Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА-вместе целая страна» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко, О.А.Шестаковой «Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-тыон-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023. С 1 сентября 2023 года на всей территории Российской Федерации начинает действовать Федеральная образовательная программа основного общего образования, структурным элементом которой является федеральная рабочая программа воспитания. Ценностно-целевыми основаниями программы воспитания являются традиционные российские духовно-нравственные ценности. Их сохранение и укрепление является одной из стратегических целей системы образования, что закреплено Указом президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 8091 и Стратегией национальной безопасности Российской Федерации. В рамках обеспечения методического сопровождения ФОП ООО разработана программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-ты-он-она — вместе целая страна» с целью приобщения обучающихся 5 классов к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям. Данная Программа является преемственной по отношению к программе социальной активности для обучающихся начальных классов «Орлята России». Рабочая программа курса внеурочной деятельности составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Сакская средняя школа №1 им. Героя Советского Союза В.К. Гайнутдинова» города Саки Республики Крым, календарного плана воспитательной работы. Цель курса: приобщение обучающихся к российским традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям с учетом субъектной позиции ребенка, его возрастных и психологических особенностей. Задачи: создание условий для усвоения обучающимися социальных норм, духовно-нравственных ценностей, традиций; формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего социальным нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений; развитие у обучающихся инициативности, самостоятельности, самопознания, ответственности, умения работать в коллективе; обеспечение благоприятных условий для адаптации обучающихся 5-х классов при переходе на следующий уровень образования. Содержание курса внеурочной деятельности Курс внеурочной деятельности состоит из пяти событий, в каждом из которых отражаются особенности личностного развития ребенка, его воспитания и социализации. Активная социализация осуществляется через овладение представлениями о ценностях, нормах и правилах поведения в обществе; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; приобретение опыта деятельности и поведения в соответствии с ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Событие «Моя школа — мои возможности» (7ч) направлено на развитие представлений ребенка о школе как единой общности, помогающей развить его индивидуальные способности, сформировать навыки активной социальной деятельности в коллективе сверстников и взрослых. В основе события лежат такие ценности, как жизнь, дружба, сотрудничество, коллективизм и командная работа. Событие «Моя семья — моя опора»(5ч) направлено на сохранение семейных ценностей и традиций, актуализирует у детей представления о семье как важнейшем социальном институте. Событие актуализирует такие ценности, как крепкая семья, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение. Событие «Мой выбор — моя ответственность» (9ч) направлено на развитие умения ребенка делать осознанный выбор в разных сферах жизни. В основе данного события лежат такие ценности, как справедливость, гуманизм, гражданственность, выбор и ответственность, права и свободы человека, приоритет духовного над материальным, высокие нравственные идеалы. Событие «Мои знания — моя сила» (6ч) способствует приобщению детей к миру научного знания, формированию навыков познавательной деятельности. Данное событие строится на таких ценностях, как знание, достоинство и созидательный труд. Событие «Моя страна — моя история» (5ч) направлено на развитие патриотических чувств детей, формирование общероссийской гражданской идентичности. Данное событие способствует актуализации у ребенка таких ценностей, как Родина, патриотизм, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, служение Отечеству и ответственность за его судьбу. Итоговое занятие (2ч) События включают в себя несколько занятий, каждое из которых состоит из трех частей. Первая часть — «информирование»: ребенок получает информацию, формирующую у него представления о какой-либо ценности (или группе ценностей), лежащей в основе события. Вторая часть — «практика»: в контексте полученной информации ребенку предлагаются практические задания, выполнение которых способствует формированию отношения к транслируемой ценности. Третья часть — «рефлексия». На основании полученной информации и проделанной самостоятельной работы ребенок при поддержке педагога делает выводы о полученных результатах. Каждое событие завершается итоговым занятием, на котором дети демонстрируют приобретенные ранее знания в совместной деятельности, делятся индивидуальным опытом по каждому из занятий, формируют в итоге коллективный вывод о значимости всего события для группы Форма проведения занятий: беседа, тестирование, дидактическая игра, творческая мастерская, конкурс, викторина, квест-игра, индивидуальная и групповая работа, мини – проект, упражнения на взаимодействие в группе, решение ситуационных и практико-ориентированных задач, которые направлены на формирование ценностных ориентаций в процессе активной деятельности. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия направлены на обеспечение достижений школьниками следующих личностных и метапредметных образовательных результатов с учетом рабочей программы воспитания. Личностные результаты В сфере гражданского воспитания: готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи. В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к исследованию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, к истории и современному состоянию российских гуманитарных наук. В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, возникающих в процессе реализации проектов или исследований, осознание важности моральноэтических принципов в деятельности исследователя; свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других без осуждения; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В сфере трудового воспитания: осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей. В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность действовать в условиях неопределенности, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать свои идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Метапредметные результаты В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках. В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; различать, выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ выражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других без осуждения. Одним из результатов реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа курса внеурочной деятельности призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания № разд ела и тем 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование разделов и тем Модуль Электронные (цифровые) воспитательной образовательные ресурсы программы «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» «Моя школа-мои возможности» «Какие мы?» 8 сентября: https://институтвоспитания. Международный рф/programmyдень vospitaniya/ooy/programmaраспространения aktivnoy-sotsializatsii/ грамотности. https://институтвоспитания. «Маршруты нашей рф/ школы». «Маршруты нашей 24 сентября: День https://sovetniki.68edu.ru/wpшколы». Государственного content/uploads/2022/11/iгерба и chetvert.pdf Государственного флага Республики https://sites.google.com/view/ Крым. navigatory-school6/я-ты-он«Школьные старты» 27 сентября: День она-вместе-целая-страна (подготовка). работника дошкольного образования. День туризма. «Школьные старты». 5 октября: День Учителя. «Мы — команда». 15 октября: День отца в России. «Мы — команда». «Моя семья – моя опора» «История моей 25 октября: https://институтвоспитания. семьи». Международный рф/programmyдень школьных vospitaniya/ooy/programmaбиблиотек. aktivnoy-sotsializatsii/ «Семья — начало всех 8 ноября: День https://институтвоспитания. начал». памяти погибших рф/ при исполнении служебных https://sovetniki.68edu.ru/wpобязанностей content/uploads/2022/11/iсотрудников органов chetvert.pdf внутренних дел России. https://sites.google.com/view/ «Правила счастливой navigatory-school6/я-ты-онсемьи» (подготовка). она-вместе-целая-страна «Правила счастливой 26 ноября: День семьи». матери в России. Уче бны е час ы Кон тро льн ые раб оты Пра кти ческ ая част ь 7 1 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 «Правила счастливой семьи». 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. «Мой выбор – моя ответственность» «Моя гражданская 8 декабря: https://институтвоспитания. позиция: почему Международный рф/programmyважно выбирать». день художника. vospitaniya/ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii/ «Свобода и https://институтвоспитания. ответственность». рф/ «Цифровая 25 декабря: День грамотность и принятия https://sovetniki.68edu.ru/wpбезопасность в сети». Федеральных content/uploads/2022/11/iконституционных chetvert.pdf законов о Государственных https://sites.google.com/view/ символах navigatory-school6/я-ты-онРоссийской она-вместе-целая-страна Федерации. «Безопасное 27 декабря: День использование спасателя. цифровых ресурсов». «Финансовая безопасность». «Планируем бюджет». 19 «5 правил финансовой грамотности». 20 «Мы выбираем». 21 «Мы выбираем». 22 «Чудеса науки». 1 9 1 1 1 1 1 20 января – День Республики Крым. 25 января: День российского студенчества. 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецкофашистских войск в Сталинградской битвеэ 8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724). «Мои знания – моя сила» 15 февраля: День https://институтвоспитания. памяти о россиянах, рф/programmyисполнявших vospitaniya/ooy/programmaслужебный долг за aktivnoy-sotsializatsii/ пределами Отечества; 35 лет со https://институтвоспитания. дня вывода рф/ 1 1 1 1 6 1 23 «Чудеса науки». 24 «Правильные привычки: здоровое питание». «Правильные привычки: правила безопасности». 25 26 27 28 29 30 31 32 советских войск из Республика Афганистан (1989). 