Пояснительная записка Рабочая программа по физической культуре составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана в соответствии с положением о рабочей программе педагога Цели и задачи Основными целями курса « Спортивные и подвижные игры» для 6 класса, в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, являются: 1. Сформировать позитивное отношение школьников к дополнительным занятиям физической культурой во внеурочное время, повысить уровень их физического здоровья и теоретическую осведомленность о занятиях физической культурой и спортом. 2. На основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить их к регулярным тренировкам. Соответственно, задачами данного курса являются: Обучающие: • повышение уровня овладения приемов волейбола и баскетбола посредством подвижных игр; • повышение уровня функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем школьников с помощью использования аэробных физических нагрузок; • развитие силы и ловкости опорно-двигательного аппарата школьников.Развивающие: • научить организовывать свою жизнедеятельность в соответствии с понятием «здоровый образ жизни» (сбалансированное питание, физическая активность, распорядок дня, отказ от вредных привычек, психогигиена и т.п.); • повысить уровень здоровья школьников, устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям; • повысить уровень осведомленности школьников об основах анатомии, взаимодействии музыки и движения, развитии массовых видов спорта с музыкальным сопровождением. Воспитательные: • способствовать адаптации школьников в коллективе; • воспитание у детей потребности в физической культуре. Программа « Спортивные и подвижные игры» предназначена в качестве курса по выбору спортивно- оздоровительного направления для учащихся 6 классов. Возраст учащихся 12-13 лет. Срок реализации программы 1 год. Программа реализуется 4 модулями, каждый из которых рассчитан на 8 (10 в третьей четверти) часов из расчета 1 час в неделю в течение 1 четверти. Из них на изучение теоретического материала отводится 4 часа, на практические занятия 30 часов. Часы практических занятий будут использованы для: подвижных игр, направленных на освоение элементов волейбола (15 часов), подвижных игр, направленных на освоение элементов баскетбола (15 часов), (и т.д.) Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Для реализации рабочей программы возможно использование электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий. Предметные результаты Обучающийся научится: правилам игры в волейбол и баскетбол; основным элементам волейбола (подача, прием, пас, удар с нападением, блок); основным элементам баскетбола (передача, ведение, бросок в кольцо); понимать жесты судьи в волейболе и баскетболе; через игровою форму, пионербол и эстафеты, осваивать волейбол и баскетбол. Обучающийся получит возможность: освоить основные элементы волейбола и баскетбола; в игровой форме освоить правила игры в волейбол и баскетбол. Планируемые результаты Личностные результаты: -повысят уровень функционального состояния ССС и дыхательной системы; -научатся организовывать свою жизнедеятельность с понятием «здоровый образ жизни»; -научатся работать в парах и в группах; -установка на здоровый образ жизни; - формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; -овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками; -формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование умения использовать знания об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам; -владение знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры; - проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; - проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. - проявление дисциплинированности, внимательности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей; Метапредметные результаты: Регулятивные · организовывать места занятий физическими упражнениями и играми в сотрудничестве с учителем; · соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий; · оценивать правильность выполнения действия; · адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей и других людей; · проявлять инициативу в творческом сотрудничестве при составлении комплексов упражнений, игровых ситуаций; · самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения упражнений, заданий учителя и вносить коррективы в исполнение по ходу реализации и после. Коммуникативные · учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ; · договариваться и приходить к общему решению в работе по группам, микрогруппам, парам; · контролировать действия партнёра в парных упражнениях; · осуществлять взаимный контроль и оказывать помощь при проведении диагностики; · задавать вопросы, необходимые для выполнения заданий творческого характера в составлении комплексов упражнений индивидуально и в сотрудничестве с партнёром. Познавательные · ориентироваться в понятиях «здоровый образ жизни», «фитнес», характеризовать значение занятий по оздоровлению, влиянию музыки на занятия и самочувствие; · раскрывать понятия: синхронно, музыкально, ритмично; · ориентироваться в видах фитнеса, гимнастики; · выявлять связь занятий фитнесом с досуговой деятельностью. · характеризовать роль и значение занятий с оздоровительной направленностью в режиме труда и отдыха; планировать и корректировать физическую нагрузку в зависимости от индивидуальных особенностей, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности; · осуществлять поиск информации о здоровом образе жизни, аэробике, танцах. · определять цели и задачи своего обучения; - планировать пути достижения цели; - разрешать конфликты. Предметные результаты: - понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств человека, в активном включении в здоровый образ жизни; - укрепление и сохранение индивидуального здоровья; - формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих физических качеств; - обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга. Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала занятия внеурочной деятельности предполагает следующее: - установление доверительных отношений между учителем и его учениками; - побуждение школьников соблюдать общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; - привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых явлений; - использование воспитательных возможностей содержания учебного материала через демонстрацию детям положительных примеров; - применение на занятии интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; - включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы; - инициирование и организация шефства как позитивного опыта сотрудничества и взаимной помощи; - инициирование и поддержка исследовательской деятельности, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Содержание рабочей программы (1,2,4 модуль) № п/п 1. Раздел Введение. Охрана труда. Основные изучаемые вопросы 1.Знакомство с коллективом. 2.Знакомство с программой курса. 3. Выявление физических способностей учащихся. 4. Правила техники безопасности и правил поведения на занятиях. игры. Принцип построения занятий. Разбор правил игры. 2. Что такое подвижные Правила игры. 3. Комплекс игр на изучение игры Изучение основных элементов игры. «волейбол». 4. Комплекс игр на изучение игры Изучение основных элементов игры. «баскетбол». Содержание рабочей программы (3 модуль) № п/п 1. Раздел Введение. Охрана труда. Основные изучаемые вопросы 1.Знакомство с коллективом. 2.Знакомство с программой курса. 3. Выявление физических способностей учащихся. 4. Правила техники безопасности и правил поведения на занятиях. игры. Принцип построения занятий. Разбор правил игры. 2. Что такое подвижные Правила игры. 3. Комплекс игр на изучение игры Изучение основных элементов игры. «волейбол». 4. Комплекс игр на изучение игры Изучение основных элементов игры. «баскетбол». Тематическое планирование курса «Подвижные игры» (1,2,4 модуль) на 2023 – 2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 Раздел Охрана труда. Техника безопасности. Принцип построения занятия. Значение разминки. Комплекс упражнений для разминки. Освоение правил игры и элементов игры в волейбол, посредством подвижных игр. Освоение элементов игры в баскетбол, посредством эстафет с баскетбольным мячом. Проведение игры в пионербол, подсчет очков. Количество часов 1 Воспитательный компонент Беседа «Техника безопасности». 2 Изучения комплекса упражнений, на месте и в движении, для разминки. Подвижная игра «Пионербол». 2 Эстафеты с волейбольным мячом. 2 Подвижная игра «Пионербол». Изучение жестов судьи. 1 Итого: 8 часов Тематическое планирование курса «Подвижные игры» (3 модуль) на 2023 – 2024 учебный год № п/п 1 2 3 4 5 Итого: 10 часов Раздел Охрана труда. Техника безопасности. Принцип построения занятия. Значение разминки. Комплекс упражнений для разминки. Освоение правил игры и элементов игры в волейбол, посредством подвижных игр. Освоение элементов игры в баскетбол, посредством эстафет с баскетбольным мячом. Проведение игры в пионербол, подсчет очков. Количество часов 1 Воспитательный компонент Беседа «Техника безопасности». 2 Изучения комплекса упражнений, на месте и в движении, для разминки. Подвижная игра «Пионербол». 2 Эстафеты с волейбольным мячом. 4 Подвижная игра «Пионербол». Изучение жестов судьи. 1 Календарно-тематическое планирование курса «Подвижные игры» (1,2,4 модуль) на 2023 – 2024 учебный год № п/п Дата план факт Формы организации Раздел 1 Охрана труда. Т.Б. на занятиях. Принцип построения занятия. Знакомство с группой. 2 Значение и функции разминки. Комплекс Практическое упражнений для разминки. занятие 3 Изучение правил игры в волейбол на примере Практическое подвижной игры «Пионербол». занятие 4 Изучение основных элементов волейбола на примере подвижной игры «Пионербол». Практическое занятие 5 Изучение элементов игры в баскетбол, посредством проведения эстафет с баскетбольным мячом. Изучение элементов игры в баскетбол, посредством проведения эстафет с баскетбольным мячом. Проведение игры «Пионербол». Подсчет очков. Практическое занятие 6 7 8 Проведение очков. игры «Пионербол». Беседа Практическое занятие Практическое занятие Подсчет Практическое занятие Виды деятельност и Познаватель ная. Досуговое общение Спортивнооздоровител ьная Спортивнооздоровител ьная Спортивнооздоровител ьная Спортивнооздоровител ьная Спортивнооздоровител ьная Спортивнооздоровител ьная Спортивнооздоровител ьная Календарно-тематическое планирование курса «Подвижные игры» (3 модуль) на 2023 – 2024 учебный год № п/п план Дата факт Раздел Формы организации Виды деятельности Познавательн ая. Досуговое общение Спортивнооздоровитель ная Спортивнооздоровитель ная Спортивнооздоровитель ная Спортивнооздоровитель ная Спортивнооздоровитель ная Спортивнооздоровитель ная Спортивнооздоровитель ная Спортивнооздоровитель ная 1 Охрана труда. Т.Б. на занятиях. Принцип построения занятия. Знакомство с группой. Беседа 2 Значение и функции разминки. Комплекс упражнений для разминки. Практическо е занятие 3 Изучение правил игры в волейбол на примере Практическо подвижной игры «Пионербол». е занятие 4 Изучение основных элементов волейбола на Практическо примере подвижной игры «Пионербол». е занятие 5 Изучение элементов игры в баскетбол, посредством проведения эстафет с баскетбольным мячом. Изучение элементов игры в баскетбол, посредством проведения эстафет с баскетбольным мячом. Проведение игры «Пионербол». Подсчет очков. 6 7 Практическо е занятие Практическо е занятие Практическо е занятие 8 Проведение очков. игры «Пионербол». Подсчет Практическо е занятие 9 Проведение очков. игры «Пионербол». Подсчет Практическо е занятие 10 Проведение очков. игры «Пионербол». Подсчет Практическо Спортивное занятие оздоровитель ная