РП Чтение для обучающихся с УО 1 вариант 7 класс

Пояснительная записка
Настоящая программа обучения составлена с учетом особенностей учащихся
интеллектуального и физического развития и направлена на решения следующих целей:
Цели: продолжение формирования у школьников техники чтения: правильности,
беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала, развития речи и их
мышления.
Задачи:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования школьников; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование
всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными
и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами художественного текста;
формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов
многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и узнавания;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета чтение
На уроках чтения ведется работа по совершенствованию техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи
учащихся и их мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно,
последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные
события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать
им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана.
Процесс обучения чтению неразрывно связан с решением специфической задачи
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и
развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также
воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли,
любознательности, формированием умений планировать свою деятельность,
осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в
условиях современного общества.
Основные виды деятельности на уроке:

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать
на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по
объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор
вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с
использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др.,
соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет
специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту;
создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои
жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного
высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая
основную мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми наглядными пособиями,
раздаточным материалом, техническими средствами обучения.
Программный материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с
учетом индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений,
знаний, умений практического материала, их применения в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Планируемые результаты освоения учебного курса по итогам обучения
в 7 классе
Личностные результаты

формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как
одного из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;

совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке мире в
процессе чтения;

развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе
знакомства с литературными произведениями;

развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную
отзывчивость;

развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;

развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и группе;

развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;

развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё
мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений.
Предметные результаты

совершенствовать умение читать правильно, осознанно, выразительно,
бегло;

читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты;

совершенствовать умение пересказывать текст различными способами
(полный пересказ, выборочный, краткий);
—
развивать умение выделять тему и идею художественного произведения;
—
развивать навыки характеристики и анализа текстов различных жанров;
—
развивать умение участвовать в диалоге, высказывать своё мнение;

—
составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;
—
формировать понимание связи литературных произведений с эпохой их написания;
—
развивать умение характеризовать героев произведения, сопоставлять героев
одного или нескольких произведений;
—
определять в произведении изобразительно-выразительные средства языка,
понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания текста;
—
формулировать собственное отношение к произведениям литературы, героям
произведений, уметь давать им оценку;
—
понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней;
—
совершенствовать умение пользоваться библиотекой, выбирать нужную книгу;
—
совершенствовать мотивацию к систематическому досуговому чтению.
Содержание учебного предмета «Чтение»
1. Устное народное творчество

Русские народные сказки: «Сивка – бурка»,
«Журавль и цапля»,
«Умный мужик»
Былина: «Три поездки Ильи Муромца»
Народные песни: «Ах, кабы на цветы не морозы»,
«По улице мостовой»,
Пословицы, Загадки.
2. Из произведений русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,
«Зимний вечер»,
«У Лукоморья»
Михаил Юрьевич Лермонтов: «Бородино»
Иван Андреевич Крылов: «Кукушка и петух»,
«Волк и Журавль»,
«Слон и Моська»
Николай Алексеевич Некрасов: «Несжатая полоса»,
«Генерал Топтыгин»
Лев Николаевич Толстой: «Кавказский пленник» (В сокращении)
Антон Павлович Чехов: «Хамелеон»
Владимир Галактионович Короленко: «Дети подземелья» (В сокращении)
3. Из произведений русской литературы XX века

Максим Горький: «Детство» (Отрывки из повести),
«В людях» (Отрывки из повести)
Михаил Васильевич Исаковский: «Детство»,
«Ветер», «Весна»
Константин Георгиевич Паустовский: «Последний чёрт»
Михаил Михайлович Зощенко: «Великие путешественники»
Константин Михайлович Симонов: «Сын артиллериста» (Отрывки)
Валентин Петрович Катаев: «Флаг»
Николай Иванович Рыленков: «Деревья»,

