РП ВД Россия - мои горизонты 5-9 классы

Пояснительная записка
Программа курса разработана с целью реализации комплексной и систематической
профориентационной

работы

для

обучающихся

6-11

классов

на

основе

апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее –
проект). Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора
профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с
отраслями

экономики,

этнокультурными

в

том

числе

особенностями

региональными,

народов

национальными

Российской

и

Федерации,

профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о
развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с
системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание
условий для развития универсальных учебных действий (общения, работы в команде
и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов,
устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе,
способности адекватно оценивать свои силы и возможности.
Содержание

Программы

учитывает

системную

модель

содействия

самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на
сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного

и

диагностико-консультативного

подходов к

формированию готовности к профессиональному самоопределению.
Цели и задачи изучения курса
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению(далее –
ГПС) обучающихся 8 классов общеобразовательных организаций.
Задачи:
содействие

профессиональному

самоопределению

обучающихся

общеобразовательных организаций;
формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной
образовательно-профессиональной

траектории

в

зависимости

от

уровня

осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
2

информирование

обучающихся

профессионального

образования

о

специфике

(включая

рынка

знакомство

труда
с

и

системе

перспективными

и

востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
формирование у обучающихся навыков и умений
компетенций,

необходимых

для

карьерной грамотности и других

осуществления

всех

этапов

карьерной

самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта,
активного

освоения

ресурсов

территориальной

среды

профессионального

самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,
осознанного конструирования индивидуальной образовательно-профессиональной
траектории и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного

благополучия,

залогу

его

успешного

профессионального

самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
Программа состоит из профориентационных занятий, посвященных изучению
отраслей экономики, профориентационных диагностик (диагностика склонностей,
диагностика ГПС, диагностика способностей, личностных особенностей и др);
рефлексивных

занятий,

моделирующих

онлайн-профпроб

в

контентно-

информационный комплекс «Конструктор будущего» на базе Платформы.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

поликультурном

и

взаимопониманию и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
осознание

российской

гражданской

идентичности

в

многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка,
3

истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное

отношение

к

достижениям

своей

Родины

–

России и

собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности
художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и
самовыражения для представителей многих профессий;
стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой школьник
планирует заниматься в будущем.
В

сфере

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в
том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образжизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью
профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого
же права другого человека.
В сфере трудового воспитания:
осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой
деятельности

на

протяжении

жизни

для

успешной

профессиональной

самореализации в российском обществе;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
4

образовательной организации,

города,

направленности,

инициировать,

способность

края) технологической
планировать

и

и социальной
самостоятельно

выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для

успешной

профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и
жизненных планов с учётом личных и общественных интересови потребностей.
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную
профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого ущерба;
осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладениеосновными навыками

исследовательской

деятельности

в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели
индивидуального и коллективного благополучия.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной
задачи;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько
вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно
5

выделенных критериев);
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же
идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно

выбирать

оптимальную

форму

представления

информации,

предназначенную для остальных обучающихся по Программе.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями
общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать

идеи,

нацеленные

на

решение

задачи

и

поддержание

благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(эксперимента,
6

исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых
форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого.
Содержание курса
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия – мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ – счастье в труде) (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой
страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,
профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем. Формирование
7

представлений о развитии и достижениях страны в следующих сферах: медицина и
здоровье;

архитектура

и

строительство;

информационные

технологии;

промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское хозяйство; транспорт и
логистика; наука и образование; безопасность; креативные технологии; сервис и
торговля; предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
(введение в профориентацию) (1 час)
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального

развития,

возможностями

прогнозирования

результатов

профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие
профессиональные

направления,

варианты

получения

профессионального

образования (уровни образования).
Актуализация процессов профессионального самоопределения. Информирование
школьников о видах профессионального образования (высшее

образование /

среднее профессиональное образование). Помощь школьникам в соотнесении личных
качеств и интересов с направлениями профессиональной деятельности.
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».
Профориентационная

диагностика

обучающихся

на

интернет-платформе

profmin.bvbinfo.ru (для незарегистрированных участников) позволяет определить
требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика

«Мой

рекомендовать

профиль»
профиль

–

диагностика

обучения

и

интересов,

направления

которая

позволяет

развития.

