РП ВД Я, ты, он, она - вместе целая страна

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна»
составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко, О.А.Шестаковой
«Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-тыон-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»,
2023.
С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает действовать
Федеральная образовательная программа основного общего образования, структурным элементом
которой является федеральная рабочая программа воспитания.
Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные российские
духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из стратегических
целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской Федерации от
09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа
внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она —
вместе целая страна» с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным
духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной
по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята
России».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания
МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки
Республики Крым, календарного плана воспитательной работы.
Цель курса: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и
социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и
психологических особенностей.
Задачи:
 создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных
ценностей, традиций;
 формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие);
 приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного
опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений;
 развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности,
умения работать в коллективе;
 обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на
следующий уровень образования.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются
особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная
социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах
поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами
и правилами, принятыми в обществе.
Событие «Моя школа — мои возможности» (7ч) направлено на развитие представлений ребенка
о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности,
сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В
основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и
командная работа.
Событие «Моя семья — моя опора»(5ч) направлено на сохранение семейных ценностей и
традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте.

Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение.
Событие «Мой выбор — моя ответственность» (9ч) направлено на развитие умения ребенка
делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности,
как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы
человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы.
Событие «Мои знания — моя сила» (6ч) способствует приобщению детей к миру научного
знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких
ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд.
Событие «Моя страна — моя история» (5ч) направлено на развитие патриотических чувств детей,
формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует
актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память
и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за
его судьбу.
Итоговое занятие (2ч)
События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей.
Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него
представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события. Вторая
часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические
задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности.
Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной
самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных
результатах.
Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные
ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий,
формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы
Форма проведения занятий: беседа, тестирование, дидактическая игра, творческая мастерская,
конкурс, викторина, квест-игра, индивидуальная и групповая работа, мини – проект, упражнения на
взаимодействие в группе, решение ситуационных и практико-ориентированных задач, которые
направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Занятия направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и
метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания.
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав,
свобод и законных интересов других людей;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской
Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских
гуманитарных наук.
В сфере духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора,
возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности моральноэтических принципов в деятельности исследователя;

свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:


осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя,
наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность
адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и
природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других без осуждения;

умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным
эмоциональным состоянием;

сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права
другого человека.
В сфере трудового воспитания:
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей
деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми
из другой культурной среды;

способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,
планировать свое развитие.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:

выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения, критерии проводимого анализа;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;

делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,
аргументировать свою позицию, мнение;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях
и контекстах

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учетом задачи;

выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею,
версию) в различных информационных источниках.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения;

выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе
диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;


публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования,
проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);

выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в
общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета
перед группой.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
 выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения
в группе, принятие решений группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать
предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
 делать выбор и брать ответственность за решение;
 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
 объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы
в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
 различать, выявлять и анализировать причины эмоций;
 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать
способ выражения эмоций;
 осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
 признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
 принимать себя и других без осуждения.
Одним из результатов реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности станет
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам
поведения в российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности призвана
обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС:
формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к
саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые
качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Тематическое планирование, в том числе с учетом
рабочей программы воспитания
№
разд
ела
и
тем

1

2
3

4

5
6
7
8

9

10
11

Наименование
разделов и тем

Модуль
Электронные (цифровые)
воспитательной
образовательные ресурсы
программы «Курсы
внеурочной
деятельности и
дополнительного
образования»
«Моя школа-мои возможности»
«Какие мы?»
8 сентября:
https://институтвоспитания.
Международный
рф/programmyдень
vospitaniya/ooy/programmaраспространения
aktivnoy-sotsializatsii/
грамотности.
https://институтвоспитания.
«Маршруты нашей
рф/
школы».
«Маршруты нашей
24 сентября: День
https://sovetniki.68edu.ru/wpшколы».
Государственного
content/uploads/2022/11/iгерба и
chetvert.pdf
Государственного
флага Республики
https://sites.google.com/view/
Крым.
navigatory-school6/я-ты-он«Школьные старты»
27 сентября: День
она-вместе-целая-страна
(подготовка).
работника
дошкольного
образования. День
туризма.
«Школьные старты».
5 октября: День
Учителя.
«Мы — команда».
15 октября: День
отца в России.
«Мы — команда».
«Моя семья – моя опора»
«История моей
25 октября:
https://институтвоспитания.
семьи».
Международный
рф/programmyдень школьных
vospitaniya/ooy/programmaбиблиотек.
aktivnoy-sotsializatsii/
«Семья — начало всех 8 ноября: День
https://институтвоспитания.
начал».
памяти погибших
рф/
при исполнении
служебных
https://sovetniki.68edu.ru/wpобязанностей
content/uploads/2022/11/iсотрудников органов
chetvert.pdf
внутренних дел
России.
https://sites.google.com/view/
«Правила счастливой
navigatory-school6/я-ты-онсемьи» (подготовка).
она-вместе-целая-страна
«Правила счастливой 26 ноября: День
семьи».
матери в России.