«Весна без кукушки – вещуньи…»,
«Всё в тающей дымке…»
Юрий Иосифович Коваль: «Капитан Клюквин»,
«Картофельная собака»
Юрий Яковлевич Яковлев: «Багульник»
Радий Петрович Погодин: «Время говорить – пора»
Анатолий Георгиевич Алексин: «Двадцать девятое февраля» (Отрывок из повести
«Звоните и приезжайте»)
Константин Яковлевич Ваншенкин: «Мальчишка»,
«Снежки».
Навыки чтения.
Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами
литературного произношения.
Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в
остальных случаях — после анализа
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного
в классе произведения или отрывка из него.
Чтение по ролям и драматизация.
Работа с текстом
Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста выделять главную
мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их
мотивы. Анализ (с помощью учителя). литературного произведения с позиции его
нравственной ценности.
Составление характеристики героя (с помощью учителя).
Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление
воображаемых диалогов главных действующих лиц.
Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с знакомыми словами,
развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, их
использование в пересказе.
Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с
помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.
Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
Основные требования к умениям учащихся
Минимальный:

читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;

читать про себя проанализированные ранее тексты;

отвечать на вопросы учителя;

пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные
учащимся по изображённым событиям;

высказывать своё отношение к поступкам героев в доступной учащимся
форме;

выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

учить стихотворения наизусть (объём текста с учётом особенности
учеников);

участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по
прочитанному тексту.
Достаточный:

читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, трудных
случаях целым словом);

читать про себя с предварительным заданием лёгкие по содержан тексты;

выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);

делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством
учителя, в простейших случаях — самостоятельно;

характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать
оценку их поступкам;

выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью
учителя);

соотносить читаемые произведения с определённым жанром (с помощью
учителя);

выучить наизусть не менее 10 стихотворений;

читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в её
обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.
Внеклассное чтение: один раз в месяц в количестве 9 ч.
Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет
и журналов
Обсуждение прочитанных книг, статей.
Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц.
Изучаемые произведения:
Паустовский К. Г. «Жильцы старого дома».
Чехов А.П «Каштанка».
Паустовский К. Г. «Старый повар»
Лагин Л. Н. «Старик Хоттабыч».
Бианки В. В. «Бешеный бельчонок».
Бианки В. В. «Приказ на снегу».
Чехов А. П. «Спать хочется».
Паустовский К. Г. «Степная гроза»
Кассиль Л. «Огнеопасный груз»


Тематическое планирование
№ п/п

Кол-во
часов

Тема

Виды деятельности

1

3

Жанры устного народного
творчества

Выявление знаний школьников по данной теме. Работа над
пониманием фольклорного текста, изучение жанров народного
творчества, понимание происхождения устного народного
творчества. Работа над выразительным чтением. Заучивание
наизусть. Работа над устными высказываниями учащихся,
работа в парах.

2

3

3

2

Русская народная сказка «Сивка Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным
— бурка»
чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам
учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков
волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул. Работа
над сложными для понимания словами и выражениями. Работа с
иллюстративным материалом. Рассказывание сказки с
использованием сказочных слов и выражений.
Русская народная сказка
Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным
«Журавль и Цапля»
чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам
учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков
сказки, сказочных формул. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и
поговорок с текстом сказки. Работа над образами персонажей
сказки. Работа с иллюстративным материалам. Рассказывание
сказки с использованием сказочных слов и выражений.

4

1

5

2

6

1

7

1

Русская народная сказка «Умный Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным
мужик»
чтением. Выборочное чтение. Анализ сказки по вопросам
учителя. Работа над выяснением морали сказки, признаков
бытовой сказки, сказочных формул Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Сопоставление пословиц и
поговорок с текстом сказки. Работа над описанием героев
сказки, их характерами, поступками. Работа с иллюстративным
материалом. Рассказывание сказки с использованием сказочных
слов и выражений.
Былина
Совершенствование техники чтения Работа над выразительным
«Три поездки Ильи Муромца»
чтением-! Выборочное чтение. Анализ былин: по вопросам
учителя. Работа над выяснением идеи былины, признаков
былины. Работа над сложными дли понимания словами и
выражениями Сопоставление пословиц и поговорок с текстом
сказки. Работа над составлением характеристики главного
героя. Работа с иллюстративным материалом.
Народные песни
Работа над выразительным чтением Анализ народных песен с
опорой ж вопросы учителя, музыку, произведения искусства.
Работа над особенностями текста фольклорной песни.
Пословицы и загадки

Работа над особенностями народных произведений малых форм.
Работ над смысловым значением пословиц Подбор пословиц по
разной тематике. Отгадывание загадок. Самостоятельное
составление загадок. Проведение конкурсов и викторин. Работа
в парах и группах.

