АРП ООО (УО вариант 1) Русский язык 7 класс

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
составлена на основе примерной адаптированной программы основного общего
образования по русскому языку для 5-9 классов (под ред. В.В. Воронковой)
Цели и задачи программы
Цели:
– воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; –
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; – освоение знаний о
русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете; – формирование умений опознавать,
анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом,
осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является компенсаторноадаптационной, детализирует и раскрывает содержание, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения предмета, которые определены примерной
адаптированной основной общеобразовательной программой для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по
адаптированной программе. Она направлена на разностороннее развитие личности
обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское,
нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий
обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который
необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения по предмету имеет практическую направленность. В программе
принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. В ней
конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего речевого развития и
нравственного воспитания детей, обучающихся по адаптированной программе
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в процессе овладения
учебным предметом. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных
обучающихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
Обучение учащихся носит воспитывающий характер. Аномальное состояние ребенка
затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их. При отборе программного
учебного материала учтена необходимость формирования таких черт характера и всей
личности в целом, которые помогут выпускникам стать полезными членами общества.

В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс
грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с
целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Изучение русского языка в 5 - 8 классах имеет своей целью развитие коммуникативноречевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой
основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения
практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания
художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с психическим
недоразвитием является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и
письменная речь, формируются практически значимые орфографические и
пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс
грамматики направлен на коррекцию высших психических функций обучающихся с
целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Формы организации учебного процесса.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы
обучения, как: словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником), наглядный
(наблюдение, демонстрация), практический.
Программа предусматривает форму контроля знаний: контрольный диктант. Программа
предполагает систематическое письмо, различные виды работ по развитию устной и
письменной речи: изложение и сочинение.
Обучение построено на принципах:
-принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и
развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения;
- принцип систематичности и последовательности в обучении;
-принцип наглядности в обучении;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной программы по
предмету "Русский язык"
Личностные результаты:
- понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;

-способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
-способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность
выполнения действия и вносить как по ходу реализации, так и в конце действия
необходимые коррективы;
-умение строить сообщение в устной форме;
-умение строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте;
- умение формулировать собственное мнение;
-способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности
и сотрудничества с партнером;
- умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
-различение изученных частей речи по вопросу и значению ( помощью учителя);
-использование на письме орфографических правил после предварительного разбора
текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
-нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с
помощью учителя);
-различение предложений, разных по интонации, по цели высказывания (с помощью
учителя);
-участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для
раскрытия его темы и основной мысли;
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
-различение видов деловых бумаг с опорой на представленный образец.
Достаточный уровень:
-знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
-разбор слова по составу с использованием опорных схем;
-образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с
использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
-дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным
признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного,
прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
-нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под
руководством учителя);
-пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
-составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным
словам, на предложенную тему и т. д.;
-установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях
(не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
-нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных
схем;
-составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
-составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
-различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
-отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с
помощью учителя);
-выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной
мысли текста;
-оформление всех видов изученных деловых бумаг;
-письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и
рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);

-письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного
коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора
необходимых языковых средств (55-60 слов).

Содержание учебного предмета «Русский язык»
Повторение . Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными
членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные
предложения с союзами и, а, но.
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание
гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в
корне слов. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с
соединительными гласными о и е.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного —
род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных
в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное . Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание
родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном
числе. Местоимение (14 часов). Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее,
будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по
лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься. Изменение глаголов в
прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-сь).
Предложение . Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и
второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространённые
однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с
одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при
однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение.
Знаки препинания при обращении.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются и процессе изучения всего
программного материала по письму и развитию речи). Работа с деформированным
текстом. Изложения (с изменением лица и времени). Сочинения по картине с
дополнением предшествующих или последующих событий. Продолжение рассказа по
данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Сочинение по личным
наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний
(«История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки
воды» и др.).
Деловое письмо. Объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на
работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги
(квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).

Повторение пройденного за год. Увеличение количества часов по теме «Глагол» связано
с большим объемом изучаемого материала, предусмотренного программой, и трудностью
усвоения правописания окончаний глаголов. Увеличение количества часов по теме
«Предложение» связано с затруднениями учащихся в построении простых предложений с
распространёнными однородными членами, обращениями, сложных предложений и
постановкой знаков препинания в них.

Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Повторение
Состав слова
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
Предложение
Связная речь
Деловое письмо
Повторение пройденного

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета совета
МБОУ ООШ № 5
от _29.08. 2023 г. №_1__

Кол-во
часов
9
21
18
21
27
16
5
5
10
132

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова ______________
«__29___» _08__2023_ г.

СОГЛАСОВАНО
Протокол
совета совета МБОУ ООШ № 5
от _29.08. 2023 г. №_1__ заседания
Педагогического

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова ______________
«__29___» _08__2023_ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по русскому языку в 7 классе
на 2023-2024 уч.год
для обучающихся с УО 1 вариант
Учитель: Агеева Валентина Валентиновна
Количество часов: всего 132 часа, 4 часа в неделю (2 часа дома, 2 часа в школе)
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов
Агеевой В.В., утвержденной директором приказ № _79_ от 29.08.2023_ года.
№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.

тема урока

Дата
дома

1 четверть
Повторение. Простое и сложное предложение
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Диагностическая контрольная работа
Работа над ошибками
Предложения с однородными членами. Союзы в
предложении с однородными членами
Сложные предложения
Союзы в простом и сложном предложении
Практические упражнения. Простое и сложное
предложения
Состав слова. Однокоренные слова. Корень
Приставка
Суффикс
Окончание
Практические упражнения. Состав слова.
Объяснительный диктант
Единообразное написание безударных гласных в корне
слова
Единообразное написание звонких и глухих согласных
в корне слова
Непроизносимые согласные в корне слова
Практические упражнения. Правописание слов с
орфограммами в корне слова
Гласные и согласные в приставках Объяснительный
диктант
Разделительный твёрдый знак
Приставка и предлог
Практические упражнения. Приставка и предлог
Сложные слова
Практические упражнения. Простейшие случаи

в школе

01.09
04.09
05.09
06.09
08.09
11.09
12.09
13.09
15.09
18.09
19.09
20.09
22.09
25.09
26.09
27.09
29.09
02.10
03.10
04.10
06.10
09.10
10.10
11.10

факт

25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.

написания сложных слов
Сочинение по картине В. Г. Перова «Охотники на
привале» (устная работа)
Сочинение по картине В. Г. Перова «Охотники на
привале»
Деловое письмо: объяснительная записка
Практические упражнения. Состав слова
Контрольный диктант по теме «Состав слова»
Работа над ошибками
Имя существительное как часть речи
Основные грамматические категории имени
существительного
Собственные и нарицательные имена существительные
Мягкий знак после шипящих на конце имён
существительных
Склонение имён существительных в единственном
числе
Определение склонения имён существительных в
единственном числе
Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном числе
Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном числе
Практические упражнения. Склонение имён 1
существительных в единственном числе.
Предупредительный диктант.
Склонение имен существительных во множественном
числе
Родительный падеж имён существительных
множественного числа
Родительный падеж имён существительных
множественного числа с шипящими на конце
Практические упражнения. Имя существительное
Составление рассказа по картине В. М. Васнецова
«Спящая царевна»
Деловое письмо: заявление
Склонение имён существительных
Контрольный диктант по теме: «Имя существительное»
Работа над ошибками
Имя прилагательное (21 час) Значение имени
прилагательного в речи
Согласование имён прилагательных с именами
существительными
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Безударные падежные окончания прилагательных в
единственном числе
Правописание родовых окончаний прилагательных.
Объяснительный диктант
Изложение «Лесные пожары» (устная работа)
Изложение «Лесные пожары» (письменная работа)
упр.152

13.10
16.10
17.10
18.10
20.10
23.10
24.10
25.10
27.10
07.11
08.11
10.11
13.11
14.11
15.11

17.11
20.11
21.11
22.11
24.11
27.11
28.11
29.11
01.12
04.12
05.12
06.12
08.12
11.12
12.12
13.12

56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88
89.
90
91.
92.
93.
94.
95.
96.