Уче
бны
е
час
ы

Кон
тро
льн
ые
раб
оты

Пра
кти
ческ
ая
част
ь

7
1

1
1

1

1
1
1
5
1

1

1
1

12

13

14
15

16

17
18

«Правила счастливой
семьи».

30 ноября: День
Государственного
герба Российской
Федерации.
«Мой выбор – моя ответственность»
«Моя гражданская
8 декабря:
https://институтвоспитания.
позиция: почему
Международный
рф/programmyважно выбирать».
день художника.
vospitaniya/ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii/
«Свобода и
https://институтвоспитания.
ответственность».
рф/
«Цифровая
25 декабря: День
грамотность и
принятия
https://sovetniki.68edu.ru/wpбезопасность в сети». Федеральных
content/uploads/2022/11/iконституционных
chetvert.pdf
законов о
Государственных
https://sites.google.com/view/
символах
navigatory-school6/я-ты-онРоссийской
она-вместе-целая-страна
Федерации.
«Безопасное
27 декабря: День
использование
спасателя.
цифровых ресурсов».
«Финансовая
безопасность».
«Планируем бюджет».

19

«5 правил финансовой
грамотности».

20

«Мы выбираем».

21

«Мы выбираем».

22

«Чудеса науки».

1

9
1

1
1

1

1
20 января – День
Республики Крым.
25 января: День
российского
студенчества.
2 февраля: День
разгрома советскими
войсками немецкофашистских войск в
Сталинградской
битвеэ

8 февраля: День
российской науки;
300-летие со дня
основания
Российской
Академии наук
(1724).
«Мои знания – моя сила»
15 февраля: День
https://институтвоспитания.
памяти о россиянах,
рф/programmyисполнявших
vospitaniya/ooy/programmaслужебный долг за
aktivnoy-sotsializatsii/
пределами
Отечества; 35 лет со
https://институтвоспитания.
дня вывода
рф/

1
1

1

1

6
1

23

«Чудеса науки».

24

«Правильные
привычки: здоровое
питание».
«Правильные
привычки: правила
безопасности».

25

26

27

28
29

30
31

32

советских войск из
Республика
Афганистан (1989).
23 февраля: День
защитника
Отечества.

https://sovetniki.68edu.ru/wpcontent/uploads/2022/11/ichetvert.pdf
https://sites.google.com/view/
navigatory-school6/я-ты-онона-вместе-целая-страна

8 марта:
Международный
женский день.

1

1

1

«В здоровом теле —
здоровый дух».

14 марта: 450-летие
со дня выхода
первой «Азбуки»
(печатной книги для
обучения письму и
чтению) Ивана
Фёдорова (1574).
«В здоровом теле —
27марта: Всемирный
здоровый дух».
день театра.
«Моя страна – моя история»
«Аллея памяти».
https://институтвоспитания.
рф/programmy«Живет герой на
11 апреля: День
vospitaniya/ooy/programmaулице родной».
Конституции
aktivnoy-sotsializatsii/
Республики Крым.
«Через года, через
https://институтвоспитания.
века помните…».
рф/
«Зарница».
27 апреля: День
российского
https://sovetniki.68edu.ru/wpпарламентаризма.
content/uploads/2022/11/i«Зарница».
chetvert.pdf

1

1
5
1
1

1
1

1

https://sites.google.com/view/
navigatory-school6/я-ты-онона-вместе-целая-страна

33

«Я- ТЫ- ОН- ОНАвместе целая страна».

34

«Я- ТЫ- ОН- ОНАвместе целая страна».