Методика

предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме
кейсов, время прохождения – около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется
проведение консультации по полученным результатам (в индивидуальном или
8

групповом формате).
Тема 3. Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор
результатов (1 час)
Для

обучающихся-участников

проекта

«Билет

в

будущее»

доступна

профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна для
проведения).
Профориентационная

диагностика

(для

https://bvbinfo.ru/

обучающихся

зарегистрированных

на

интернет-платформе

участников

проекта)

позволяет

определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую

индивидуальную

траекторию

участия

в

программе

профориентационной работы.
Методика «Мои профсреды» – онлайн-диагностика профессиональных склонностей
и

направленности

рекомендации

по

обучающихся.
построению

В

трека

результатах
внутри

обучающийся

проекта

«Билет

в

получает
будущее»

(«Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии – для 6-7, 8-9 и 1011 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения – около 15
минут.
По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным
результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам
проекта «Билет в будущее» на интернет-платформе https://bvbinfo.ru/).
Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России»
(дополнительное образование, уровни профессионального образования,
стратегии поступления) (1 час)
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное образование»
и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень образования, который
требуется для их освоения, узнают об условиях поступления, длительности обучения,
результатах образования в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования.
Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
9

образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1
час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

решение

отраслевыми
онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и
наставника, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность
этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 6. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная
промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и со
временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и
мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество
10

– безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и
тематики на выбор: импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение,
лесная промышленность.
Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор
результатов (1 час)
Для

обучающихся-участников

проекта

«Билет

в

будущее»

доступна

профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна для
проведения).
Профориентационная
(для

https://bvbinfo.ru/

диагностика

обучающихся

зарегистрированных

на

участников

интернет-платформе
проекта)

позволяет

определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую

индивидуальную

траекторию

участия

в

программе

профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» – онлайн-диагностика особенностей построения
образовательно-профессиональной траектории. В 8-11 классах методика направлена
на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения обучающихся и уровня
готовности к профессиональному самоопределению.
По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по полученным
результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно проведение
консультации с помощью видеозаписи готовой консультации (доступной участникам
проекта

«Билет

в

будущее»

на

интернет-платформе

https://bvbinfo.ru/).

11

Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю
достижения страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая
промышленность, добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями
страны в сфере промышленности и производственных технологий. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
промышленной

и

смежных

технологий.

Повышение

информированности

о

достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области промышленности и смежных отраслей.
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет
в будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным
технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

решение

отраслевыми
онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).

12

Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения
страны в области цифровых технологий» (информационные технологии,
искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями
страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе видеосюжетов и
интервью с экспертами и специалистами в области сквозных цифровых технологий.
Повышение

информированности

о

достижениях

и

перспективах

развития

цифровизации, направленной на решение важнейших задач развития общества и
страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
цифровой экономики и смежных отраслей.
Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
цифровых технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта
«Билет в будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.)(1
час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

отраслевыми

решение

онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).

13

Тема 11. Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор:
медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и со
временем результат этой работы займет достойное место не только на российском, но и
мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские технологии – это качество
– безопасность – эффективность. В рамках занятия предложены следующие отрасли и
тематики на выбор: медицина, реабилитация, генетика.
Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов (1 час)
Для

обучающихся-участников

проекта

профориентационная диагностика №

3

«Билет
«Мои

в

будущее»

таланты»

доступна

(обязательна

для проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и
сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов),
рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает версии для 6-7, 8-9
классов, в силу особенностей образовательных возможностей для данной нозологии.
Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении учителя, родителя, тьютора для
предотвращения случаев, когда у ученика возникают сложности с платформой,
непонимание слов, интерпретации результатов. Также рекомендуется видеосопровождение для знакомства с результатами и рекомендациями для пользователя.
Для обучающихся – участников проекта «Билет в будущее» доступно дополнительное
тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои способности» (проводится
по желанию обучающихся). Дополнительное тестирование увеличивает точность и
полноту рекомендаций. Тестирование проводится в рамках дополнительных занятий
или в домашних условиях. Для тестирования рекомендуется использовать
14

стационарные компьютеры или ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности
допускается использование мобильных устройств.
Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения
страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт,
строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями
страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с
экспертами и специалистами в области инженерной и инжиниринговой деятельности.
Повышение

информированности

о

достижениях

и

перспективах

развития

инженерного дела, направленного на решение важнейших задач развития общества и
страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
инженерной деятельности и смежных отраслей.
Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

решение

отраслевыми
онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии),в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов: Знакомство с
профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
15

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и
правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах)
(1 час)
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о государственных
органах, которые ответственны за реализацию этих функций; знакомятся с понятием
«правоохранительные органы» и с основными профессиями в сфере, соотнося
различные ведомства с занятыми в них сотрудниками; актуализируют знания о
возможностях и ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях
работы в правоохранительных органах.
Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления
и безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и
др.) (1 час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

решение

отраслевыми
онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках
которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).

