Пояснительная записка Учебный предмет «Биология» целью которого является для обучающихся с умственной отсталостью усвоение и обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученных при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в окружающей действительности, способствующих в дальнейшем лучшему усвоению элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Основные задачи изучения предмета: - формировать элементарные научные представления о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье; -показать практическое применение биологических знаний: учить приемам выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом, использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и экологических проблем; -формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни; -развивать и корригировать познавательную деятельность, учить анализировать, сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический запас, развивать связную речь и другие психические функции. Общая характеристика учебного предмета «Биология» Курс биологии в 7 классе «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Учебной задачей по данному предмету является подготовка учеников к самостоятельной жизни, формирование прочных знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями учебного процесса, правилами этики и нормами поведения в современном обществе. На уроках мы способствуем ориентировке учащихся в современном мире, применяем различные методы и приемы для благополучной адаптации учащихся и их успешной реализации после окончания школы. Описание места в учебном плане Учебная программа «Биология» разработана для 7 класса. На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, всего на курс 67 ч. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Биология» Личностные универсальные учебные действия -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: - представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; - владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; - определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; - умение описывать географический объект по карте; - выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; - сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; -использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: - применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; - ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; - нахождение в различных источниках и анализ географической информации; - применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; - называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. Содержание учебного предмета «Биология» Растения вокруг нас Разнообразие растений: дикорастущие, культурные. Классификация растений по различным признакам. Значение растений для природы и человека. Охрана растений. Практические работы: 1. Осенняя перекопка почвы. Общее знакомство с цветковыми растениями Общее знакомство с цветковыми растениями. Строение растения. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень. Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Виды опыления: самоопыление, перекрестное опыление. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Размножение и распространение плодов и семян. Приспособления у плодов и семян к распространению. Семя растения. Внешний вид и строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян: влага, воздух, тепло. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву. Корень. Виды корней (главный, боковые, придаточные). Получение новых растений из черенков. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень). Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование (сетчатое, параллельное, дуговое). Листья простые и сложные. Органические вещества в составе растения (сахар, жир, крахмал, белки, витамины). Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Стебель. Строение стебля на примере любого дерева. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей, признаки различия стеблей растений. Растение — целостный организм. Взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания. Многообразие растительного мира Деление растений на группы по различным признакам. Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Строение тела мха. Размножение мхов. Торфяной мох и образование торфа. Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника. Строение папоротника. Размножение папоротников. Образование каменного угля из древних папоротников. Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины в народном хозяйстве. Покрытосеменные, или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами). Деление цветковых растений на однодольные (на примере пшеницы) и двудольные (на примере фасоли). Основные признаки и характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа). Однодольные растения. Злаковые. Общие признаки злаковых. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия). Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза как представители хлебных злаковых культур. Выращивание: подготовка почвы, посев, уход, уборка урожая. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности. Лилейные. Общие признаки лилейных. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия, тюльпан). Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком. Ландыш как представитель дикорастущих лилейных растений. Двудольные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Черный паслен – травянистое дикорастущее растение семейства пасленовых, Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов) – овощные и технические пасленовые. Выращивание картофеля. Цветочно-декоративные пасленовые: петунья, душистый табак. Бобовые. Общие признаки бобовых. Горох и бобы (фасоль, соя — для южных районов) – пищевые бобовые растения. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Растения группы розоцветных: яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника, персик и абрикос — для южных районов. Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование. Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Особенности внешнего строения сложноцветных. Подсолнечник – ценное масличное растение. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование человеком. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка и георгин — многолетние цветочные растение. Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях. Лабораторные работы: 7. Строение луковицы. 8. Строение клубня картофеля. Практические работы: 3. Перевалка и пересадка комнатных растений. 4. Весенняя обработка почвы. Бактерии Бактерии. Общее понятие. Классификация бактерий. Значение в природе и жизни человека. Грибы Грибы. Шляпочные грибы – многолетние организмы. Расположение грибницы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Размножение грибов. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание. Правила сбора грибов. № Название раздела, темы Количество часов Индив Посе идуаль щение но на в дому школе 1 Растения вокруг нас 2 3 2 Общее знакомство с цветковыми растениями 11 12 Тематическое планирование по «Биология» Основные виды деятельности Называть: правила поведения в кабинете биологии, правила техники безопасности. Признаки растительного организма. Науки, изучающие живую природу. Методы изучения биологии. