Пояснительная записка Цели изучения учебного предмета «Информатики» формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики; формирование навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития; усиление культурологической составляющей школьного образования; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Задачи изучения учебного предмета «Информатики» познакомиться с понятием информация; рассмотреть следующие действия с информацией: хранение, передача, кодирование, обработка, получение новой информации; познакомиться с устройством компьютера и его программного обеспечения; закрепить правила техники безопасности и организации рабочего места; развивать навык работы на клавиатуре и с мышью; изучать графический редактор Paint; научиться создавать простейшие анимации в PowerPoint; закреплять навыки работы с файлами и папками; познакомить с текстовым процессором Word. Общая характеристика учебного предмета «Информатика» Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий, и потом происходит ежегодный повтор и усложнение тренинга. При этом возможность использования компьютерных игр развивающего характера для детей с проблемой в обучении дает возможность поддерживать постоянный повышенный интерес к изучаемому курсу. Данная программа актуальна, так как почти практически полностью отсутствуют специальные программы по информатике для коррекционных школ VIII вида. Программы же для массовой школы зачастую неприменимы или малоприменимы для обучения детей с нарушениями развития. Тексты заданий, инструкции, сами задания во многих случаях не соответствуют речевым, интеллектуальным и образовательным возможностям этих учащихся. Одним из важнейших принципов в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими. Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как "информация", "алгоритм", "программа". Поэтому обучение проходит в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребенку не название того или иного явления, а сформировать понимание информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности. Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках. Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования всесторонне развитой личности. Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду. Для подготовки детей к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей и принципов организации) и синтезу (созданию новых моделей). Компьютерные технологии обеспечивают дополнительную учебную мотивацию и активизируют познавательную деятельность учащихся. Многие школьники имеют проблемы с чтением, не любят читать. С экрана ребята будут охотно читать, полагая при этом, что они играют, «смотрят кино». Норму «экранного» времени для детей необходимо соблюдать: для учащихся 9-16 лет – не более 35 минут. Использование развивающих компьютерных программ в коррекционном обучении школьников позволяет решать следующие задачи: 1.выявление «скрытых проблем в развитии каждого ребенка; 2.максимальная индивидуализация процессов коррекции и обучения; 3.формирование у детей интереса к компьютеру, к играм с использованием компьютерных программ; 4.развитие у школьников знаний об окружающем, математических представлений, коррекция психических функций в процессе решения игровых, изобразительных и познавательных компьютерных задач. На уроках используются следующие методы обучения учащихся: (классификация методов по характеру познавательной деятельности): Объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации) Метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения) Частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы) Исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют). Для успешной реализации данной программы используются коррекционно – развивающие, игровые, групповые, здоровьесберегающие технологии, технология деятельностного подхода, элементы технологии РКМ. Данные технологии и формы работы позволяют сформировать у учащихся необходимые жизненно важные компетенции. Описание места в учебном плане Учебная программа «Информатика» разработана для 1 класса. На изучение предмета отводится 2 ч в неделю, всего на курс 34 ч. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика» Личностные универсальные учебные действия -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: - представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран; - владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; - определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; - умение описывать географический объект по карте; - выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; - сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; -использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: - применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; - ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; - нахождение в различных источниках и анализ географической информации; - применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; - называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области. Содержание учебного предмета «Информатика» Практика работы на компьютере Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 7 классе. Инструктаж по ТБ в компьютерном классе и организация рабочего места. Виды информации, носители информации. Формы предоставления информации. Информация и информатика. Поиск информации и её хранение. Включение и выключение ПК. