РП ВД РДШ

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «РДДМ «Движение первых» направлена на
удовлетворение образовательных потребностей детей и социального заказа государства.
Современный социальный заказ на образование обусловлен задачами разностороннего
развития ребенка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Движение первых»
разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего
образования» (далее – ФОП СОО);
приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее- ФГОС СОО);
- письмо Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327 "О направлении информации"
(Методические рекомендации по введению федеральных основных общеобразовательных
программ);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.07.2023 № 556 "О внесении
изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства просвещения Российской Федерации
от 21 сентября 2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, и установления
предельного срока использования исключенных учебников" (Зарегистрирован 28.07.2023 № 74502);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022
№ 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов,
допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";
- письмо Минпросвещения России от 07.08.2023 г. № АБ-3287/06 "О направлении информации (Об
актуализации рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы)";
- письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 "Об организации занятий "Разговоры о
важном";
- постановление Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении СанПиН СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- постановление Главного государственного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания»;
Рабочая программа разработана в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического
воспитания граждан Российской Федерации. Программа направлена на формирование таких
личностных результатов, как гражданская идентичность личности, чувства сопричастности и
гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности. Рабочая программа рассчитана на34ч.
(1 час в неделю).
Цели изучения курса «Движение первых»:

1.Равитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных
интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической
и правовой) информации определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры,
экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2.Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3.Освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной
адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом
качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах
человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах
реализации и защиты прав человека и гражданина;
4.Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных
характерных для подросткового возраста социальных ролях;
5.Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных
отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий,
самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Задачи изучения курса:
1.Формирование целостного восприятия мира;
2.Воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;
3.Формирование культуры общения;
4.Воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;
5.Выработка этических принципов на основе правовой культуры; в сохранении природы и
созидании культуры Отечества.
6.Приобщить обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие
обучающихся в краеведческой и общественной работе.
7.Знать историю родного края и историю развития правового поля в своем регионе.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы
внеурочной деятельности
Личностные результаты:
- Осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской
идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- Осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного
отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и
принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих
для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на
познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в
сообществах разного типа (класс, школа,семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на
познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать
тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов,
установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- Приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- Совершенствование в умениях чтения, слушания
обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного
наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в
анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа
Учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в
нем;
- Владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником),
необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило,
закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и
Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие,
родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность,
ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий)
значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и
обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы,
населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие
проблемы; история, предыстория;
- Владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- Овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
-знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского
государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о
родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры
достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и
современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и
культурных памятников страны.
В результате реализации программы ожидается:
• развитие творческих способностей;
• осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям
предыдущих поколений;
• способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной
жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
• осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность
руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и
патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Содержание курса
Наша Родина–ВеликаяРоссия! Символы Российского государства. Страна, в которой мне хочется
жить! Гражданин и государство. Качества, которыми должен обладать гражданин. Вековые
традиции. Я гражданин современной России. Великие сыны земли русской. Подготовка сообщений
о достойных гражданах России в разные ее времена.
Наш выбор–здоровый образ жизни. Здоровье–единственная драгоценность. За шаг до
наркотиков. Наши возможности и наше будущее в наших руках. Спорт–альтернатива пагубным
привычкам. Серьезно о несерьезном. Курение или здоровье - выбирайте сами. Достоинства и
недостатки человека. Портрет друга, которого я бы хотел. Внутренняя и внешняя культура
человека. Портрет нашего современника. Познавать и улучшать себя. Уникальность и
неповторимость каждого человека. Злобность и жестокость.
Наши права и ответственность. Российская Конституция и наши права. Выбор. Свобода.
Ответственность. Право на образование.
Мы в обществе. Мир профессий. Профессии, которые нас окружают. Знакомство с профессией
повара.
Практическая деятельность обучающихся: подготовка сообщений, с оставление схем, подбор
фотографий, подготовка эссе, рисунков, плакатов по теме, анализ материалов СМИ, анализ
сказок, былин, произведений, конституции, деловые игры, тренинги, решение ситуационных
задач.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Движение первых»
Классы 7-9
Количество часов: на год 34 часа, в неделю 1 час;
№
Тема занятия
п/п
1 Символы Российского государства
2

Символы Российского государства

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Страна, в которой мне хочется жить!
Страна, в которой мне хочется жить!
Гражданин и государство
Качества, которыми должен обладать гражданин
Вековые традиции
Вековые традиции
Я гражданин современной России
Великие сыны земли русской
Достойные граждане России в разные ее времена
Достойные граждане России в разные ее времена
Достойные граждане п. Матвеев Курган
Здоровье-единственная драгоценность
За шаг до наркотиков
Наши возможности и наше будущее в наших руках
Спорт –альтернатива пагубным привычкам

18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Серьезно о несерьезном. Курение или здоровье -выбирайте сами
Портрет друга, которого я бы хотел
Внутренняя и внешняя культура человека
Портрет нашего современника
Познавать и улучшать себя.
Уникальность и неповторимость каждого человека
Злобность и жестокость
Российская Конституция и наши права
Выбор. Свобода. Ответственность
Право на образование

Дата
План
Факт

28
29
30
31
32
33
34

Сквернословию –бой. Начни бой с себя!
Плюсы и минусы виртуального общения
Моя социальная роль
Конфликт в нашей жизни
Как я понимаю слово «лидер»?
Как я понимаю слово «лидер»?
Как я понимаю слово «лидер»?


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».