Итоговые занятия
18 мая: День памяти
жертв депортации;
Международный
день Музеев.
24 мая: День
славянской
письменности и
культуры.

https://институтвоспитания.
рф/programmyvospitaniya/ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii/

2
1

1
https://институтвоспитания.
рф/
https://sovetniki.68edu.ru/wpcontent/uploads/2022/11/ichetvert.pdf
https://sites.google.com/view/
navigatory-school6/я-ты-онона-вместе-целая-страна

ИТОГО

25

9

Календарно-тематическое планирование
на 2023/20234учебный год внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна»
Уровень образования: основное общее образование
Уровень изучения предмета: базовый
Класс: 5
Количество часов : 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель)
Учитель: Гамеева Ольга Викторовна
Рабочая программа курса внеурочной деятельности: составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко, О.А.Шестаковой
«Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-тыон-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»,
2023.
№
Тема занятия
Модуль воспитательной
Коли
Дата
п/п
программы «Курсы внеурочной
честв
проведения
деятельности и дополнительного
о
План
Факт
образования»
часов
«Моя школа-мои возможности»
7
1
«Какие мы?»
8 сентября: Международный день
1
07.09
распространения грамотности.
2
«Маршруты нашей
1
14.09
школы».
3
«Маршруты нашей
24 сентября: День Государственного
1
21.09
школы».
герба и Государственного флага
Республики Крым.
4
«Школьные старты»
27
сентября:
День
работника
1
28.09
(подготовка).
дошкольного образования. День
туризма.
5
«Школьные старты».
5 октября: День Учителя.
1
05.10
6
«Мы — команда».
15 октября: День отца в России.
1
12.10
7
«Мы — команда».
1
19.10
«Моя семья – моя опора»
5
8
«История моей семьи».
25 октября: Международный день
1
26.10
школьных библиотек.
9
«Семья — начало всех
8 ноября: День памяти погибших при
1
09.11
начал».
исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел
России.
10 «Правила счастливой
1
16.11
семьи» (подготовка).
11 «Правила счастливой
26 ноября: День матери в России.
1
23.11
семьи».
12 «Правила счастливой
30 ноября: День Государственного
1
30.11
семьи».
герба Российской Федерации.
«Мой выбор – моя ответственность»
9
13
«Моя гражданская
8 декабря: Международный день
1
07.12
позиция: почему важно
художника.
выбирать».
14 «Свобода и
1
14.12
ответственность».

15

«Цифровая грамотность и
безопасность в сети».

16

«Безопасное использование
цифровых ресурсов».
«Финансовая
безопасность».
«Планируем бюджет».

25
декабря:
День
принятия
Федеральных
конституционных
законов о Государственных символах
Российской Федерации.
27 декабря: День спасателя.

1

21.12

1

28.12

1

11.01

1

18.01

25
января:
День
российского
студенчества.
2 февраля: День разгрома советскими
войсками немецко-фашистских войск
в Сталинградской битве.
«Мы выбираем».
8 февраля: День российской науки;
300-летие
со
дня
основания
Российской Академии наук (1724).
«Мои знания – моя сила»
«Чудеса науки».
15 февраля: День памяти о россиянах,
исполнявших служебный долг за
пределами Отечества; 35 лет со дня
вывода
советских
войск
из
Республика Афганистан (1989).
«Чудеса науки».
23
февраля:
День
защитника
Отечества.
«Правильные привычки:
здоровое питание».
«Правильные привычки:
8 марта: Международный женский
правила безопасности».
день.

1

25.01

1

01.02

1

08.02

6
1

15.02

1

22.02

1

29.02

1

07.03

26

«В здоровом теле —
здоровый дух».

1

14.03

27

«В здоровом теле —
здоровый дух».
«Моя страна – моя история»
«Аллея памяти».
«Живет герой на улице
11 апреля: День
родной».
Республики Крым.

1

21.03

5
1
1

04.04
11.04

1

18.04

1

25.04

1
2
1

02.05

1

23.05

17
18
19
20

21

22

23
24
25

28
29

30
31
32
33

34

20 января – День Республики Крым.

«5 правил финансовой
грамотности».
«Мы выбираем».

«Через года, через века
помните…».
«Зарница».

14 марта: 450-летие со дня выхода
первой «Азбуки» (печатной книги для
обучения письму и чтению) Ивана
Фёдорова (1574).
27марта: Всемирный день театра.

27
апреля:
День
парламентаризма.

Конституции

российского

«Зарница».
Итоговые занятия
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе 18 мая: День памяти жертв
целая страна».
депортации; Международный день
Музеев.
«Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе
24
мая:
День
славянской
целая страна».
письменности и культуры.
Итого:

34 часа

16.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».