ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель : приобретение школьником опыта самостоятельного социального
действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую
экологическую практику, трансформирование процесса развития
интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем
совершенствования его исследовательских способностей в процессе
саморазвития, формирование экологической культуры.
Задачи:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений,
единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости
природы, общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в
природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей
(способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и
институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и
правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических
проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и
негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру
природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических
проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни,
стремления к активной практической деятельности по охране окружающей
среды;
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны
природного окружения.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экологический отряд»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе
на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи,
народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание человека за
общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков,
так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного
в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной
деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе
критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации
на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам
и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и
поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания
им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другими обеспечение
их благополучия.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе
его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать
запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной
звучащей речи н русском, родном и иностранном языках.
Обучающийся получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом
учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в
конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаковые символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в
первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого
ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление
причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр
знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.
Обучающий получит возможность научиться:
- учитывать и кяоординировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов
и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности
Предметные результаты
Земля - единая экосистема.
Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы.
Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы
проявления
Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни):
знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях
межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой
работы;
усвоение представлений о презентации в различных ситуациях
взаимодействия;
социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о
способах самопознания, о способах нахождения обработки и нахождения
информации, об области применения методов исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений к базовым
ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;
стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного
социального действия):
опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной,
поисковой, творческой и продуктивной деятельности;
опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида
общения к другому;
опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в
коллективе;
опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой
общественной среде;
опыт самоорганизации.
Умения, навыки, способы деятельности:
- выполнять правила поведения в природе;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее
природное окружение);
- наблюдать предметы и явления природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической
допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям.
Специальные умения, навыки и способы деятельности
обучающиеся должны знать и понимать:
- планета Земля - наш большой дом;
- солнце – источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
- основные группы растительных и животных организмов и их
приспособленность к условиям существования(примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов
(примеры);
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними
(примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и
правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);
- организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с
ними;
- человек – существо природное и социальное
- разносторонние связи человека с окружающей средой;
- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую
среду;
- способы сохранения окружающей среды;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
Уметь
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в
практической деятельности по сохранению природного окружения и своего
здоровья;
-ухаживать за культурными растениями и домашними животными;
- составлять экологические модели, трофические цели;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении
качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
- улучшать состояние окружающей среды;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков,
описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
- оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической
допустимости;
- проявлять терпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям;
-выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок,
мини-сочинений и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экологический отряд»
1 класс
Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес» (0,5 ч)
Знакомство с программой работы, правилами поведения при проведении
практических работ и экскурсий.
Практическая работа (0,5ч) « Путешествие в мир животных (игра «Поле
чудес»).
Тема 1. Дикие животные (19ч).
Занятие 1: Заяц - «Длинное ухо» (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Заяц –
беляк», беседа по содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): «Знакомство с народными приметами и
пословицами» (0,5ч).
Занятие 2: Лисица. «Лиса Патрикеевна» (0,5ч). Познакомить с особенностями
поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве. Чтение
рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): Разгадываем загадки о лисе. Сказки о лисе
Занятие 3: Серый хищник – волк (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Волк»,
работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов.
Практическая работа (0,5ч): работа в группах - «Раскрась волка».
Разгадывание ребусов.
Занятие 4: Хозяин леса – медведь (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Медведь»,
беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и
пословицами.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета
«Бурый медведь».
Занятие 5: Любознательный зверёк – белка (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова
«Белка», беседа по содержанию рассказа, знакомство с особенностями поведения
белки.
Практическая работа (0,5ч): работа в группах – «Собери мозаику».
Занятие 6: Куница - охотник на белок (0,5ч). Чтение рассказа В.Бианки
«Куница за белкой», беседа по содержанию рассказа, знакомство с
особенностями поведения куницы.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа
«Придумай загадку».
Занятие 7: Лесной красавец – лось (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Лось»,
работа по содержанию рассказа.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах - Панно
«Лесной красавец».
Занятие 8:Сердитый недотрога - ёж (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова «Ёж».
Практическая работа (0,5ч): игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая
работа «Вылепи ёжика» .из пластилина и семечек.
Занятие 9: Подземный житель – крот (0,5ч). Чтение рассказа В.Зотова
«Земляные холмики».
Практическая работа (0,5ч): игра: «Лото».
Занятие 10: Всеядное животное — барсук (0,5ч). Рассказ учителя о барсуке.
Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу.Игра.
Практическая работа (0,5ч): Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с
изображением животных. Работа в группах «Собери мозаику».
Занятие 11: Бобр-строитель (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Бобр»,
знакомство со скороговорками и народными приметами.
Практическая работа (0,5ч): отгадывание картинок с изображением бобра,
разгадывание загадок. строим хатку бобра.
Занятие 12: Запасливый бурундук (0,5ч). Рассказ учителя о бурундуке. Чтение
рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над словесным описанием.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, творческая работа
«Придумай загадку».