16

Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее – моя страна»
(1 час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных
занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов
образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития. Развитие
проектного

мышления,

рефлексивного

сознания

обучающихся,

осмысление

значимости собственных усилий для достиженияуспеха,
совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических
качеств личности.
Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный
комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями
страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и сельского хозяйства.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в
области

сельского

хозяйства

и

смежных

технологий.

Повышение

информированности о достижениях и перспективах развития АПК, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области экономики сельского хозяйства и
смежных отраслей.
Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

решение

отраслевыми
онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование
17

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения
страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения,
фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями
страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на основе видеосюжетов и
интервью с экспертами и специалистами в области современной медицины и
смежных технологий. Повышение информированности о достижениях иперспективах
развития здравоохранения, направленного на решение важнейших задач развития
общества и страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в
области медицины и смежных отраслей.
Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области
медицины» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1
час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

решение

отраслевыми
онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
18

осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на
благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1
час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями
страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
социально-экономического

развития.

Повышение

информированности

о

достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области социальной сферы и смежных отраслей.
Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»
по
профессиям
на
выбор:
менеджер
по
туризму,
организатор
благотворительных мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная

проба

самоопределения

обучающихся.

направлениями

как

экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми

отраслевыми

и

онлайн-проб

решение

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
19

Профессиональная проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие
профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с достижениями
страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе видеосюжетов и
интервью с экспертами и специалистами в области креативной экономике и
творческих

индустрий.

Повышение

информированности

о

достижениях

и

перспективах развития креативного сектора экономики, направленных на решение
важнейших задач развития общества и страны. Информирование о творческих
профессиях, современном рынке труда в данной области и смежных отраслей.
Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

решение

отраслевыми
онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
20

Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование

познавательного

интереса

у

обучающихся

к

вопросам

профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими,
которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии
рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель, актер, эколог.
Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование

познавательного

интереса

у

обучающихся

к

вопросам

профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежи медийными личностями – популярными блогерами, артистами, ведущими,
которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалити-шоу на занятии
рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный, ветеринар, повар.
Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1
час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с
реальными представителями профессий – героями первого профориентационного
сериала для школьников. Формирование познавательного интереса к вопросам
профориентации на основе знакомства с личной историей труда и успеха героев
сериала, мотивация и практическая значимость на основе жизненных историй. Каждая
серия знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес,
инженерное дело, различные производства, наука и искусство.
21

В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии (на
выбор), посвященные следующим профессиям:
серия:

начальник конструкторского

отдела компании

«ОДК-Авиадвигатели»,

владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «Peshi».
серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по
тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот – Российские
авиалинии»,

полицейский-кинолог

Отдельного

батальона

патрульно-постовой

службы полиции на метрополитене.
серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей
компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро Маликова»,
нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского комплекса НБИКСприродоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский институт»).
серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор, руководитель
Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований (НИЦ
«Курчатовский институт»).
Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1
час)
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через интервью с
реальными представителями профессий – героями первого профориентационного
сериала для школьников. Каждая серия знакомит обучающихся с личной историей
труда и успеха, мотивирует и несет в себе практическую значимость. Каждая серия
знакомит с представителями разных сфер: медицина, IT, медиа, бизнес, инженерное
дело, различные производства, наука и искусство.
В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 5-8 серии (на выбор),
посвященные следующим профессиям:
серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины,
реабилитолог.
серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы, основательница
концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».
серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании «Лобаев Армс»,
22

учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
серия:

краевед,

технолог,

машиностроительного

начальник

завода

бюро

«Тонар»,

окончательной

сборки

травматолог-ортопед,

изделий

клинический

ординатор.
Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
(1 час)
Темы 29-33 – серия профориентационных занятий в формате марафона по
профессиональным

пробам:

решение

онлайн-проб

(моделирующая

профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с

помощью

цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе
проекта «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/), направленных на погружение
обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)(1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных
сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
23

Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет
в будущее») (1 час)
Профессиональная
самоопределения
направлениями

проба

как

обучающихся.
экономики

средство

актуализации

Знакомство

Российской

с

Федерации

профессионального

ключевыми
и

решение

отраслевыми
онлайн-проб

(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе

проекта

«Билет

в

будущее»:

https://bvbinfo.ru/).

Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных
сред. Профессиональная проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
24

Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)(1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением профессиональных задач специалистов из различных профессиональных
сред. Профессиональная проба по профессии в креативной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
Знакомство с профессией и профессиональной областью.
Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
Практическое выполнение задания.
Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее – Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта по
профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями экономики,
профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся личностного смысла в
приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
Формирование представления о собственных интересах и возможностях, образа «Я» в
будущем. Построение
самоопределения.

дальнейших

шагов

в

области

профессионального

25

Тематическое планирование

№

Кол-во
часов

Тема

Дата

1

7 сентября
2023 г.

Тема 1. Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» (обзор отраслей экономического развития РФ —
счастье в труде)

2

14 сентября
2023 г.

Тема 2. Тематический
профориентацию)

3

21 сентября
2023 г.

Тема 3. Профориентационная диагностика № 1
«Мои профсреды» и разбор результатов

1

4

28 сентября
2023 г.

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования России» (дополнительное образование,уровни
профессионального образования, стратегии поступления)

1

5

5 октября
2023 г.

Тема 5. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и образования» (моделирующаяонлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессии учителя, приуроченная
к Году педагога и наставника)

6

12 октября
2023 г.

Тема 6. Профориентационная диагностика № 2 «Моиориентиры» и
разбор результатов

7

19 октября
2023 г.

Тема 7. Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сферепромышленности и
производства»
(тяжелая промышленность, добыча и переработка сырья)

8

26 октября
2023 г.

Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: металлург,
специалист по аддитивным технологиям и др.)

профориентационный

урок

«Открой

своё

будущее»

(введение

1
в

1

1

1

1

1

26

9

2 ноября
2023 г.

Тема 9. Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровыхтехнологий»
(информационные технологии, искусственный интеллект, робототехника)

1

10 9 ноября
2023 г.

Тема 10. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых технологий»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор:программист,
робототехник и др.)

11 16 ноября
2023 г.

Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Моиталанты» и разбор результатов

1

12 23 ноября
2023 г.

Тема 12. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения страны в областиинженерногодела»
(машиностроение, транспорт, строительство)

1

13 30 ноября
2023 г.

Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: инженерконструктор, электромонтер и др.)

14 7 декабря
2023 г.

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная безопасность»
(федеральная государственная, военная и правоохранительная службы, особенности работы и профессии вэтих службах) 1

14 декабря
15 2023 г.

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» (моделирующаяонлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: специалистпо
кибербезопасности, юрист и др.)

21 декабря
16 2023 г.

Тема 16. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее — моя страна»

11 января
17 2024 г.

Тема 17. Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного
комплекса страны»
(агропромышленный комплекс)

18 января
18 2024 г.

Тема 18. Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере» (моделирующая онлайн-пробана
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: агроном,
зоотехник и др.)

25 января
19 2024 г.

Тема 19. Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и
здравоохранения»
(сфера здравоохранения, фармацевтика и биотехнологии)

1

1

1
1

1

1

1
27

1 февраля
20 2024 г.

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: врач
телемедицины, биотехнолог и др.)

8 февраля
21 2024 г.

Тема 21. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества»(сферасоциального
развития, туризма и гостеприимства)

15 февраля
22 2024 г.

Тема 22. Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: менеджерпо туризму,
организатор благотворительных мероприятий и др.)

22 февраля
23 2024 г.

Тема 23. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие профессии»(сферакультуры и
искусства)

29 февраля
24 2024 г.

Тема 24. Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по профессиям на выбор: дизайнер,продюсер и
др.)

7 марта
25 2024 г.

Тема 25. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)(учитель, актер, эколог)

1

14 марта
26 2024 г.

Тема 26. Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)(пожарный, ветеринар,повар)

1

21 марта
27 2024 г.

Тема 27. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1)

1

28 марта
28 2024 г.

Тема 28. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2)

1

4 апреля
29 2024 г.

Тема 29. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»(моделирующая
онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

11 апреля
30 2024 г.

Тема 30. Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»(моделирующаяонлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

18 апреля
31 2024 г.

Тема 31. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»(моделирующая онлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

25 апреля
32 2024 г.

Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»(моделирующаяонлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

1
1

1
1

1

28

2 мая
33 2024 г.

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере»(моделирующаяонлайнпроба на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

16 мая
34 2024 г.

Тема 34. Профориентационное занятие «Моё будущее — моя страна»

1

29

38


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».