Пояснительная записка Предмет «История Отечества» играет важную роль в процессе развития и воспитания личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования гражданской позиции учащихся, воспитания их в духе патриотизма и уважения к своей Родине, ее историческому прошлому. Основные цели изучения данного предмета - формирование нравственного сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), способных к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны; развитие умения применять исторические знания в учебной и социальной деятельности; развитие нарушенных при умственной отсталости высших психических функций. Достижение этих целей будет способствовать социализации учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Основные задачи изучения предмета: -овладение учащимися знаниями о выдающихся событиях и деятелях отечественной истории; -формирование у учащихся представлений о жизни, быте, труде людей в разные исторические эпохи; -формирование представлений о развитии российской культуры, ее выдающихся достижениях, памятниках; -формирование представлений о постоянном развитии общества, связи прошлого и настоящего; -усвоение учащимися терминов и понятий, знание которых необходимо для понимания хода развития истории; -формирование интереса к истории как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания. -формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе; -воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству; -воспитание гражданственности и толерантности; -коррекция и развитие познавательных психических процессов. Общая характеристика учебного предмета «История Отечества» История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация выпускника в общество. Представляется, что в курсе «Истории Отечества» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности. Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно-текстуальный материал, способствующий успешному овладению с содержанием статьи, рассказа. Важной составной частью курса «История моей Родины» являются историко-краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до нашего времени. На уроках истории в образовательной специальной коррекционной школе используются: рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста учебной книги, работа с исторической картой, картиной, схемами, «Лентой времени», просмотр и разбор кинокольцовок, отдельных фрагментов кино, диафильмов. Живое слово учителя играет ведущую роль в обучении истории. Рассказ учителя об исторических событиях должен быть исторически точным инее слишком длинным. Сообщая новый материал, учитель показать его взаимосвязь с изучением ранее. Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий. Создавая историческую картину того или иного события, учитель должен включать в рассказ культурно-бытовые сведения, способствующие формированию правильных исторических представлений(внешний вид города, села, характеристика жилища, одежды, орудий труда, оружия соответствующей эпохи). Рассказ учителя необходимо сочетать с выборочным чтением текстов из учебной книги, детских журналов, книг и других источников. Особое внимание уделить умению учащихся выражать свои мысли историческими терминами, что будет способствовать развитию мыслительной деятельности и речи . Такой подход является существенной частью коррекционной работы на уроках истории. Применение многообразных наглядных средств формирует умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую. При изучении истории важно вести специальную работу по использованию хронологии. Этому помогают лента времени, игры, викторины с использованием исторических дат. Созданию ярких, отчётливых образов содействуют хорошо подготовленные и проведённые экскурсии. Внимание учащихся на экскурсиях и при обработке материала надо привлекать к наиболее существенным, значимым объектам. При характеристике определённой исторической формации учитель должен раскрыть вопросы культуры, взаимоотношений людей в обществе. В отличие от программ массовых общеобразовательных школ, в которых весь исторический материал периодизируется, во вспомогательных школах такая периодизация не имеет смысла. Особое внимание уделяется краеведческой работе с использованием местного исторического материала. Краеведческая работа служит активным средством формирования гражданских качеств ученика. Описание места в учебном плане Учебная программа «История Отечества» разработана для 7 класса. На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, всего на курс 68 ч. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «История Отечества» Личностные универсальные учебные действия -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: - представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; - владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; - определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; - умение описывать географический объект по карте; - выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; - сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; -использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: - применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; - ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; - нахождение в различных источниках и анализ географической информации; - применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; - называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. Содержание учебного предмета «История Отечества» Введение Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Как и по каким источникам мы узнаем о жизни людей в прошлом. Наша Родина — Россия. Кто живет рядом и вокруг России. Наша страна на карте. История нашей страны древнейшего периода Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской. Как жили наши предки — восточные славяне в далеком прошлом. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян. Верования восточных славян, их мудрецы и старцы-предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские витязи-богатыри и варяги-русичи. Роды и племена восточных славян и их старейшины. Появление княжеств в VIII—IX веках у восточных славян. Объединение восточных славян под началом князя Рюрика. Киевская Русь Объединение и подчинение Киеву восточно-славянских племен. Создание Киевского государства. Первые русские князья: Олег, Игорь, Ольга, Святослав. Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки. Крещение Руси при Князе Владимире и воеводе Добрыне. Княжеское подворье, дружина. Гусляры-сказочники и их былины. Былинные богатыри — спасители земли русской. Жизнь простых людей, их быт и традиции, песни и верования, виды занятий и орудия труда. Искусство древнерусских ремесленников, иконопись, строительство храмов, летописание, образование и грамотность. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. Последние годы великой державы. Лента времени. Исторические даты. «Повесть временных лет». Распад Киевской Руси Причины распада Киевской Руси. Рост городов. Появление отдельных 15 крупных княжеств-государств. Краткая характеристика основных княжеств (по выбору учителя) Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Полоцкого, Смоленского, Новгородского. Владимиро-Суздальская Русь и наследие Киевской Руси. Андрей Боголюбский и перенос столицы во Владимир. Икона Владимирской Богоматери — хранительницы земли русской. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Торговля, Ремесло. Управление в Новгороде. Внешнеторговые связи. Русская культура в XII—XIII в. Памятники церковноучительной литературы. Архитектура, летописание, фольклор. Былины. «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание. Борьба Руси с иноземными завоевателями Создание державы Чингисхана. Условия жизни монгольских кочевников. Войско, военная дисциплина. Нашествие монголо-татар на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо-татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрат и других. «Злой город Козельск». Государство Золотая орда. Земли и народы, вошедшие в состав Золотой Орды. Русь под монголо-татарским игом. Наступление на Русь новых врагов. Рыцари-крестоносцы, их снаряжение и военный опыт. Александр Невский и новгородская дружина. «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле. Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества Возрождение хозяйства и культуры. Тяжелое положение русского и других народов. Усиление роли Москвы. Московский князь Иван Калита, его успехи. Основные слои городского населения, их быт и традиции. Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Отражение ордынских набегов. Личность Дмитрия Донского, хана Мамая. Битва на Куликовом поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Сергей Радонежский. Национальный подъем после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды. Иван III (1462—1505 гг.). Освобождение от иноземного ига (1480); возвеличение Москвы и укрепление Московского царства. Тематическое планирование по Истории Отечества» № Название раздела, Количество Основные виды деятельности Основные направления воспитательной темы часов деятельности Индив Посе идуаль щение но на в дому школе 4 3 1 Введение в историю Дать представление об истории как науке. Ценности научного познания: Научить определять последовательность -знание истории развития представлений о событий, соотносить год с веком и век с годом. физическом развитии и воспитании человека 5 7 2 История нашей страны Дать понятие о восточных славянах, показать в европейской и российской культурнодревнейшего периода сущность единства этих народов в современном педагогической традиции; обществе. Природноклиматические особенности - познавательные мотивы, направленные на расселения, проживания восточных славян. Дать получение новых знаний по физической представление о жизни и укладе соседей культуре, необходимых для формирования восточных славян. Раскрыть особенности здоровья и здоровых привычек, физического характера. Познакомить с условиями труда. развития и физического совершенствования; Выяснить, почему земледелие – основное - познавательная и информационная культура, занятие. Познакомить с общественным строем в том числе навыки самостоятельной работы с восточных славян. Формировать представление о учебными текстами, справочной литературой, техническими средствами жизни и быте восточных славян. Формировать доступными информационных технологий; представление о религии, традициях восточных. 3 Киевская Русь 9 7 4 Распад Киевской Руси 5 5 5 Борьба Руси иноземными завоевателями 5 4 с Дать представление об образовании древнерусского государства. Доказать на примере летописи и былин, что источники знаний о Древней Руси. Деятельность первых русских князей основные направления внешней и внутренней политики на Руси. Деятельность князя Игоря основные направления внешней и внутренней политики на Руси. Показать внутреннюю и политику при Ольге. Показать внешнюю политику при Ольге. Познакомить с деятельностью Святослава. Дать представление о наследниках Святослава и их борьбе за княжение. Объяснить причины принятия христианства. Дать представление о крещении Руси при князе Владимире. Дать представление об укреплении власти князя. Объяснить причины расцвета Киевской Руси. Дать характеристику деятельности Ярослава, о первых законах Киевской Руси. Сообщить о причинах начала междоусобных войн на Руси. Сведения о борьбе Владимира Мономаха за единство Руси. Сообщить причины распада Руси. Формировать представление о Великом Новгороде. Ознакомить с Ростово- Суздальским княжеством в XII в. Причины возвышения Москвы. Дать общее представление о культуре искусстве Руси. Представление о распространении