ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме . Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения . Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения . Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности . Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов . Реализация требований ФГОС предполагает дополнение со- держания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции . Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным на- правлениям функциональной грамотности . Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Задачи курса: направить деятельность обучающихся на самоопределение, расширить зоны по- иска их интересов в различных сферах прикладных знаний, помочь им переосмыслить свои связи с окружающими, найти свое место среди других людей, развивать нравственное и социальное формирование личности. «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: УЧИМСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ» Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на раз- личных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания . Согласно Примерной программе воспитания у современно- го школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты . Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям функциональной грамотности, вносящим вклад в вос- питание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового обра- за жизни, эмоционального благополучия . Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию ус- ловий для их позитивной социализации. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; осознание ценности самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; проявление интереса к способам познания; стремление к самоизменению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; активное участие в жизни семьи; приобретение опыта успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах; проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: владеть базовыми логическими операциями: сопоставления и сравнения, группировки, систематизации и классификации, анализа, синтеза, обобщения, выделения главного; владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа; классификации, основания для обобщения и с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость (эксперимента); и достоверность информации, полученной в ходе исследования самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или версию) в различных информационных источниках; опровергающие одну и ту же идею, самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. обеспечивает Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; при объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: - освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений; - формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; - формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни чело- века, семьи и финансового благополучия; - формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; - формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг); - формирование умения с опорой на знания, факты обществен- ной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); - приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять рас- четы и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по обществен- но значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: - научно объяснять явления; - демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; - интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных фор- мах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспе- чения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методи- ческих предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает осво- ение знаний, умений, установок и моделей поведения, необхо- димых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5—7 классы) и «Основы финансового успеха» (8—9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных по- следствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и пони- мания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредствен- но связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и во- просы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситу- ации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, обществен- ное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объеме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для 5—9 классов), включая и интегрированные занятия. Тематическое планирование по шести направлениям функциональной грамотности для 6, 9 классов 6 класс Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч) Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле). 1. 2. Открываем тайны планеты (Изучение планеты). Открываем мир науки (Человек и природа). 3. 4. По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны). Наши поступки (межличностные взаимодействия). 5. Модуль: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (3 ч) Мои увлечения. 1. 2. Растения и животные в нашей жизни. 3. Загадочные явления. Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч) Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и ситуации. Модели заданий: -названия и заголовки 1. -рисунки и формы, что скрыто за рисунком? -межличностные отношения -исследовательские вопросы Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость 2. мышления. Разные образы и ассоциации. Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и 3. проработанность. Как вдохнуть в идею жизнь? Моделируем ситуацию: нужны оригинальные идеи. От выдвижения до доработки идей. Выполнение проекта на основе 4. комплексного задания. 5. Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы. Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (5 ч) Спорт. 1. 2. Геометрические формы вокруг нас. 3. Здоровый образ жизни. В школе и после школы (или Общение). 4-5. Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (8 ч) 1-2. Семейный бюджет: по доходам - и расход. Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений. 3-4. 5-6. На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет. 7-8. Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета. Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) 1-2. «Копейка к копейке – проживет семейка». Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» (8 ч) Мы разные, но решаем общие задачи. 1. Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. 2-3. Участвуем в самоуправлении. 4-5. Глобальные проблемы в нашей жизни. Заботимся о природе. 6-7. Итоговое занятие. Защита проектов. 8 9 класс Модуль: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (5 ч) 1. Смысл жизни (я и моя жизнь) 2-3. Самоопределение Смыслы, явные и скрытые 4-5. Модуль: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (5 ч) 1. Наука и технологии 2. Вещества, которые нас окружают Наше здоровье 3. 4-5. Заботимся о Земле Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций. Модели заданий: -диалоги 1. -инфографика -личностные действия и социальное проектирование -вопросы методологии научного познания Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и беглость мышления 2. при решении жизненных проблем. Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. В какой жизненной ситуации мне помогла креативность? 3. Моделируем жизненную ситуацию: когда может понадобиться креативность От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на 4. основе комплексного задания. 5. Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (5 ч) 1. В общественной жизни: социальные опросы 2. На отдыхе: измерения на местности В общественной жизни: интернет 3. 4-5. В домашних делах: коммунальные платежи Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (7 ч) Мое образование- мое будущее 1-2. 3-4. Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор 5-6. Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и 7. финансовая стабильность. Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч) «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире. » (5 ч) Какое общение называют эффективным. Расшифруем 4к 1. 2-3. Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально 4-5. компетентным? Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития. Календарно-тематическое планирование. 6 класс № Коли пп чество часов 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 11 1 12 1 13 1 14 1 15 1 16 1 17 1 18 1 19 1 20 1 21 1 22 1 23 1 24 1 25 1 26 1 27 1 28 1 29 1 30 1 31 1 32 1 33 1 34 1 Содержание Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле) Открываем тайны планеты (Изучение планеты) Открываем мир науки (Человек и природа) По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей страны) Наши поступки (межличностные взаимодействия) Мои увлечения Растения и животные в нашей жизни Загадочные явления Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» Выполнение проекта на основе комплексного задания Итоговая работа Спорт Геометрические формы вокруг нас Здоровый образ жизни В школе и после школы. Общение. В школе и после школы. Общение. Семейный бюджет: по доходам - и расход Семейный бюджет: по доходам - и расход Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых затруднений На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги бережет Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета Самое главное о правилах грамотного ведения семейного бюджета «Копейка к копейке – проживет семейка» Мы разные, но решаем общие задачи Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении. Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении Глобальные проблемы в нашей жизни Глобальные проблемы в нашей жизни Заботимся о природе Заботимся о природе Итоговое занятие. Защита проектов. Дата проведения 05.09.23 г. 12.09.23 г. 19.09.23 г. 26.09.23 г. 03.10.23 г. 10.10.23 г. 17.10.23 г. 24.10.23 г. 07.11.23 г. 14.11.23 г. 21.11.23 г. 28.11.23 г. 05.12.23 г. 12.12.23 г. 19.12.23 г. 26.12.23 г. 09.01.24 г. 16.01.24 г. 23.01.24 г. 30.01.24 г. 06.02.24 г. 13.02.24 г. 20.02.24 г. 27.02.24 г. 05.02.24 г. 12.03.24 г. 19.03.24 г. 02.04.24 г. 09.04.24 г. 16.04.24 г. 23.04.24 г. 07.05.24 г. 14.05.24 г. 21.05.24 г. 9 класс № Коли пп чество часов 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 1 10 1 11 1 12 13 14 15 .16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 28 29 30 31 1 1 1 1 32 1 33 1 34 1 Содержание Смысл жизни (я и моя жизнь). Самоопределение. Самоопределение. Смыслы, явные и скрытые. Смыслы, явные и скрытые. Наука и технологии. Вещества, которые нас окружают. Наше здоровье. Заботимся о Земле. Заботимся о Земле. Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста и социального проектирования. Проявляем гибкость и беглость мышления при решении жизненных проблем. Выдвижение креативных идей и их доработка. Выполнение проекта на основе комплексного задания. Выполнение итоговой работы. В общественной жизни: социальные опросы. На отдыхе: измерения на местности. В общественной жизни: интернет. В домашних делах: коммунальные платежи. В домашних делах: коммунальные платежи. Мое образование- мое будущее. Мое образование- мое будущее. Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор. Человек и работа: что учитываем, когда делаем выбор. Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем. Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем. Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа и финансовая стабильность. «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок». «Труд, зарплата и налог — важный опыт и урок». Какое общение называют эффективным. Расшифруем 4к Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща. Общаемся в сетевых сообществах, сталкиваемся со стереотипами, действуем сообща. Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным? Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально компетентным? Дата проведения 06.09.23 г. 13.09.23 г. 20.09.23 г. 27.09.23 г. 04.10.23 г. 11.10.23 г. 18.10.23 г. 25.10.23 г. 08.11.23 г. 15.11.23 г. 22.11.23 г. 29.11.23 г. 06.12.23 г. 13.12.23 г. 20.12.23 г. 27.12.23 г. 10.01.24 г. 17.01.24 г. 24.01.24 г. 31.01.24 г. 07.02.24 г. 14.02.24 г. 21.02.24 г. 28.02.24 г. 06.02.24 г. 13.03.24 г. 20.03.24 г. 03.04.24 г. 10.04.24 г. 17.04.24 г. 24.04.24 г. 08.05.24 г. 15.05.24 г. 22.05.24 г.