Пояснительная записка
Цели изучения учебного предмета «Географии» сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социальноэкономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности,
экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи изучения учебного предмета «Географии»
- формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
- формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран.
- формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф
- овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования
географической карты для получения географической информации;
- формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Общая характеристика учебного предмета «Географии»
География в основной школе формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете
людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных
природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах
взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, ü о географических подходах к
устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных
и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического,
личностнодеятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и
краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и
коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют
такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы
и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно
выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в
устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Описание места в учебном плане
Учебная программа «География» разработана для 7 класса. На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, всего на курс 66 ч.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Географии»
Личностные универсальные учебные действия
-осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
- представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных
материков и отдельных стран;
- владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты;
- определение направлений на карте;
определение расстояний по карте при помощи масштаба;
- умение описывать географический объект по карте;
- выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений;
- сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
-использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания,
соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
- применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
- ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и
антропогенных воздействий;
- нахождение в различных источниках и анализ географической информации;
- применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
- называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.
Содержание учебного предмета «География»
Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская части России.
Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые, их основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы
России, их использование. Население России. Народы России. Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли. Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России.
Зона арктических пустынь. Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры. Растительный и животный мир. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь. Экологические проблемы севера. Охрана
природы тундры.
Лесная зона. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки, озера, каналы. Растительный мир. Хвойные леса. Смешенные и
лиственные леса. Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельское хозяйство лесной зоны. Промышленность и сельское
хозяйство Центральной России. Города Центральной России. Особенности развития хозяйства Северо-Западной России. Города Северо-Западной
России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград. Западная Сибирь.
Зона степей. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный и животный мир. Хозяйство. Население и его основные
занятия. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск, Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.
Охрана природы зоны степей.
Зона пустынь и полупустынь. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир. Животный мир. Хозяйство.
Население и его основные занятия. Города зоны пустынь и полупустынь.
Зона субтропиков. Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города-курорты: Сочи, Анапа, Туапсе,
Геленджик. Город Новосибирск.
Высотная поясность в горах. Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и хозяйства Северного
Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
№
Название раздела,
темы
Количество
часов
Индив Посе
идуаль щение
но на
в
дому школе
1
Особенности природы и
хозяйства России
5
6
2
Природные зоны
России
1
1
3
Зона арктических
пустынь
4
3
Тематическое планирование по «Географии»
Основные виды деятельности
Характеризуют
географическое
положение
России на карте. Определяют по политической
карте соседей России. Определяют районы
европейской части и регионы азиатской части
России. Находят на политико-административной
карте РФ края, области, республики, автономные
округа,
автономные
области,
города
федерального
значения.
Анализируют
физическую карту России. Определяют по
физической карте России полезные ископаемые.
Работа с текстом учебника. Продолжают
формирование самостоятельных навыков при
работе с картой. Определяют численность
населения
России,
понятие
«плотность
населения»,
определяют
крупнейшие
по
численности народы на основе анализа текста
учебника. Определяют отрасли промышленности
на основе анализа текста и иллюстративных
материалов учебника. Определяют отраслевой
состав растениеводства и животноводства на
основе анализа иллюстративных материалов
учебника.
Объяснить различие в климате в разных районах
нашей страны, называть города, в которых
климат теплее и холоднее, чем в нашем
населенном пункте. Знать, какое значение имеют
почвы для жизни людей.
Характеризуют особенности природных зон
России и приспособление флоры и фауны к этим
условиям. Характеризуют природные зоны по
Основные направления воспитательной
деятельности
Ценности научного познания:
-знание истории развития представлений о
физическом развитии и воспитании человека
в европейской и российской культурнопедагогической традиции;
- познавательные мотивы, направленные на
получение новых знаний по физической
культуре, необходимых для формирования
здоровья и здоровых привычек, физического
развития и физического совершенствования;
- познавательная и информационная культура,
в том числе навыки самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой,
доступными
техническими
средствами
информационных технологий;
-интерес
к
обучению
и
познанию,
любознательность, готовность и способность
к
самообразованию,
исследовательской
деятельности,
к
осознанному
выбору
направленности и уровня обучения в
дальнейшем.
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к отечественному
спортивному, культурному, историческому и
научному наследию, понимание значения
физической культуры в жизни современного
общества, способность владеть достоверной
информацией о спортивных достижениях
сборных команд по видам спорта на
международной спортивной арене, основных
4
Зона тундры
4
4
5
Лесная зона
8
8
плану.
Практические
упражнения,
способствующие
развитию
способностей
анализировать
простые
закономерности.
Выявляют общие особенности зоны арктических
пустынь на основании объяснения учителя.