грамотности. Дать представление о жизни, быте и традициях Киевской Руси. Дать представление о древнерусских городах. Дать сведения о жизни и быте татаромонгол. Формировать представление о нашествии монголо-татар. Формировать представление о нашествии монголо-татар на Русь. Показать -интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Патриотическое воспитание: - ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке. Гражданское воспитание: - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и героизм народов нашей страны в борьбе с монголотатарами. Раскрыть качества государственног о деятеля, дипломатию полководца. Показать героическую борьбу русского народа с немецкими рыцарями. Формировать представление, что монголотатарское иго было бедствием для завоеванных народов. Раскрыть причины объединения земли русской. Рассказать о деятельности московского князя. Дать характеристику князю Дмитрию Ивановичу и деятельности Куликовской битвой. Рассказать о борьбе русского народа за независимость. Показать влияние победы в Куликовской битве на дальнейшее развитие Руси. Дать представление об освобождении русских земель от иноземного ига. Определить изменения в социально – экономическом развитии Московского. 6 Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества 6 7 Дать представление о Руси XVI в. Познакомить с личностью царя, проведением реформ. Познакомить с личностью царя, проведением реформ. Дать представление о войнах с Крымским, Казанским ханством, с ливонскими рыцарями. Причины введения опричнины. Рассказать о покорении Сибири. Дать представление о правлении Федора Ивановича, о причинах Смутного времени. Рассказать о семибоярщине, кризисе верховной власти, иностранной интервенции. Показать роль православной церкви и простого народа в спасении Отечества. Дать представление об истории воцарения династии Романовых. Рассказать о расколе в русской православной церкви. Раскрыть роль казачества в охране границ. Особенности развития России в XVII способов их устранения. Формирование культуры здоровья: - осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом. Экологическое воспитание: - экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. веке. Особенности развития России в XVII веке. Показать особенности развития культуры в XVIXVII вв. Всего 66 ч 34 33 Материально-техническое обеспечение Учебно-практическое оборудование - учебные парты, регулируемые по высоте; - стулья ученические регулируемые по высоте; - доска магнитно-меловая; - ноутбук; - шкафы для хранения учебных принадлежностей, пособий, и др. Календарно-тематическое планирование по истории отечества 7 класс (обучение на дому) 2023-2024 учебный год Учитель: Семенова Анна Николаевна Всего часов: 67 (на дому 34 ч, посещение уроков в школе 33 ч) 2 часа в неделю (на дому 1 ч, посещение уроков в школе 1 ч) Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Семеновой Анны Николаевны, утвержденной директором приказ №79 от 29.08.2023 № п/т Тема урока 1 2 История - наука о прошлом Исторические памятники 3 Наша Родина-Россия 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 21 22 23 Поволжье- наш край родной Моя родословная Счет лет в истории Историческая карта Восточные славяне - предки русских, украинцев, белорусов Роды и племена восточных славян и их старейшины Славянский поселок Древнейшие народы и поселения на Средней Волге История возникновения с. Барановка Основные занятия восточных славян Ремесла восточных славян Обычаи восточных славян Религиозные верования и погребальные обряды на Средней Волге Соседи восточных славян Славянские воины и богатыри Объединение восточных славян под властью Рюрика Образование государства восточных славян - Киевской Руси Русские князья Игорь и княгиня Ольга Князь Святослав Укрепление власти князя 24 Оборона Руси от врагов 25 26 27 28 29 30 31 Крещение Руси при князе Владимире Былины - источник знаний о Киевской Руси Культура и искусство Киевской Руси Княжеское и боярское подворье Жизнь и быт людей в Киевской Руси Правление Ярослава Мудрого Образование и грамотность на Руси 17 18 19 20 Индивидуа льно на дому 06.09 дата Посещен ие в школе 01.09 13.09 08.09 20.09 15.09 27.09 22.09 29.09 04.10 06.10 11.10 13.10 18.10 20.10 25.10 27.10 08.11 10.11 15.11 17.11 22.11 24.11 29.11 01.12 06.12 08.12 13.12 15.12 20.12 22.12 факт 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 Летописи и летописцы Киевский князь Владимир Мономах Рост и укрепление древнерусских городов Обобщающие повторение: «Киевская Русь» Причины распада Киевской Руси Образование самостоятельных княжеств Киевское княжество в XII веке Владимиро-Суздальское княжество Господин Великий Новгород Торговля и ремесла Новгородской земли Новгородское вече Русская культура в XII- XIII веках Поволжье XII-XIII веках Обобщающие повторение: «Распад Киевской Руси» Монголо-татары Нашествие монголо - татар на Русь Героическая борьба русских людей против монголо-татар Русь под монголо- татарским игом Рыцари - крестоносцы Александр Невский и новгородская дружина Невская битва Ледовое побоище Обобщающие повторение: «Борьба Руси с иноземными завоевателями» Возвышение Москвы Московский князь Иван Калита, его успехи Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси Московско- Владимирская Русь Сергий Радонежский Битва на Куликовом поле Значение Куликовской битвы для русского народа Иван III. Освобождение от иноземного ига Укрепление Московского государства Укрепление Московского государства Обобщающие повторение: «Начало объединения русских земель» Экскурсия в краеведческий музей Повторение по разделу «Начало объединения русских земель» 27.12 10.01 12.01 17.01 19.01 24.01 26.01 31.01 02.02 07.02 09.02 14.02 16.02 21.02 23.02 28.02 01.03 06.03 13.03 15.03 20.03 22.03 03.04 05.04 10.04 12.04 17.04 19.04 24.04 26.04 03.05 08.05 17.05 15.05 24.05 22.05