8

1

Внеклассное чтение. «Русские
народные сказки»

Выборочное чтение. Рассказывание отрывков сказок. Работа с
иллюстративным материалом к сказкам, в том числе
выполненным самими учащимися. Работа с выставкой книг,
дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного чтения.
Работа над пониманием особенностей жанра сказки, видами
сказок (волшебные, бытовые, о животных). Проведение
конкурса, викторины, соревнования по знаниям сказок. Работа в
парах, группах.

|9

1

А. С. Пушкин. Биография

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.
С. Пушкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. С.
Пушкина.

10

6

А. С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане...»

11

1

А. С. Пушкин «Зимний вечер»

Совершенствование техники чтения. Работа над выразительным
чтением. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Анализ сказки
по вопросам учителя. Работа над выяснением морали сказки,
признаков волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных
формул. Работа над сложными для понимания словами и
выражениями. Работа с иллюстративным материалам. Работа
над характеристиками персонажей, внешним видом,
поступками. Коллективное обсуждение, высказывание
собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из сказки
Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение.
Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на
исторические факты, произведения искусства, музыку.
Составление образа няни. Работа с трудными для понимания
словами и выражениями. Разучивание стихотворения наизусть

12

1

А. С. Пушкин «У лукоморья»
(отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила»)

Работа над выразительным чтением. Анализ стихотворения по
вопросам учителя с опорой на исторические факты,
произведения искусства, музыку. Выборочное чтение. Работа с
трудными для понимания словами и выражениями

13

1

Внеклассное чтение. Чтение
произведений А. С. Пушкина
(выбор произведений на
усмотрение педагога)

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений.
Использование элементов драматизации. Работа с
иллюстративным материалом, рисунками учащихся.
Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой
книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного
чтения

14

1

М. Ю. Лермонтов. Биография

Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.
Ю. Лермонтова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы
учителя по тексту.

15

4

М. Ю. Лермонтов «Бородино»

16

1

И. А. Крылов. Биография

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение.
Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой на
исторические факты, произведения искусства, музыку.
Составление образа солдата. Работа с трудными для понимания
словами и выражениями. Определение главной мысли (идеи)
стихотворения. Коллективное обсуждение, высказывание
собственного мнения. Заучивание наизусть отрывка из
стихотворения
Знакомство с биографией и основными этапами творчества И.
А. Крылова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях И. А.
Крылова.

17

4

И. А. Крылов, басни. «Кукушка и Повторение особенностей басни как жанра литературы. Работа
Петух», «Волк и Журавль»,
над выборочным чтением. Работа над выразительным чтением.
«Слон и Моська»
Чтение по ролям Работа с иллюстративным материалом. Анализ
произведений по вопросам учителя. Работа над сложными для
понимания словами и выражениями. Характеристика
персонажей. Соотношение поступков и черт характера героев
басен с поступками и чертами характера людей. Нахождение
общего и различий между сказкой и басней. Использование
элементов драматизации. Определение морали басен.
Заучивание басни наизусть.

18

1

Внеклассное чтение «О чём
рассказывают басни»

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений.
Использование элементов драматизации. Работа с
иллюстративным материалом, рисунками учащихся.
Организация работы в парах, командах. Работа с выставкой
книг, дневником внеклассного чтения, уголком внеклассного
чтения.

19

1

Н. А. Некрасов. Биография

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н.
А. Некрасова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Н. А.
Некрасова.

20

1

Н. А. Некрасов «Несжатая
полоса»

Работа над техникой чтения. Работа над выразительным
чтением. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением.
Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над
средствами выразительности в стихотворении. Работа с
иллюстративным материалом. Словесное рисование. Работа над
трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями.
Работа над техникой чтения. Работа над выразительным
чтением. Чтение по ролям. Работа над выборочным чтением.
Анализ стихотворения по вопросам учителя. Работа над
средствами выразительности в стихотворении. Работа с
иллюстративным материалом. Работа над трудными для
понимания и незнакомыми словами и выражениями.
Характеристика персонажей.

21

3

Н. А. Некрасов «Генерал
Топтыгин»

22

1

JL Н. Толстой. Биография

Знакомство с биографией и основными этапами творчества Л.
Н. Толстого. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях Л. Н.
Толстого.

23

11

JT. Н. Толстой «Кавказский
пленник»

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа
над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными
для понимания и незнакомыми словами и выражениями.
Выделение главной мысли произведения. Характеристика
главных действующих лиц. Коллективное обсуждение,
высказывание собственной точки зрения. Деление текста на
части, озаглавливание частей. Работа над пересказом
содержания прочитанного.