Работа с текстом учебника. Рассматривают и
сравнивают иллюстрации учебника, извлекают из
них информацию о растительном мире зоны.
приводят примеры. Рассматривают и сравнивают
иллюстрации учебника, извлекают из них
информацию о животном мире, приводят
примеры.
Практические
упражнения,
способствующие
развитию
способностей
анализировать простые закономерности.
Формирование самостоятельных навыков при
работе с картой, учебником. Работа с текстом
учебника.
Рассматривают
и
сравнивают
иллюстрации учебника, извлекают из них
информацию о растительном мире зоны тундры;
приводят примеры. Рассматривают и сравнивают
иллюстрации учебника, извлекают из них
информацию о животном мире зоны тундры;
приводят примеры. Знакомятся с хозяйством,
составом населения зоны тундры и его
основными
занятиями.
Формируют
самостоятельные навыки при работе с картой,
учебником.
Сравнивают
географическое
положение городов зоны тундры. Составляют
краткие характеристики городов. Обсуждают
основные экологические проблемы зоны в связи с
особенностями
хозяйственной
деятельности
человека.
Анализируют карту природной зоны, ее рельеф и
полезные
ископаемые.
Формируют
самостоятельные навыки при работе с картой,
учебником. Работа с учебником и картой.
Рассматривают и сравнивают
иллюстрации
мировых и отечественных тенденциях
развития физической культуры для блага
человека, заинтересованность в научных
знаниях о человеке.
Гражданское воспитание:
- представление о социальных нормах и
правилах межличностных отношений в
коллективе, готовность к разнообразной
совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, освоение и
выполнение
физических
упражнений,
создание учебных проектов, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи в
процессе
этой
учебной
деятельности;
готовность оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков; оказание
посильной помощи и моральной поддержки
сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательное и уважительное
отношение при объяснении ошибок и
способов их устранения.
Формирование культуры здоровья:
- осознание ценности своего здоровья для
себя, общества, государства; ответственное
отношение
к
регулярным
занятиям
физической культурой, в том числе освоению
гимнастических упражнений и плавания как
важных
жизнеобеспечивающих
умений;
установка на здоровый образ жизни,
необходимость
соблюдения
правил
безопасности при занятиях физической
культурой и спортом.
Экологическое воспитание:
- экологически целесообразное отношение к
природе,
внимательное
отношение
к
учебника, извлекают из них информацию о
растительном мире зоны. приводят примеры.
Выписывают в тетрадь из учебника названия
травоядных и хищных пушных животных.
Практические упражнения. Составляют рассказ
об одном животном лесной зоны. Готовят схему
на тему «Роль лесов в жизни человека».
Выписывают в тетрадь ведущие отрасли
промышленности
и
сельского
хозяйства.
Отмечают на контурной карте крупные города
Центральной России. Составляют рассказ об
одном из городов Центральной России.
Определяют географическое положение Сибири и
Дальнего Востока, иллюстративных материалов
учебника, карт атласа. Обсуждают природноресурсный потенциал Сибири и Дальнего
Востока на основе анализа текста учебника, карт
атласа. Определяют виды особо охраняемых
природных территорий (ООПТ) на основе
анализа текста и иллюстраций учебника.
6
Зона степей
7
Зона
пустынь
полупустынь
и
4
5
7
8
Составляют письменную характеристику зоны
степей на основании опорной схемы. Формируют
самостоятельные навыки при работе с картой,
учебником. Приводят примеры растений жарких
районов. Приводят примеры животных жарких
районов. Формируют самостоятельные навыки
при работе с картой, учебником. Составляют
краткие характеристики городов. Работа с тестом
учебника.
Определять главные понятия и особенности
природы зон пустынь и полупустынь на
основании материалов учебника. Работа с
текстом учебника. Формируют самостоятельные
навыки при работе с картой, учебником.
Приводят примеры растений и животных жарких
районов. Приводят примеры растений и
человеку,
его
потребностям
в
жизнеобеспечивающих
двигательных
действиях; ответственное отношение к
собственному физическому и психическому
здоровью, осознание ценности соблюдения
правил безопасного поведения в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
экологическое
мышление,
умение
руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
8
Зона субтропиков
2
1
9
Высотная поясность в
горах
2
3
Всего 66 ч
33
33
животных
жарких
районов.
Формируют
самостоятельные навыки при работе с картой,
учебником. Составляют краткие характеристики
городов.
Формируют самостоятельные навыки при работе
с картой, учебником. Работа с текстом учебника.
Знакомятся с хозяйством, составом населения
субтропиков и его основными занятиями.
Обозначают города на контурной карте.
