Пояснительная записка Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. Основные задачи изучения предмета: - расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни; -формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства; -ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений; -практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности; -усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг); -развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности. Общая характеристика учебного предмета «Основы социальной жизни» Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" составлена с учетом возможностей учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ориентирована на: • развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности; • усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях; • понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений. Описание места в учебном плане Учебная программа «Основы социальной жизни» разработана для 7 класса. На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, всего на курс 68 ч. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Основы социальной жизни» Личностные универсальные учебные действия -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: - представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; - владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; - определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; - умение описывать географический объект по карте; - выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; - сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; -использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: - применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; - ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; - нахождение в различных источниках и анализ географической информации; - применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; - называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. Содержание учебного предмета «Основы социальной жизни» Личная гигиена Личная гигиена подроста. Индивидуальные предметы гигиены. Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, туалетом. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья. Одежда Ремонт разорванных мест одежды, штопка. Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка. Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины. Стирка хлопчатобумажного белья вручную. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды. Утюжка белья, брюк. Химчистка. Виды услуг. Правила пользования. Экскурсия в химчистку. Питание Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда. Третьи блюда. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи. Приготовление закусок. Приготовление горячих бутербродов. Первые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Приготовление щей из свежей капусты с картофелем. Вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Приготовление второго блюда из мясных консервов с отварным картофелем и сметанным соусом. Приготовление третьих блюд. Компот из сухофруктов. Приготовление компота из сухофруктов. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. Сервировка стола к обеду. Семья Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. Оказание помощи в одевании малышей на прогулку. Разучивание тихих и подвижных игр. Подвижные игры на улице с детьми младшего возраста. Культура поведения Поведение в гостях. Правила поведения при встрече и расставании. Подарки. Правила вручения и приемов подарков. Изготовление сувенира. Жилище Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету. Сухая и влажная уборка помещения. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уборка помещения. Мытье зеркал. Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия. Чистка мягкой мебели. Животные в доме (кошка, собака, попугай). Правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных дома. Транспорт Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Справочная служба железнодорожного вокзала, расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Приобретение билетов. Камеры хранения багажа. Экскурсия на железнодорожный вокзал. Торговля Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров. Экскурсия в промтоварный магазин. Приобретение товаров в промтоварном магазине. Средства связи Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок отправления бандеролей. Упаковка бандеролей. Стоимость пересылки. Заполнение бланков на отправку бандеролей. Экскурсия на почту. Медицинская помощь Домашняя аптечка. Термометр. Измерение температуры тела с помощью термометра. Лекарственные растения. Заваривание травяного настоя. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах. Наложение повязки на рану, поврежденную конечность. Учреждения, организации и предприятия Промышленные объекты г. Новокузнецка. Названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях. Виды выпускаемой продукции. Названия рабочих специальностей. Экскурсия на промышленное предприятие. Экономика домашнего хозяйства Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение в нашей жизни. Бюджет семьи. Источник дохода. Заработная плата членов семьи, пенсия. Определение дохода семьи. Мелкие расходы. Составление доверенности на получение зарплаты. № Название раздела, темы 1 Личная гигиена 2 Одежда 3 Питание Тематическое планирование по «Основы социальной жизни» Количество Основные виды деятельности Основные направления воспитательной часов деятельности Индив Посе идуаль щение но на в дому школе 2 2 Рассказывают о правилах соблюдения личной Ценности научного познания: гигиены подростка (девушки и юноши). -знание истории развития представлений о Объясняют правила смены одежды. нательного и физическом развитии и воспитании человека пастельного белья. Определяют санитарно- в европейской и российской культурногигиенические правила пользования зубной педагогической традиции; щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной. - познавательные мотивы, направленные на унитазом. получение новых знаний по физической 4 4 Определяют вид ремонта одежды. Называют культуре, необходимых для формирования моющие средства для стирки белья. здоровья и здоровых привычек, физического Рассказывают об устройстве стиральной машины развития и физического совершенствования; и правила пользования ею. Объясняют санитарно- - познавательная и информационная культура, гигиенические требования и правила техники в том числе навыки самостоятельной работы с безопасности при ремонте одежды, стирке учебными текстами, справочной литературой, техническими средствами вручную и с помощью стиральной машины. доступными Различают особенности утюжки одежды из информационных технологий; к обучению и познанию, различных тканей, а также постельного белья, -интерес полотенец, скатертей. Характеризуют любознательность, готовность и способность самообразованию, исследовательской предприятия по химической чистке одежды, виды к к осознанному выбору оказываемых ими услуг. Перечисляют правила деятельности, направленности и уровня обучения в подготовки вещей к сдаче в чистку. 6 6 Классифицируют способы обработки овощных, дальнейшем. мясных, рыбных продуктов. Определяют Патриотическое воспитание: последовательность приготовления блюд. - ценностное отношение к отечественному Характеризуют возможности использования спортивному, культурному, историческому и электробытовых приборов при приготовлении научному наследию, понимание значения пищи, правила пользования ими. Называют физической культуры в жизни современного санитарно-гигиенические требования и правила общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях техники безопасности при приготовлении пищи. Рассказывают о правилах пользования столовыми сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных приборами. 4 Семья 2 2 5 Культура поведения 2 2 6 Жилище 4 4 7 Транспорт 2 2 8 Торговля 2 2 Перечисляют названия тихих и подвижных игр. мировых и отечественных тенденциях Объясняют детям младшего школьного возраста развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных правила игры и играют с ними. знаниях о человеке. Рассказывают о правилах поведения при встрече Гражданское воспитание: и расставании. Называют правила поведения в - представление о социальных нормах и гостях. Перечисляют правила вручения и приема правилах межличностных отношений в подарков. коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении Называют последовательность проведения учебных, познавательных задач, освоение и регулярной и сезонной уборки жилого выполнение физических упражнений, помещения. Определяют способы и создание учебных проектов, стремление к периодичность ухода за окнами. Перечисляют взаимопониманию и взаимопомощи в виды моющих средств, используемых при уборке процессе этой учебной деятельности; и мытье окон. Объясняют правила ухода за готовность оценивать своё поведение и мебелью в зависимости от ее покрытия. поступки своих товарищей с позиции Рассказывают о правилах соблюдения гигиены нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание жилища при наличии животных в доме. посильной помощи и моральной поддержки Определяют назначение вокзалов и основных сверстникам при выполнении учебных служб вокзалов. Рассказывают о порядке заданий, доброжелательное и уважительное приобретения билетов, порядке сдачи и отношение при объяснении ошибок и получении багажа в камере хранения. способов их устранения. Перечисляют функции железнодорожного Формирование культуры здоровья: транспорта. Называют виды пассажирских - осознание ценности своего здоровья для вагонов. Определяют примерную стоимость себя, общества, государства; ответственное к регулярным занятиям билета в зависимости от вида вагона и дальности отношение физической культурой, в том числе освоению расстояния. Различают виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа. Называют гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; виды справочных служб. установка на здоровый образ жизни, соблюдения правил Характеризуют универсальные и необходимость специализированные промтоварные магазины, их безопасности при занятиях физической отделы. Объясняют назначение магазинов. культурой и спортом. Перечисляют ассортимент некоторых отделов Экологическое воспитание: промтоварных магазинов. Определяют стоимость - экологически целесообразное отношение к внимательное отношение к отдельных товаров. Рассказывают о правилах природе, поведения в магазине. 9 Средства связи 2 2 Классифицируют виды бандеролей. Рассказывают о порядке отправления бандеролей. Определяют перечень предметов, посылаемых бандеролью. Называют максимальный вес и стоимость посылаемых предметов. Различают виды и способы упаковки бандеролей. 