1

Внеклассное чтение. Чтение
произведений о силе
человеческого характера, о
смелых и красивых поступках
людей (выбор авторов и
произведений на усмотрение
педагога)
А. П. Чехов. Биография

Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений.
Анализ прочитанных произведений. Характеристика
персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение,
высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным
материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах,
командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного чтения.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.
П. Чехова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях А. П.
Чехова.

26

2

А. П. Чехов «Хамелеон»

27

1

28

1

Внеклассное чтение. Чтение
юмористических рассказов
(выбор авторов и произведений
на усмотрение педагога)
Выборочное чтение,
рассказывание отрывков из
произведений. Анализ
прочитанных произведений
В. Г. Короленко. Биография

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа
над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными
для понимания и незнакомыми словами и выражениями.
Выделение главной мысли произведения. Характеристика
главных действующих лиц. Нахождение смешного и комичного
в рассказе. Коллективное обсуждение, высказывание
собственной точки зрения.
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из произведений.
Анализ прочитанных произведений. Характеристика
персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение,
высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным
материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах,
командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного чтения

24

1

25

Знакомство с биографией и основными этапами творчества В. Г.
Короленко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по
тексту.

29

9

В. Г. Короленко «Дети
подземелья»

30

1

Внеклассное чтение. Чтение
произведений русских писатели
XIX века (выбор авторов и
произведений на усмотрение
учителя)

31

1

А. М. Горький. Биография

32

7

А. М. Горький «Детство»

33

5

А. М. Горький
«В людях»

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа
над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными
для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа
над характеристикой героев повести. Сравнение
взаимоотношений Валика и Васи с сёстрами. Работа над
пересказом содержания прочитанного. Работа над основной
мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном.
Анализ прочитанных произведений Выборочное чтение,
рассказывание отрывков из произведений. Характеристика
персонажей и их поступков Коллективное обсуждение,
высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным
материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах,
командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного чтения.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества А.
М. Горького. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту.
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа
над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными
для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Чтение
по ролям. Работа над характеристикой героев повести. Работа
над пересказом содержания прочитанного. Работа над основной
мыслью повести. Высказывание своего мнения о прочитанном.
Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа
над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над трудными
для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа
над характеристикой героев повести. Озаглавливание частей
текста, работа над пересказом содержания прочитанного. Работа
над основной мыслью повести. Высказывание своего мнения о

прочитанном.

34

2

М. В. Исаковский «Детство»

Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.
В. Исаковского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы
учителя по тексту.
Работа над выразительным чтением. Сравнительный анализ
произведений М. Горького и стихотворения М. Исаковского.
Уметь выразительно читать по ролям стихотворение

35

2

М. В. Исаковский «Ветер»,
«Весна»

36

1

К. Г. Паустовский Биография

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся,
произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников.
Анализ стихотворений по вопросам учителя. Выборочное
чтение. Работа над выразительным чтением. Работа над
выразительными средствами языка. Словесное рисование.
Разучивание стихотворения наизусть.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. Г.
Паустовского. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях К. Г.
Паустовского.

37

4

К. Г. Паустовский «Последний
чёрт»

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа
над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над
просторечными словами и выражениями. Работа над трудными
для понимания и незнакомыми словами и выражениями. Работа
над рассказом описанием. Работа над характеристикой героев.
Высказывание своего мнения о прочитанном.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества М.
М. Зощенко. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту. Беседа о знакомых учащимся произведениях М. М.
Зощенко.

38

1

М. М. Зощенко. Биография

39

4

М. М. Зощенко «Великие
путешественники»

Совершенствование техники чтения. Чтение по ролям. Работа
над выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над
характеристикой героев. Нахождение смешного и комичного в
рассказе Высказывание своего мнения о прочитанном.

40

1

К. М. Симонов. Биография

Знакомство с биографией и основными этапами творчества К.
М. Симонова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту.