Выявляют существенные признак и понятия
«высотная поясность» на основании текста
учебника. Работа с тестом учебника. Приводят
примеры
растений и животных этой зоны.
Характеризуют
географическое
положение
Северного Кавказа. Обозначают города на
контурной карте. Характеризуют природу
Алтайских гор. Определяют отрасли хозяйства.
Составляют краткие характеристики крупных
городов. Характеризуют природу гор Восточной
Сибири. Составляют краткие характеристики
городов.
Материально-техническое обеспечение
Учебно-практическое оборудование
- учебные парты, регулируемые по высоте;
- стулья ученические регулируемые по высоте;
- доска магнитно-меловая;
- ноутбук;
- шкафы для хранения учебных принадлежностей, пособий, и др.
Календарно-тематическое планирование
по географии
7 класс (обучение на дому)
2022-2023 учебный год
Учитель: Семенова Анна Николаевна
Всего часов: 66 (на дому 33 ч, посещение уроков в школе 33 ч)
2 часа в неделю (на дому 1 ч, посещение уроков в школе 1 ч)
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов
Семеновой Анны Николаевны, утвержденной директором приказ №81 от 29.08.2022
№
п/т
Тема урока
1
2
Географическое положение России на карте мира
Европейская и азиатская части России
3
Административное деление России
4
5
6
7
22
23
Разнообразие рельефа
Полезные ископаемые, их основные месторождения
Климат России
Водные ресурсы России, их использование. Практическая
работа
Население России. Народы России
Промышленность-основа хозяйства, её отрасли
Сельское хозяйство, его отрасли
Транспорт. Экономическое развитие Европейской и
Азиатской частей России
Природные зоны. Значение зональных различий для
специализации с/х и жизни людей
Карта природных зон
Размещение природных зон на территории России
Карта природных зон России Практическая работа
Положение зоны арктических пустынь на карте
Климат зоны арктических пустынь
Растительный и животный мир зоны арктических пустынь
Население и его основные занятия зоны арктических
пустынь
Северный морской путь. Практическая работа
Положение зоны тундр на карте. Рельеф и полезные
ископаемые
Климат. Водоемы тундры
Растительный мир тундры
24
Животный мир тундры
25
Хозяйство тундры. Население и его основные занятия
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Индивидуа
льно на
дому
04.09
дата
Посещен
ие в
школе
01.09
11.09
08.09
18.09
15.09
25.09
22.09
29.09
02.10
06.10
09.10
13.10
16.10
20.10
23.10
27.10
13.11
10.11
20.11
17.11
27.11
24.11
04.12
01.12
факт
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
Города тундры: Мурманск, Нарьян-Мар. Практическая
работа
Города тундры: Салехард, Норильск, Анадырь
Экологические проблемы севера. Охрана природы тундры
Положение лесной зоны на карте. Рельеф и полезные
ископаемые
Климат лесной зоны
Реки, озера, каналы лесной зоны
Растительный мир лесной зоны Хвойные леса (тайга)
Смешанные и лиственные леса
Животный мир лесной зоны. Практическая работа
Пушные звери лесной зоны
Значение леса
Промышленность и сельское хозяйство Центральной
России
Города Центральной России
Особенности развития хозяйства Северо-западной России
Города: Архангельск, Санкт-Петербург, Новгород, Псков,
Калининград
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток. Практическая работа
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса
Положение зоны степей на карте. Рельеф и полезные
ископаемые
Реки зоны степей. Практическая работа
Растительный мир степей
Животный мир степей
Хозяйство зоны степей. Население и его основные занятия
Города лесностепной и степной зон: Воронеж, Курск,
Оренбург, Омск
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград
Практическая работа
Города степной зоны: Ростов-на-Дону, Ставрополь,
Краснодар
Охрана природы степей
Климат. Реки полупустынь и пустынь
Реки полупустынь и пустынь Астраханский заповедник
Растительный мир полупустынь и пустынь
Животный мир полупустынь и пустынь
Хозяйство зоны полупустынь и пустынь Население и его
основные занятия
Города зоны полупустынь и пустынь
Положение зоны субтропиков на карте. Практическая
работа
Население зоны субтропиков и его основные занятия
Положение высотной поясности в горах на карте. Рельеф и
11.12
08.12
18.12
15.12
25.12
22.12
15.01
12.01
22.01
19.01
29.01
26.01
05.02
02.02
12.02
09.02
19.02
16.02
26.02
23.02
04.03
01.03
11.03
15.03
18.03
22.03
01.04
05.04
08.04
12.04
15.04
19.04
22.04
26.04
27.04
06.05
03.05
63
64
65
66
полезные ископаемые
Климат высотной поясности в горах Растительный и
животный мир
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала
Повторение по курсу география России
13.05
17.05
20.05
24.05