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм растительных организмов. Жизненные формы растений. Характеризовать: особенности строения растительного организма, среды жизни растений, условия жизни растений, группы растений (культурные, дикорастущие, лекарственные). Различать: группы растений (культурные, дикорастущие, лекарственные), жизненные формы растений. Называть: органоиды клетки; функции разных органоидов клеток; процессы жизнедеятельности клетки; ткани растений, строение микроскопа и функциональное назначение каждой его части, функции тканей. Основные признаки покрытосеменных растений; типы корневых систем; строение и функции побега; разновидность листьев; строение цветка, многообразие плодов и семян. Типы стеблей, соцветий. Характеризовать: клеточное строение листа; основные виды соцветий; функции частей побега; особенности строения и образования корневых систем, особенности строения всех частей растения, условия и процессы прорастания семян. Определять: типы корневых систем; наиболее распространенные виды растений. Основные направления воспитательной деятельности Ценности научного познания: -знание истории развития представлений о физическом развитии и воспитании человека в европейской и российской культурнопедагогической традиции; - познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по физической культуре, необходимых для формирования здоровья и здоровых привычек, физического развития и физического совершенствования; - познавательная и информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий; -интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Патриотическое воспитание: - ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных 3 Многообразие растительного мира 20 16 Проводить: сравнительную характеристику однодольных и двудольных семян, приводить примеры видоизмененных побегов, сравнительную характеристику сухих и сочных плодов. Приводить примеры: названий растений с определенным типом стеблей и типом соцветий. Называть: все отделы растений, науку о классификации организмов, основные таксономические единицы, признаки различных отделов царства растений, разных классов и семейств отдела покрытосеменные. Характеризовать: отделы растений, особенности их строения и процессов жизнедеятельности, водоросли, строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение, роль водорослей в природе и народном хозяйстве, их охрана; мхи, их строение и размножение, образование торфа, его значение; папоротники, их строение и размножение, усложнение в процессе эволюции, роль в природе и жизни человека. Голосеменные. строение. размножение и распространение хвойных, их значение в природе и хозяйстве; покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. Класс Двудольные растения. Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные. Класс Однодольные растения. Семейства лилейные, злаки. Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение; влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений. Распознавать: растения разных отделов, классов и семейств. Определять: мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке. Гражданское воспитание: - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения. Формирование культуры здоровья: - осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом. Экологическое воспитание: - экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к 4 Бактерии 5 Грибы 1 1 Всего 67 ч 34 33 1 наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона. Систематизировать: растения разных отделов, проводить сравнительную: характеристику растений разных отделов. Называть: группы различные бактерий, процессы жизнедеятельности бактерий, формы бактерий. Характеризовать: строение, функции клеток бактерий; строение и жизнедеятельность бактериального организма; особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, симбионтов, паразитов.) их роль в природе. Распознавать: бактерии среди других живых организмов на таблицах или рисунках, группы бактерий по форме. Называть: съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов и их охрана, примеры названий грибов и лишайников. Характеризовать: строение, функции клеток грибов и лишайников; строение и жизнедеятельность организма грибов и растений; их строение, питание, симбиоз грибов с растениями. грибы -паразиты, вызывающие болезни растений, животных, человека, особенности строения и жизнедеятельности сапротрофных и паразитических грибов. Особенности строения клеток грибов и растений, находить черты сходства и различия. Соблюдать правила: профилактики отравления ядовитыми грибами. Владеть умениями: оказания первой помощи при отравлении грибами. человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Материально-техническое обеспечение Учебно-практическое оборудование - учебные парты, регулируемые по высоте; - стулья ученические регулируемые по высоте; - доска магнитно-меловая; - ноутбук; - шкафы для хранения учебных принадлежностей, пособий, и др. Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс (обучение на дому) 2023-2024 учебный год Учитель: Семенова Анна Николаевна Всего часов: 67 (на дому 34 ч, посещение уроков в школе 33 ч) 2 часа в неделю (на дому 1 ч, посещение уроков в школе 1 ч) Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Семеновой Анны Николаевны, утвержденной директором приказ №79 от 29.08.2023 № п/т Тема урока Индивидуа льно на дому 1 2 Разнообразие растений Растение живой организм 3 Условия жизни растений 4 5 6 Среды жизни растений Увеличительные приборы Лабораторная работа № 1 «Строение растительной клетки» 7 Лабораторная работа №2 «Жизнедеятельность клетки» 8 Ткани растений 9 Семя. Строение и значение 10 Условия прорастания семян 11 Значение семян 12 Разнообразие семян 13 Корень. Строение и значение 14 Внутреннее строение корня 15 Значение корней и их разнообразие 16 Побег. Строение и значение 17 Почка – часть побега 18 Лист – часть побега 19 Значение листа в жизни растений 20 Строение стебля 21 Многообразие стеблей у надземных побегов 22 Видоизменение подземных побегов 23 Цветок. Строение и значение 24 Опыление растений 25 Плод. Разнообразие плодов дата Посещен ие в школе 01.09 05.09 08.09 12.09 15.09 19.09 22.09 26.09 29.09 03.10 06.10 10.10 13.10 17.10 20.10 24.10 27.10 07.11 10.11 14.11 17.11 21.11 24.11 28.11 01.12 факт 26 Значение плодов 27 Растительный организм как живая система 28 Деление растений на группы 29 Отдел Водоросли 30 Отдел Моховидные 31 Отдел Папоротниковидные 32 Размножение папоротниковидных 26.12 33 Отдел Голосеменные 09.01 34 Хвойные растения 35 Размножение голосеменных 36 Отдел Покрытосеменные 37 Однодольные растения 38 Злаковые. Общие признаки злаковых 39 Хлебные злаковые культуры 40 Выращивание зерновых 41 Использование злаков в народном хозяйстве 42 Лилейные. Общие признаки лилейных 43 Цветочно-декоративные лилейные 44 Овощные лилейные 45 Ландыш –дикорастущее растение 46 Двудольные растения 47 Пасленовые. Общие признаки пасленовых 48 Дикорастущие пасленовые 49 Строение клубня картофеля 05.03 50 Выращивание картофеля 12.03 51 Томат. Баклажан. Перец 52 Общие признаки бобовых 53 Пищевые бобовые растения 54 Фасоль и соя 55 Кормовые бобовые растения 56 Розоцветные. Общая характеристика 57 Шиповник – растение группы розоцветных 58 Плодово-ягодные розоцветные 59 Вишня. Персик. Абрикос. Яблоня 60 Земляника. Малина 05.12 08.12 12.12 15.12 19.12 22.12 12.01 16.01 19.01 23.01 26.01 30.01 02.02 06.02 09.02 13.02 16.02 20.02 23.02 27.02 01.03 15.03 19.03 22.03 02.04 05.04 09.04 12.04 16.04 19.04 23.04 61 Сложноцветные. Общая характеристика 26.04 62 Пищевые сложноцветные 03.05 63 Декоративные сложноцветные 07.05 64 Уход за комнатными растениями 14.05 65 Бактерии. Общая характеристика 66 Царство Грибы 67 Викторина «Учиться чтобы не отравиться» 17.05 21.05 24.05