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; выполнение
нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской
деятельности.
Метапредметные результаты
Универсальные учебные познавательные действия: для решения предложенных учебных задач использовать интеллектуальные операции
(сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и безнравственного поведения, приводить примеры событий, фактов,
демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в
текстовом, иллюстративном, графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу
обсуждаемых проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и письменные высказывания, небольшие тексты (описание,
рассуждение); проявлять желание готовить небольшие публичные выступления.
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказывать свое мнение. Принимать участие в планировании действий и операций по решению учебной задачи, оценивать свое участие в общей
беседе (дискуссии, учебном диалоге).
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлены с
учетом специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из
главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной
и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и произведений устного народного творчества для всестороннего
развития личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров художественных произведений и произведений устного народного
творчества; овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой своего народа.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России,
ее истории и культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; первоначальные представления о
природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы; о связи мира живой и неживой
природы; сформированность основ рационального поведения и обоснованного принятия решений; первоначальные представления о традициях и
обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее
значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и
настоящего России; основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и группировать
изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших
причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений
работы с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе, безопасного использования электронных
ресурсов организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной информационной среде; формирование навыков
здорового и безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе знаний о
небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом
личных усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к
сознательному самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как
регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности; понимание ценности семьи, умение приводить
примеры положительного влияния религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание
ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять
значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение", "дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России, современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения
людей, основанных на российских традиционных духовных ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием различных художественных материалов и средств
художественной выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий, значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая культура: сформированность общих представлений о физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в
игровых заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры.
Содержание курса
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность:
учимся для жизни»
Основные виды деятельности
Основные направления воспитательной деятельности
Формы организации
занятий
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
Виталий Бианки. Лис и – дополнять предложения, польмышонок
зуясь информацией из текста;
Русская народная
– давать характеристику героям;
сказка. Мороз и заяц
– определять последовательность
Владимир Сутеев.
событий и рассказывать сказку;
Живые
грибы
– составлять из частей пословиГеннадий Цыферов.
Петушок и солнышко цы и определять их соответствие
Михаил Пляцковский. произведению;
–
различать
научноУрок дружбы
Грузинская сказка. Лев познавательный текст и художественный;
и заяц
Русская народная
– определять, чему учит сказка.
сказка. Как лиса
– Определять национальную
училась летать
принадлежность сказки по инЕвгений Пермяк.
формации в заголовке занятия;
Четыре брата
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на
текст;
– давать характеристику героям
сказки;
– наблюдать над синонимами как
близкими по значению словами
(без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полуБлок
«Читательская
грамотность»
Блок «Читательская грамотность»
Гражданско-патриотическое воспитание:
— становление ценностного отношения к своей
Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории и
культуре Российской Федерации, понимание
естественной связи прошлого и настоящего в
культуре общества;
— осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности, сопричастности к
прошлому, настоящему и будущему своей страны
и
родного
края,
проявление
уважения
к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа произведений
выдающихся представителей русской литературы
и творчества народов России;
— первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
Духовно-нравственное воспитание:
— освоение опыта человеческих взаимоотношений, признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения, любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужим людям, независимо от их национальности, социального статуса,
вероисповедания;
— осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных
произведений в ситуации нравственного выбора;
— выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и си-
Эвристическая беседа
Игра-путешествие
Викторина
Групповая, парная работа
Разработка
индивидуальных
проектов
ченными
из
научнопознавательного текста;
– устанавливать истинность и
ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на
заданную тему;
– определять, чему можно
научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность
событий и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научнопознавательного текста выбирать
верные высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность
реплик персонажам сказки (без
опоры на текст);
– определять последовательность
событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы
можно получить ответы из прочитанного текста;
стематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
— неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального
вреда другим людям.
Эстетическое воспитание:
— проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, к различным
видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и
других народов, готовность выражать своё отношение в разных видах художественной деятельности;
— приобретение эстетического опыта слушания,
чтения и эмоционально-эстетической оценки
произведений фольклора и художественной литературы;
— понимание образного языка художественных
произведений, выразительных средств, создающих художественный образ.
Физическое воспитание, формирование культуры
здоровья эмоционального благополучия:
— соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
— бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудовое воспитание:
— осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное
отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес
к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
— бережное отношение к природе, осознание
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие
произведению;
– фантазировать и придумывать
продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя
сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по
проблем взаимоотношений человека и животных,
отражённых в литературных произведениях;
— неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценности научного познания:
— первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
— познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный
интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.
Блок «Математическая грамотность»
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему
российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и
российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью
к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки,
осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении прак-
смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с
опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы
можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения
для составления отзыва на прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту
сказки;
– объяснять главную мысль
сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные
тических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира;
овладением простейшими навыками исследовательской деятельности. Физическое воспитание,
формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья,
ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы
можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и
почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное
или письменное высказывание в
соответствии с учебной задачей.
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием глобального характера
экологических проблем и путей их решения.
Блок «Финансовая грамотность»
Блок «Естественно-научная грамотность»
Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине
— России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание
своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому
народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление
интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим
народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества.
Духовно-нравственного воспитания: проявление
культуры общения, уважительного отношения к
людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на
проявлении гуманизма, сопереживания, уважения
и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям.
Блок «Математическая грамотность»
Про курочку Рябу,
золотые и простые
яйца
Про козу, козлят и
капусту
Про петушка и
жерновцы
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трёх
медведей
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и
мишкин мёд
– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение
числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки
точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки
точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
– Раскладывать число 9 на два
слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе
условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда слагаемые
Эстетического воспитания: понимание особой
роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного
отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной
деятельности.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в
окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к
физическому и психическому здоровью.
Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к
различным профессиям.
Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к
природе, неприятие действий, приносящих ей
вред.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о
научной картине мира; осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности
и самостоятельности в обогащении своих знаний,
в том числе с использованием различных информационных средств.
Блок
«Математическая
грамотность»
Про курочку Рябу,
золотые и простые
яйца
Про козу, козлят и
капусту
Про петушка и
жерновцы
Как
петушок
и
курочки
делили
бобовые зёрнышки
Про
наливные
яблочки
Про Машу и трёх
медведей
Про старика, старуху,
волка и лисичку
Про медведя, лису и
мишкин мёд
– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение
числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки
точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки
точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
– Раскладывать число 9 на два
слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе
условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два
слагаемых, когда слагаемые рав-
ны;
– раскладывать число 10 на три
слагаемых;
– раскладывать число 10 на три
чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую
информацию в табличную форму;
– находить недостающие данные
при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими
навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы
измерения в более мелких и
наоборот;
–
определять
истинность/ложность высказываний.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на
три слагаемых;
– решать задачи на нахождение
суммы;
– овладевать практическими
навыками деления числа на части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять
недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение
части числа:
– читать таблицы; заполнять
недостающие данные в таблице
по самостоятельно выполненным
подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать
сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на
рисунке.
– Решать задачи на нахождение
суммы, на увеличение числа на
несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять
недостающие данные в таблице
по самостоятельно выполненным
подсчётам;
– раскладывать числа первого и
второго десятка на несколько
слагаемых;
– читать простейшие чертежи.
Блок «Финансовая
грамотность»
За покупками
Находчивый
Колобок
День рождения
Мухи-Цокотухи
Буратино
и
карманные деньги
Кот Василий
продаёт молоко
Лесной банк
Как мужик и медведь
прибыль делили
Как мужик золото
менял
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и
объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и
тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание
в соответствии с поставленной
задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно
купить на имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и
делать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями:
карманные деньги, необходимая
покупка, желаемая покупка;
– выбирать подарки для друзей
на основе предложенных цен;
– анализировать информацию и
делать соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности
принятого решения;
– проводить оценку и, в случае
необходимости, коррекцию собственных действий по решению
учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание
в соответствии с поставленной
задачей;
– анализировать представленную
информацию
и
выбирать
надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием
«банк»;
– объяснять значение понятий на
доступном для первоклассника
уровне;
– анализировать информацию,
представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием
«сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
Блок «Естественнонаучная
грамотность»
Как Иванушка хотел
попить водицы
Пятачок, Винни-Пух
и воздушный шарик
Про репку и другие
корнеплоды
Плывёт,
плывёт
кораблик
Про Снегурочку и
превращения воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот,
кто сидит в пруду
Иванова соль
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки
на определенную сумму;
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над свойством воды
– прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в
стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды
влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на
движение листа бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший
фильтр для проверки чистоты
воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опы-
тов.
– Доказывать, что внутри шарика
находится воздух, который легче
воды;
– показывать, что шарик можно
наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть
шарик с помощью лимонного
сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не
тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае
шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Описывать и характеризовать
овощи-корнеплоды, называть их
существенные признаки, описывать особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа
учителя, из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть
предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих
предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются
кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и
лёд;
– объяснять, почему в морозный
день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды
из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты
со снегом и льдом и объяснять
полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и
гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается
воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры
апельсина;
– объяснять, почему не тонет
кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном
апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами
выращивания цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и
объяснять полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах
можно увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и
вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и
объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в
различных формах: устное вы-
Итого
сказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт,
аналогичный предложенному, с
заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с
солью и объяснять полученные
результаты опытов;
– строить речевое высказывание
в соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью
яблочного сока можно рисовать;
– доказывать, что существует
сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от
целого;
–
придумывать
рекламуупаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка..
33ч
№ п/п
1.
2.
3.
4
Тематическое планирование
Тема
Блок «Читательская грамотность»
Блок «Математическая грамотность»
Блок «Финансовая грамотность»
Блок «Естественно-научная грамотность»
Итого
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета МБОУ ООШ № 5
от
20 г. №
Количество часов
8
8
8
9
33ч
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова
«
»
20 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Методического совета МБОУ ООШ № 5
от
20 г. №
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова
«
»
20 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся
для жизни»
Учитель: Семенова Анна Николаевна
Количество часов: всего 33 часа, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Семенова
А.Н., утвержденной директором приказ №79от 29.08.2023года.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Виталий Бианки. Лис и мышонок
Русская народная сказка. Мороз и заяц
Владимир Сутеев. Живые грибы
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Грузинская сказка. Лев и заяц
Русская народная сказка. Как лиса училась летать
Евгений Пермяк. Четыре брата
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Про козу, козлят и капусту
Про петушка и жерновцы
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трёх медведей
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и мишкин мёд
За покупками
Дата
План Факт
05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10
07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12
09.01
Находчивый Колобок
День рождения Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные деньги
Кот Василий продаёт молоко
Лесной банк
Как мужик и медведь прибыль делили
Как мужик золото менял
Как Иванушка хотел попить водицы
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
Про репку и другие корнеплоды.
Плывёт, плывёт кораблик
Про Снегурочку и превращения воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
Иванова соль
Владимир Сутеев. Яблоко
16.01
23.01
30.01
06.02
13.02
27.02
05.03
12.03
19.03
02.04
09.04
16.04
23.04
07.05
14.05
21.05
Тема занятия