Склонение имён прилагательных женского рода
Правописание безударных падежных окончаний
прилагательных женского рода
Склонение имён прилагательных женского рода
Промежуточная контрольная работа
Работа над ошибками
Склонение имён прилагательных во множественном
числе
Безударные падежные окончания имён прилагательных
во множественном числе
Безударные падежные окончания имён
прилагательных во множественном числе.
Деловое письмо: заметка в стенгазету
Безударные окончания имён прилагательных
Имя прилагательное
Согласование прилагательных с существительными
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»
Работа над ошибками
Понятие о местоимении
Значение местоимений в речи
Личные местоимения 1, 2 и 3 лица
Число личных местоимений Самостоятельная работа
Склонение и правописание личных местоимений
единственного и множественного числа
Склонение местоимений 1 лица ед. и мн. числа
Склонение местоимений 2 лица единственного и
множественного числа
Склонение местоимений 3 лица единственного и
множественного числа
Склонение местоимений единственного и
множественного числа
Раздельное написание предлогов с местоимениями
Деловое письмо: письмо
Личные местоимения
Контрольный диктант по теме: «Местоимение»
Работа над ошибками
Глагол как часть речи
Изменение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Сочинение по личным наблюдениям «Мастерская
природы»
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и
числам.
Определение времени и числа глаголов.
Глаголы прошедшего времени во множественном числе
Не с глаголами
Изменение глаголов по лицам.
Первое лицо глаголов
Второе лицо глаголов
Третье лицо глаголов

15.12
18.12
19.12
20.12
22.12
25.12
26.12
27.12
09.01
10.01
12.01
15.01
16.01
17.01
19.01
22.01
23.01
24.01
26.01
29.01
30.01
31.01
02.02
05.02
06.02
07.02
09.02
12.02
13.02
14.02
16.02
19.02
20.02
21.02
26.02
27.02
28.02
01.03
04.03
05.03
06.03

97.
98.
99.
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132

Глаголы на –тся, -ться
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице
единственного числа
Правописание личных окончаний глаголов во 3-м лице
единственного числа
Практические упражнения. Глагол
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
Работа над ошибками
Сочинение по картине В. М. Васнецова «После
побоища Игоря Святославовича с половцами»
Сочинение по картине В. М. Васнецова «После
побоища Игоря Святославовича с половцами»
Деловое письмо: письмо-поздравление
Изменение глагола по лицам и числам
Изменение глагола по лицам и числам
Изложение «Спасение с тонущего корабля» (устная
работа)
Изложение «Спасение с тонущего корабля»
(письменная работа)
Простое и сложное предложение
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном
предложении
Простое предложение с однородными членами
Однородные члены предложения с повторяющимся
союзом и
Главные и второстепенные члены предложений в
качестве однородных
Главные и второстепенные члены предложений в
качестве однородных
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками
Сложное предложение
Сложное предложение с союзами и, а, но
Сложное предложение с союзами и, а, но
Обращение
Обращение Знаки препинания при обращении
Сложное предложение с союзами и, а, но
Деловое письмо: объявление
Сложное предложение
Контрольный диктант по теме «Сложное предложение»
Работа над ошибками
Состав слова
Правописание гласных и согласных в корне
Части речи
Склонение личных местоимений
Обобщение изученного

11.03
12.03
13.03
15.03
18.03
19.03
20.03
22.03
01.04
02.04
03.04
05.04
08.04
09.04
10.04
12.04
15.04
16.04
17.04
19.04
22.04
23.04
24.04
26.04
03.05
06.05
07.05
08.05
13.05
14.05
15.05
17.05
20.05
21.05
22.05
24.05

Учебно-методические средства обучения
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Для
учителя 1.1 Галунчикова, Н.Г. Русский язык: 7 класс: учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы/ Н.Г.
Галунчикова, Э.В. Якубовская - 9-е изд. - М. «Просвещение», 2019 г. - 287 с. 1.2
Воронкова, В.В. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. -М.: ВЛАДОС, 2014. - Сб.1. - 287 с.
1.3 Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Коррекционная
педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с. Для учащихся 2.1 Галунчикова, Н.Г. Русский
язык: 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы/ Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская - 9-е изд. - М.
«Просвещение», 2019 г. - 287 с. 2.2 Якубовская, Э.В. Рабочая тетрадь 1. Русский язык.
Состав слова. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. 2.3 Якубовская,
Э.В. Рабочая тетрадь 2. Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы (VIII вид).
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. 2.4 Якубовская, Э.В. Дидактический материал для
учащихся 7 класса (с методическими рекомендациями)(УШ вид). Русский язык.
Якубовская Э.В Адреса интернет-ресурсов 3.1 Портал «Мой университет»/ Факультет
коррекционной педагогики http://moi- sat.ru 3.2 Сайт учителя дефектолога nsportal.ru/elenashcherbakova


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».