41

4

К. М. Симонов «Сын
артиллериста» (отрывки)

Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации, знания
школьников. Совершенствование техники чтения. Чтение по
ролям. Выразительное чтение. Работа над выборочным чтением.
Анализ текста по вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над характеристикой героя. Определение
главной мысли произведения. Соотнесение пословиц с
содержанием текста. Высказывание своего мнения о

прочитанном. Разучивание наизусть отрывка стихотворения.
В. П. Катаев. Биография. «Флаг» Знакомство с биографией и основными этапами творчества В.
П. Катаева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации,
знания школьников. Совершенствование техники чтения.
Чтение по ролям. Выразительное чтение. Работа над
выборочным чтением. Анализ текста по вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над
характеристикой героев. Определение главной мысли
произведения. Составление рассказа по прочитанному.
Сравнение стихотворения К. Симонова «Сын артиллериста» и
рассказа В. Катаева «Флаг». Высказывание своего мнения о
прочитанном.
Н. И. Рыленков.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества Н.
Биография
И. Рыленкова. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
«Деревья»
по тексту. Выразительное чтение. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа над
характеристикой героя. Определение главной мысли
стихотворения. Сравнение стихотворения М. Исаковского
«Детство» и стихотворения Н. Рыленкова «Деревья».
Коллективное обсуждение, высказывание собственного мнения.

42

3

43

1

44

2

Н. И. Рыленков «Весна без
вещуньи- кукушки ...», «Всё в
тающей дымке...»

Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся,
произведения искусства, музыку, знания и опыт школьников.
Выразительное чтение стихотворений. Обсуждение народных
примет и пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами.
Словесное рисование. Работа над выразительными средствами
языка. Разучивание стихотворения наизусть.

45

1

Внеклассное чтение. Поэты о

Беседа о прочитанных произведениях с опорой на иллюстрации,

русской природе

46

4

Ю. И. Коваль. Биография.
«Капитан Клюквин»

47

4

Ю. И. Коваль «Картофельная
собака»

48

4

Ю. Я. Яковлев.
Биография.
«Багульник»

рисунки учащихся, произведения искусства, музыку, знания и
опыт школьников. Работа над выразительным чтением. Работа
над выразительными средствами языка. Чтение наизусть
стихотворений. Обсуждение народных примет и пословиц,
соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное
рисование. Работа с уголком внеклассного чтения,
читательскими дневниками.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю.
И. Коваля. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по
тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по
вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление
характеристики клеста по данному плану. Характеристика
рассказчика истории по опорным словам. Работа с
иллюстративным материалом. Озаглавливание частей рассказа,
пересказ по плану. Выделение главной мысли рассказа.
Коллективное обсуждение.
Совершенствование техники чтения Анализ рассказа по
вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям.
Выделение комического в рассказе. Составление
характеристики собаки Тузика Характеристика рассказчика
истории по опорным словам. Работа с иллюстративным
материалом. Описание собаки по плану. Составление рассказа
от первого липа.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества Ю.
Я. Яковлева. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту Беседа о породах собак с опорой на иллюстрации и
знания учащихся. Совершенствование техники чтения Анализ
рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление
характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным
материалом. Составление рассказа от первого лица.
Составление рассказа по данному плану. Выделение главной
мысли рассказа. Коллективное обсуждение.

49

1

50

4

51

4

Внеклассное чтение. Чтение
произведений о
взаимоотношениях человека с
животными. «Мы в ответе за тех,
кого приручили» (выбор авторов
и произведений на усмотрение
учителя)
Р. П. Погодин. Биография.
«Время говорит — пора»

Анализ прочитанных произведений. Выборочное чтение,
рассказывание отрывков из произведений. Характеристика
персонажей и их поступков. Коллективное обсуждение,
высказывание собственного мнения. Работа с иллюстративным
материалом, рисунками учащихся. Организация работы в парах,
командах. Работа с выставкой книг, дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного чтения.
Знакомство с биографией и основными этапами творчества Р. П.
Погодина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по
тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по
вопросам учителя. Выборочное чтение. Составление
характеристики героев рассказа. Работа с иллюстративным
материалом. Выделение главной мысли рассказа. Коллективное
обсуждение.

А. Г. Алексин. Биография.
«Двадцать девятое февраля»

Знакомство с биографией и основными этапами творчества А. Г.
Алексина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя по
тексту. Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа по
вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по ролям.
Сопоставление пословицы с текстом произведения. Работа над
описанием внешнего вида Лили Тарасовой. Характеристика
героев рассказа. Работа с иллюстративным материалом. Деление
текста на части по данному плану, пересказ по плану.
Выделение главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение

52

2

К. Я. Ваншенкин.
Биография.
«Мальчишка»

Знакомство с биографией и основными этапами творчества К. Я.
Ваншенкина. Выборочное чтение. Ответы на вопросы учителя
по тексту. Работа над выразительным чтением. Анализ
стихотворения по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Составление характеристики героев стихотворения. Работа с
иллюстративным материалом. Выделение главной мысли
стихотворения. Коллективное обсуждение.