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики. Меню. Запуск программ. Клавиатура, мышь, группы клавиш. Работа с простыми информационными объектами Текстовые документы и их структурные элементы. Правила ввода текста. Приемы редактирования (вставка, удаление, замена символов). Сохранение текста в папке. Проверка правописания, форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Коррекционная работа. Инструктаж по ТБ в компьютерном классе и организация рабочего места. Кривая, ломанная. Надписи, текст на рисунках. Изменение в размере и перемещение рисованного объекта. Создание рисованного объекта. Эффекты. Вставка рисунков. Эффекты. Вставка надписей к слайдам. Анимация. Тематическое планирование по «Информатика» № Название раздела, Основные виды деятельности Основные направления воспитательной деятельности темы Индивид уально на дому 4 1 Практика работы на Соблюдать требования к организации Ценности научного познания: компьютере компьютерного рабочего места, требования -знание истории развития представлений о безопасности и гигиены при работе со физическом развитии и воспитании человека в средствами ИКТ. Изменять свойства рабочего европейской и российской культурно-педагогической стола: тему, фоновый рисунок, заставку. традиции; Изменять свойства панели задач. Выбирать и - познавательные мотивы, направленные на получение Запускать нужную программу. Работать с новых знаний по физической культуре, необходимых основными элементами пользовательского для формирования здоровья и здоровых привычек, интерфейса: использовать меню, обращаться за физического развития и физического справкой, работать с окнами (изменять размеры совершенствования; и перемещать окна, реагировать на диалоговые - познавательная и информационная культура, в том окна). Узнавать свойства компьютерных числе навыки самостоятельной работы с учебными объектов (устройств, папок, файлов) и текстами, справочной литературой, доступными 2 Работа с простыми информационными объектами 30 возможных действий с ними. Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры, мыши. Упорядочивать информацию в личной папке. Создавать несложные текстовые документы на родном языке. Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста. Создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы. Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста. Создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста. Создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора. Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста. Создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. Форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа. Форматирование символов и абзацев. вставка колонтитулов и номеров страниц). Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. Создавать и форматировать списки. Вставлять в документ списки. Создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. Создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. Использовать простейший графический редактор для создания техническими средствами информационных технологий; -интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем. Патриотическое воспитание: ценностное отношение к отечественному спортивному, культурному, историческому и научному наследию, понимание значения физической культуры в жизни современного общества, способность владеть достоверной информацией о спортивных достижениях сборных команд по видам спорта на международной спортивной арене, основных мировых и отечественных тенденциях развития физической культуры для блага человека, заинтересованность в научных знаниях о человеке. Гражданское воспитание: - представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, освоение и выполнение физических упражнений, создание учебных проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения. Формирование культуры здоровья: - осознание ценности своего здоровья для себя, общества, государства; ответственное отношение к регулярным занятиям физической культурой, в том и редактирования изображений. Создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами. Форматирование рисунка в программе Word. Использовать редактор презентаций для создания анимации по имеющемуся сюжету. Подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта. Всего 66 ч числе освоению гимнастических упражнений и плавания как важных жизнеобеспечивающих умений; установка на здоровый образ жизни, необходимость соблюдения правил безопасности при занятиях физической культурой и спортом. Экологическое воспитание: - экологически целесообразное отношение к природе, внимательное отношение к человеку, его потребностям в жизнеобеспечивающих двигательных действиях; ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей; - экологическое мышление, умение руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике. 34 Материально-техническое обеспечение Учебно-практическое оборудование - учебные парты, регулируемые по высоте; - стулья ученические регулируемые по высоте; - доска магнитно-меловая; - ноутбук; - шкафы для хранения учебных принадлежностей, пособий, и др. Календарно-тематическое планирование по информатике 7 класс (обучение на дому) 2023-2024 учебный год Учитель: Семенова Анна Николаевна Всего часов: 34 (на дому 34 ч) 1 часа в неделю (на дому 1 ч) Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов Семеновой Анны Николаевны, утвержденной директором приказ №79 от 29.08.2023 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Тема урока Дата Индивидуально на дому Введение в предмет 07.09 Информация вокруг нас 14.09 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 21.09 Компьютер как универсальное устройство обработки информации 28.09 Работа в Word. Текстовый редактор 05.10 Работа в Word. Текстовый редактор. 12.10 Фрагмент, перемещение и удаление фрагментов текста 19.10 Проверка правописания, форматирование символов 26.10 Систематизация и обобщение знаний 09.11 Виды выделения текста. Перемещение и копирование мышью 16.11 Копирование, выделение и перемещение фрагментов текста 23.11 Создание и форматирование списков 30.11 Вставка нумерованных и маркированных списков в текст 07.12 Вставка нумерованных и маркированных списков в текст 14.12 Работа с текстами в программе Word 21.12 Добавление колонок(столбцов) и строк в таблицу 28.12 Контрольная работа «Вставка списков, таблиц в текстовый 11.01 документ» Компьютерная графика. Простейший графический редактор 18.01 Инструменты создания простейших графических объектов 25.01 Создание рисунка в программе Word 01.02 Создание рисунка в программе Word 08.02 Создание рисунка в программе Word 15.02 Выделение и группировка рисованных элементов 22.02 Основные свойства рисованного объекта 29.02 Основные свойства рисованного объекта 07.03 Систематизация и обобщение знаний 14.03 Контрольная работа «Создание рисованного объекта» 21.03 Информационные технологии 04.04 Создание презентации (оформление слайда, текст, картинки) 11.04 Создание презентации (оформление слайда, текст, картинки). 18.04 Создание презентации. Смена слайдов 25.04 Создание презентации. Смена слайдов 02.05 Создание презентации. Смена слайдов 16.05 Контрольная работа «Создание презентации» 23.05 Факт