23 февраля: День защитника Отечества. https://sovetniki.68edu.ru/wpcontent/uploads/2022/11/ichetvert.pdf https://sites.google.com/view/ navigatory-school6/я-ты-онона-вместе-целая-страна 8 марта: Международный женский день. 1 1 1 «В здоровом теле — здоровый дух». 14 марта: 450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574). «В здоровом теле — 27марта: Всемирный здоровый дух». день театра. «Моя страна – моя история» «Аллея памяти». https://институтвоспитания. рф/programmy«Живет герой на 11 апреля: День vospitaniya/ooy/programmaулице родной». Конституции aktivnoy-sotsializatsii/ Республики Крым. «Через года, через https://институтвоспитания. века помните…». рф/ «Зарница». 27 апреля: День российского https://sovetniki.68edu.ru/wpпарламентаризма. content/uploads/2022/11/i«Зарница». chetvert.pdf 1 1 5 1 1 1 1 1 https://sites.google.com/view/ navigatory-school6/я-ты-онона-вместе-целая-страна 33 «Я- ТЫ- ОН- ОНАвместе целая страна». 34 «Я- ТЫ- ОН- ОНАвместе целая страна». Итоговые занятия 18 мая: День памяти жертв депортации; Международный день Музеев. 24 мая: День славянской письменности и культуры. https://институтвоспитания. рф/programmyvospitaniya/ooy/programmaaktivnoy-sotsializatsii/ 2 1 1 https://институтвоспитания. рф/ https://sovetniki.68edu.ru/wpcontent/uploads/2022/11/ichetvert.pdf https://sites.google.com/view/ navigatory-school6/я-ты-онона-вместе-целая-страна ИТОГО 25 9 Календарно-тематическое планирование на 2023/20234учебный год внеурочной деятельности «Я-ТЫ-ОН-ОНА- вместе целая страна» Уровень образования: основное общее образование Уровень изучения предмета: базовый Класс: 5 Количество часов : 34 часа (1 ч. в неделю, 34 учебных недель) Учитель: Гамеева Ольга Викторовна Рабочая программа курса внеурочной деятельности: составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе авторской программы А.А.Буянова, Н.Н.Кушко, О.А.Шестаковой «Программа внеурочной деятельности по активной социализации обучающихся 5-х классов «Я-тыон-она — вместе целая страна»» — М.: ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023. № Тема занятия Модуль воспитательной Коли Дата п/п программы «Курсы внеурочной честв проведения деятельности и дополнительного о План Факт образования» часов «Моя школа-мои возможности» 7 1 «Какие мы?» 8 сентября: Международный день 1 07.09 распространения грамотности. 2 «Маршруты нашей 1 14.09 школы». 3 «Маршруты нашей 24 сентября: День Государственного 1 21.09 школы». герба и Государственного флага Республики Крым. 4 «Школьные старты» 27 сентября: День работника 1 28.09 (подготовка). дошкольного образования. День туризма. 5 «Школьные старты». 5 октября: День Учителя. 1 05.10 6 «Мы — команда». 15 октября: День отца в России. 1 12.10 7 «Мы — команда». 1 19.10 «Моя семья – моя опора» 5 8 «История моей семьи». 25 октября: Международный день 1 26.10 школьных библиотек. 9 «Семья — начало всех 8 ноября: День памяти погибших при 1 09.11 начал». исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России. 10 «Правила счастливой 1 16.11 семьи» (подготовка). 11 «Правила счастливой 26 ноября: День матери в России. 1 23.11 семьи». 12 «Правила счастливой 30 ноября: День Государственного 1 30.11 семьи». герба Российской Федерации. «Мой выбор – моя ответственность» 9 13 «Моя гражданская 8 декабря: Международный день 1 07.12 позиция: почему важно художника. выбирать». 14 «Свобода и 1 14.12 ответственность». 15 «Цифровая грамотность и безопасность в сети». 16 «Безопасное использование цифровых ресурсов». «Финансовая безопасность». «Планируем бюджет». 25 декабря: День принятия Федеральных конституционных законов о Государственных символах Российской Федерации. 27 декабря: День спасателя. 1 21.12 1 28.12 1 11.01 1 18.01 25 января: День российского студенчества. 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. «Мы выбираем». 8 февраля: День российской науки; 300-летие со дня основания Российской Академии наук (1724). «Мои знания – моя сила» «Чудеса науки». 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 35 лет со дня вывода советских войск из Республика Афганистан (1989). «Чудеса науки». 23 февраля: День защитника Отечества. «Правильные привычки: здоровое питание». «Правильные привычки: 8 марта: Международный женский правила безопасности». день. 1 25.01 1 01.02 1 08.02 6 1 15.02 1 22.02 1 29.02 1 07.03 26 «В здоровом теле — здоровый дух». 1 14.03 27 «В здоровом теле — здоровый дух». «Моя страна – моя история» «Аллея памяти». «Живет герой на улице 11 апреля: День родной». Республики Крым. 1 21.03 5 1 1 04.04 11.04 1 18.04 1 25.04 1 2 1 02.05 1 23.05 17 18 19 20 21 22 23 24 25 28 29 30 31 32 33 34 20 января – День Республики Крым. «5 правил финансовой грамотности». «Мы выбираем». «Через года, через века помните…». «Зарница». 14 марта: 450-летие со дня выхода первой «Азбуки» (печатной книги для обучения письму и чтению) Ивана Фёдорова (1574). 27марта: Всемирный день театра. 27 апреля: День парламентаризма. Конституции российского «Зарница». Итоговые занятия «Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе 18 мая: День памяти жертв целая страна». депортации; Международный день Музеев. «Я- ТЫ- ОН- ОНА-вместе 24 мая: День славянской целая страна». письменности и культуры. Итого: 34 часа 16.05