53

1

К. Я. Ваншенкин «Снежки»

Работа над выразительным чтением. Выборочное чтение.
Анализ стихотворения по вопросам учителя. Выборочное
чтение. Выделение главной мысли стихотворения.
Коллективное обсуждение.

54

3

Внеклассное чтение. Чтение
произведений зарубежных
писателей (выбор авторов и
произведений на усмотрение
педагога)

Чтение и обсуждение рассказов зарубежных писателей.
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из произведений.
Работа в парах и группах. Работа с иллюстративным
материалом, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг,
уголком внеклассного чтения

Итого 133 час, в том числе внеклассных чтений 10 часов.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета совета
МБОУ ООШ № 5
от _29.08. 2023 г. №_1__

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова ______________
«__29___» _08__2023_ г.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета совета
МБОУ ООШ № 5
от _29.08. 2023 г. №_1__

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова ______________
«__29___» _08__2023_ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по чтению в 7 классе
на 2023-2024 уч.год
для обучающихся с УО 1 вариант
Учитель: Агеева Валентина Валентиновна
Количество часов: всего 133 часа, 4 часа в неделю (2 часа дома, 2 часа в школе)
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов
Агеевой В.В., утвержденной директором приказ № _79_ от 29.08.2023_ года.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

тема урока

Дата
дома

1 четверть
Инструктаж по ТБ. Устное народное творчество
Жанры устного народного творчества
«Сивка-бурка» (русская народная сказка)
«Журавль и Цапля» (русская народная сказка)
«Умный мужик» (русская народная сказка)
Входной контроль. Тест. Анализ.
Р.Р. Внеклассное чтение. Русские народные сказки
Былина. «Три поездки Ильи Муромца»
Народные песни
Пословицы
Загадки
А.С.Пушкин. Биография и творчество
Проверка техники чтения
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»
А. С. Пушкин. Стихотворение «Зимний вечер»
А. С. Пушкин. «У лукоморья». Тест. Анализ
М. Ю. Лермонтов. Биография и творчество.
«Бородино». Анализ.
И. А. Крылов. Биография и творчество. Басня
«Кукушка и Петух»
И. А. Крылов. Биография и творчество. Басня
«Кукушка и Петух»
И. А. Крылов. Басни «Волк и Журавль», «Слон и
Моська»

в школе

01.09
04.09
05.09
07.09
08.09
11.09
12.09
14.09
15.09
18.09
19.09
21.09
22.09
25.09
26.09
28.09
29.09
02.10
03.10
05.10
06.10
09.10
10.10

факт

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66
67.

Н.А. Некрасов. Биография и творчество.
Стихотворение «Несжатая полоса»
Н.А. Некрасов. Биография и творчество.
Стихотворение «Несжатая полоса»
Н. А. Некрасов. Стихотворение «Генерал Топтыгин»
Контрольное тестирование
Работа над ошибками
Л. Н. Толстой. Биография и творчество.
Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник».
Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Встреча
с врагом
Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». В плену
Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Доверие
Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник».
Подготовка к побегу
Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник».
Неудачный побег
Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник».
Спасение
Анализ
Составление плана
Чтение по ролям
Тест
А. П. Чехов. Биография и творчество.
А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Внеклассное чтение. Рассказы А. П. Чехова.
В. Г. Короленко. Биография и творчество.
В. Г. Короленко. Рассказ «Дети подземелья»
В. Г. Короленко. Я и мой отец. Новое знакомство.
В. Г. Короленко. Дружба. Осень.
В. Г. Короленко. Кукла. Анализ текста.
Р.Р. Изложение по повести М. Горького «Дети
подземелья»
Работа над ошибками
М. Горький. Биография и творчество
М. Горький. Повесть «Детство»
Анализ глав. Характеристика главных героев
М. Горький. Повесть «Детство»
М. Горький. Повесть «Детство»
М. Горький. Повесть «В людях». Попытка учиться
М. Горький. Повесть «В людях». Прием у врача
Контрольная работа. Тест
Работа над ошибками
М. В. Исаковский. Биография и творчество
Стихотворение «Детство»
М. В. Исаковский. Стихотворения «Ветер», «Весна»
Р.Р. Изложение по повести М. Горького «В людях»
Работа над ошибками
Проверка техники чтения
К. Г. Паустовский. Биография и творчество
К. Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт»