10 Медицинская помощь 3 3 Определяют состав домашней аптечки. Рассказывают о правилах применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки. Перечисляют местные лекарственные растения. Объясняют правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм. Знакомятся с правилами оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах, при растяжении и вывихах. 11 Учреждения, организации предприятия 2 2 Называют промышленные объекты г. Новокузнецка. Перечисляют названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях. Классифицируют виды выпускаемой продукции. Экономика домашнего хозяйства 3 3 Знакомятся с понятие "Деньги", "Семейный бюджет". Перечисляют составные части бюджета семьи. Планируют бюджет семьи. Определяют сколько можно иметь денег на мелкие расходы. Всего 68 ч 34 34 12 и человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Материально-техническое обеспечение Учебно-практическое оборудование - учебные парты, регулируемые по высоте; - стулья ученические регулируемые по высоте; - доска магнитно-меловая; - ноутбук; - шкафы для хранения учебных принадлежностей, пособий, и др. Календарно-тематическое планирование по основам социальной жизни 7 класс (обучение на дому) 2023-2024 учебный год Учитель: Семенова Анна Николаевна Всего часов: 68 (на дому 34 ч, посещение уроков в школе 34 ч) 2 часа в неделю (на дому 1 ч, посещение уроков в школе 1 ч) Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Семеновой Анны Николаевны, утвержденной директором приказ №79 от 29.08.2023 № п/т 1 2 Тема урока Личная гигиена подроста. Индивидуальные предметы гигиены Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, туалетом Индивидуа льно на дому 06.09 дата Посещен ие в школе 07.09 3 Правила сохранения чистоты и здоровья тела 4 5 6 Гигиена одежды, нательного и постельного белья Ремонт разорванных мест одежды, штопка Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка 20.09 7 Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью 27.09 13.09 14.09 21.09 стиральной машины 8 Стирка хлопчатобумажного белья вручную 9 Утюжка белья, брюк, спортивной одежды 10 Утюжка белья, брюк 11 Химчистка. Виды услуг. Правила пользования 12 Экскурсия в химчистку 13 Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые 28.09 04.10 05.10 11.10 12.10 18.10 блюда. Третьи блюда 14 Санитарно-гигиенические требования и правила техники 19.10 безопасности при приготовлении пищи 15 Приготовление закусок 16 Приготовление горячих бутербродов 17 Первые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов 18 Приготовление щей из свежей капусты с картофелем 19 Вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов 20 Приготовление второго блюда из мясных консервов с отварным картофелем и сметанным соусом 25.10 26.10 08.11 09.11 15.11 16.11 факт 21 Приготовление третьих блюд. Компот из сухофруктов 22 Приготовление компота из сухофруктов 23 Использование электробытовых приборов для экономии 22.11 23.11 29.11 времени при приготовлении пищи 24 Сервировка стола к обеду 25 Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими 30.11 06.12 детьми 26 Оказание помощи в одевании малышей на прогулку 27 Разучивание тихих и подвижных игр 28 Подвижные игры на улице с детьми младшего возраста 29 Поведение в гостях 30 Правила поведения при встрече и расставании 31 Подарки. Правила вручения и приемов подарков 32 Изготовление сувенира 33 Регулярная и 07.12 13.12 14.12 20.12 сезонная 21.12 27.12 28.12 уборка жилого помещения. 10.01 Подготовка квартиры к зиме, лету. 34 Сухая и влажная уборка помещения 35 Санитарная обработка помещения в случае необходимости 36 Уборка помещения. Мытье зеркал 37 Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия 38 Чистка мягкой мебели 39 Животные в доме (кошка, собака, попугай) 40 Правила соблюдения гигиены жилища при наличии 11.01 17.01 18.01 24.01 25.01 31.01 01.02 животных дома 41 Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и 07.02 его службы 42 Справочная служба железнодорожного вокзала, расписание 08.02 поездов 43 Виды пассажирских вагонов. Приобретение билетов. 14.02 Камеры хранения багажа 44 Экскурсия на железнодорожный вокзал 45 Универсальные и специализированные 15.02 промтоварные 21.02 магазины, их отделы. Назначение магазинов 46 Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения 22.02 товаров 47 Экскурсия в промтоварный магазин 28.02 48 Приобретение товаров в промтоварном магазине 49 Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок 29.02 06.03 отправления бандеролей 50 Упаковка бандеролей. Стоимость пересылки 51 Заполнение бланков на отправку бандеролей 52 Экскурсия на почту 53 Домашняя аптечка. Термометр 54 Измерение температуры тела с помощью термометра 55 Лекарственные растения 56 Заваривание травяного настоя 57 Первая помощь 07.03 13.03 14.03 20.03 21.03 03.04 04.04 при травмах, ранах, микротравмах, 10.04 ушибах, вывихах, переломах 58 Наложение повязки на рану, поврежденную конечность 59 Промышленные предприятия, заводы нашего города 60 Названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях 61 Виды выпускаемой продукции. Названия рабочих 11.04 17.04 18.04 24.04 специальностей 62 Экскурсия на промышленное предприятие 25.04 63 Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение в нашей 02.05 жизни 64 Бюджет семьи. Источник дохода 08.05 65 Заработная плата членов семьи, пенсия 15.05 66 Определение дохода семьи 67 Мелкие расходы 68 Составление доверенности на получение зарплаты 16.05 22.05 23.05