12.10
13.10
16.10
17.10
19.10
20.10
23.10
24.10
26.10
27.10
07.11
09.11
10.11
13.11
14.11
16.11
17.11
20.11
21.11
23.11
24.11
27.11
28.11
30.11
01.12
04.12
05.12
07.12
08.12
11.12
12.12
14.12
15.12
18.12
19.12
21.12
22.12
25.12
26.12
28.12
09.01
11.01
12.01
15.01

68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88
89.
90
91.
92.
93.
94.
95.
96.
97.
98.
99.
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115

К. Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт»
М. М. Зощенко. Биография и творчество
М. М. Зощенко. Рассказ «Великие путешественники»
К. М. Симонов. Биография и творчество
К. М. Симонов. Поэма «Сын артиллериста»
Р. Р. Внеклассное чтение. Фронтовая лирика К. М.
Симонова
Р. Р. Внеклассное чтение. Фронтовая лирика К. М.
Симонова
В. П. Катаев. Биография и творчество
В. П. Катаев. Рассказ «Флаг»
В. П. Катаев. Рассказ «Флаг»
Н. И. Рыленков. Биография и творчество
Н. И. Рыленков. Стихотворения «Деревья», «Все в
тающей дымке»
Контрольное тестирование
Работа над ошибками
Ю. И. Коваль. Биография и творчество
Ю. И. Коваль. Рассказ «Капитан Клюквин»
Ю. И. Коваль. Рассказ «Капитан Клюквин»
Ю. И. Коваль. Рассказ «Картофельная собака»
Ю. И. Коваль. Рассказ «Картофельная собака»
Ю. Я. Яковлев. Биография и творчество
Ю. Я. Яковлев. Рассказ «Багульник»
Ю. Я. Яковлев. Рассказ «Багульник»
Ю. Я. Яковлев. Рассказ «Багульник»
Р.Р. Изложение по теме. Рассказ «Багульник»
Работа над ошибками
Чтение по ролям
Р. П. Погодин. Биография и творчество
Работа с презентацией
Р. П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора»
Р. П. Погодин. Рассказ «Время говорит – пора»
Чтение по ролям
Составление плана
Русская литература XX века
Русская литература XX века
Русская литература XX века
Внеклассное чтение
Проверка техники чтения
А. Г. Алексин. Страницы биографии
«Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести)
Р. Р. Внеклассное чтение по интересам
К. Я. Ваншенкин. Биография и творчество
Стихотворение «Мальчишка»
Стихотворение «Мальчишка»
К. Я. Ваншенкин. Составление плана «Снежки»
К. Я. Ваншенкин. Составление плана «Снежки»
Р. Р. Внеклассное чтение по интересам
Р. Р. Внеклассное чтение по интересам
Повторение. Русская литература XX века.

16.01
18.01
19.01
22.01
23.01
25.01
26.01
29.01
30.01
01.02
02.02
05.02
06.02
08.02
09.02
12.02
13.02
15.02
16.02
19.02
20.02
22.02
26.02
27.02
29.02
01.03
04.03
05.03
07.03
11.03
12.03
14.03
15.03
18.03
19.03
21.03
22.03
01.04
02.04
04.04
05.04
08.04
09.04
11.04
12.04
15.04
16.04
18.04

116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133

Повторение. Русская литература XX века.
Повторение. Русская литература XX века.
Повторение. Русская литература XX века.
Повторение. Русская литература XX века.
Повторение. Русская литература XX века.
Повторение. Литературное движение.
Повторение. Литературное движение.
Повторение. Литературное движение.
Повторение. Литературное движение.
Повторение. Литературное движение.
Повторение. Литературное движение.
Итоговый урок. Викторина
Итоговый урок. Викторина
Проверка техники чтения.
Закрепление и обобщение пройденного
Закрепление и обобщение пройденного
Закрепление и обобщение пройденного
Закрепление и обобщение пройденного

19.04
22.04
23.04
25.04
26.04
27.04
02.05
03.05
06.05
07.05
13.05
14.05
16.05
17.05
20.05
21.05
23.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».