Занятие 13: Кабан - дикий родственник домашней свиньи (0,5ч). Рассказ
учителя о диких кабанах. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук», работа над
словесным описанием. Лепка поросёнка
Практическая работа (0,5ч): конкурс. Лепка поросёнка
Занятие 14: Мышка-норушка (0,5ч). Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или
«Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка
«Теремок».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, загадок.
Занятие 15: Рысь - родственник кошки (0,5ч). Знакомство с дикой кошкой –
рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России.
Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь».
Практическая работа (0,5ч): рисование домашней кошки или рыси.
Занятие 16: Соболь - «дорогой» зверёк (0,5ч). Знакомство с соболем, работа с
картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание кроссворда, игра «Эти забавные
животные».
Занятие 17: Тигр - самая большая кошка на Земле (0,5ч). Знакомство с самой
большой кошкой – тигром. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение
рассказа В. Зотова «Тигр».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание ребусов, загадок. Составление
портрета тигра.
Занятие 18: Косуля - самый маленький европейский олень (0,5ч). Рассказ
учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки
«Снежный взрыв и спасённая косуля». Практическая работа (0,5ч): игра
«Мордочка, хвост и четыре ноги».
Занятие 19: Дикие животные.
Практическая работа (1ч): чтение стихов о животных, игра «Угадай по
описанию», «Чьё это меню?», викторина «Эти забавные животные».
Тема 2. Пернатые жители(13ч)
Занятие 1:Воробей - самая распространённая птица на Земле
(0,5ч). Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Чтение и
анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок. Составление портрета
воробья.
Занятие 2: Ворона - «интеллектуальная» птица (0,5ч). Чтение и анализ
рассказа В. Зотова «Ворона».
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы.
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, работа в группах
«Рисование вороны».
Занятие 3: Сорока - белобока - «лесная сплетница» (0,5ч). Слайды с
изображением сороки. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сорока»,
стихотворения «Сорока - Трещётка».
Практическая работа (0,5ч): разгадывание загадок, игра «Пословицы и
поговорки о сороке» .
Занятие 4: «Лесной доктор» - дятел (0,5ч). Вводная беседа: Кто же это «Лесной
доктор»? Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Практическая работа (0,5ч): отгадываем загадки, работа над скороговорками
пословицами, поговорками, народными приметами.
Занятие 5: Соловей - «великий маэстро» (1ч). Знакомство с соловьём,
сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих
правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Занятие 6: Галка - городская птица (0,5ч). Беседа о галке, сообщения
учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и
анализ рассказа В. Зотова «Галка».
Практическая работа (0,5ч): работа в группах «Собираем мозаику».
Занятие 7: Загадочная птица - кукушка (0,5ч). Слайды с изображением
кукушки, сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка»
или В. Бианки «Кукушонок». Беседа «Гнёзда и птенцы».
Практическая работа (0,5ч): игра «Народные приметы и поговорки».
Занятие 8: «Пернатая кошка» - сова (0,5ч). Знакомство с «Пернатой кошкой»совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В.
Зотова «Сова». Работа над народными приметами.
Практическая работа (0,5ч): игра «Кто и что ест?»
Занятие 9: Любимая птица – снегирь (0,5ч). Беседа о маленькой и красивой
птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова
«Снегирь».
Практическая работа (0,5ч): рисование ярких птиц.
Занятие 10: «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России
(0,5ч). Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и
анализ рассказа В. Зотова «Синица». Пословицы и народные приметы. Чтение
стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички».
Практическая работа (0,5ч): рисование птиц с яркими клювами.
Занятие 11: Наш добрый сосед - скворец (0,5ч). Знакомство с первой весенней
птицей – скворцом. Сообщения учеников. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова
«Знахари». Чтение стихотворения «Скворец».
Практическая работа (0,5ч): изготовление кормушек из пластиковых бутылок.
Занятие 12: «Золотая птица» — иволга (0,5ч). Беседа учителя, сообщения
учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В.
Зотова «Иволга». Народные приметы.
Практическая работа (0,5ч): игра «птичьи расцветки».
Занятие 13: Пернатые жители.
Практическая работа (1ч): КВН - крылатая компания
2 класс
Введение. Что такое экология? (1ч). Правила поведения при проведении
практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека,
дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты
Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой
и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса
(между растениями и животными, между различными животными), связи между
природой и человеком.
Тема 1. «Мой дом за окном» (6ч).
Занятие 1: Мой дом (1ч). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска
стен, этажность. Дома в деревне и в городе.
Занятие 2: Дом, где мы живем (1ч). Соблюдение чистоты и порядка на
лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по
наведению чистоты и порядка в своем доме.
Занятие 3 (1ч):
Практическая работа: «Сбор природного материала». Техника безопасности.
Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Занятие 4: «Деревья твоего двора» (1ч). Зеленые насаждения перед домом, во
дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для
здоровья деревьев?
Занятие 5: Птицы нашего двора (1ч).Знакомство с многообразием птиц,
выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц
(лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные
птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк).
Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие
кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Занятие 6 (1ч):
Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника
безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек
Тема 2. «Я и моё окружение» (9ч).
Занятие 1:Моя семья (1ч). Происхождение слова «семья» (от слова
«семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток.
Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды.
Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в
жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе
хорошо, и ты будешь долго жить».
Занятие 2: Соседи-жильцы (1ч). Доброжелательные отношения с ними. Все мы
— соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь,
уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Занятие 3: Мой класс (1ч). Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель,
растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате ив
игровой комнате? Дежурство по классу.
Занятие 4 (1ч):
Практическая работа: «Создаём уют в классной комнате ».
Занятие 5: Дом моей мечты (1ч). Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в
нем не будет?
Занятие 6: Планета - дом всего человечества (1ч). Что должен знать и уметь
каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.
Занятие 7: Комнатные растения в квартире, в классе (1ч). Эстетическое и
гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила
расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям
существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и
роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями
Занятие 8 (1ч):
Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Пересадка
комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по
уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после
проведенных работ.
Занятие 9 (1ч):
Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». Подготовка
семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание
почек на срезанных веточках тополя, сирени.
Тема 3. «Гигиена моего дома» (7ч).
Занятие 1:Гигиена класса (1ч). Влажная уборка квартиры,
ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания
класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями
(опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за
домашними животными.
Занятие 2 (1ч):
Практическая работа: «Гигиена класса». Необходимость в соблюдении
правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по
дежурству в классе, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.
Занятие 3: Бытовые приборы в квартире (1ч). Знакомство с бытовыми
приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на
жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и
электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто
ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.
Занятие 4(1ч):
Практическая работа: «Экологический дом». Составление памятки для
ремонта (использование экологически чистых строительных материалов).
Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и
здоровье человека.
Занятие 5: Наша одежда и обувь (1ч). Знакомство с одеждой и обувью. Их
назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания,
уход.
Занятие 6: Русская народная одежда (1ч). История появления одежды.
Знакомство с элементами русской народной одеждой.
Занятие 7 (1ч):
Практическая работа: «Русская национальная одежда». Придумывание
одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой
верхнюю одежду?
Тема 4. «Вода - источник жизни» (4ч).
Занятие 1: Вода в моем доме и в природе (1ч). Откуда поступает вода в дом, на
какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая,
кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как
можно экономить воду?
Занятие 2: Удивительные свойства воды (1ч). Аквариум - модель природной
экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные
экосистемы. Аппликация из пластилина «Аквариум»
Занятие 3: Вода в жизни растений и животных (1ч). Как вода влияет на жизнь
растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о
чистоте?
Занятие 4(1ч):
Практическая работа: «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем
человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда
расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание
водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры
воды.
Тема 5. «Солнце и свет в нашей жизни» (5ч).
Занятие 1: Солнце, Луна, звезды – источники света (1ч). Солнце естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время
суток.
Занятие 2: Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
(1ч). Влияние тепла и света на комнатные растения.
Занятие 3 (1ч):
Практическая работа: «Размещение комнатных растений с учетом
потребности тепла и света». Провести наблюдения по выявлению
светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Занятие 4 (1ч):
Практическая работа: «Влияние сроков посева на цветение декоративных
растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по
технике безопасности.
Занятие 5 (1ч):
Практическая работа: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных
растений».
Тема 6. «Воздух и здоровье» (2ч).
Занятие 1: Воздух и здоровье человека (1ч). Свойства воздуха. Зачем нужен
воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие
загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был
чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного
дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Занятие 2 (1ч):
Практическая работа: «Уборка в классе» (1ч). Влажная уборка класса.
Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.
Введение. Жизнь на Земле (1ч). Проведение инструктажей по технике
безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий.
Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и
различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Тема 1. Среда обитания (4ч).
Занятие 1:Времена года на Земле (1ч). Сравнение времен года в разных
географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений 3
класс
Введение. Что такое экология? (1ч). Правила поведения при проведении
практических работ. Экология - наука, изучающая собственный дом человека,
дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты
Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой
и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса
(между растениями и животными, между различными животными), связи между
природой и человеком.
Тема 1. «Мой дом за окном» (6ч).
Занятие 1: Мой дом (1ч). Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска
стен, этажность. Дома в деревне и в городе.-аппликация
Занятие 2: Дом, где мы живем (1ч). Соблюдение чистоты и порядка на
лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по
наведению чистоты и порядка в своем доме .Рисование уборки.
Занятие 3 (1ч):
Практическая работа: «Уборка школьного двора». Техника безопасности.
Распределение обязанностей. Отчет о выполнении задания.
Занятие 4: «Деревья твоего двора» (1ч). Зеленые насаждения перед домом, во
дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для
здоровья деревьев? Конструирование из бумаги деревьев.
Занятие 5: Птицы нашего двора (1ч).Знакомство с многообразием птиц,
выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц
(лес, птичник, водоем). Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные
птицы: самые маленькие (колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк).
Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие
кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.
Занятие 6 (1ч):
Практическая работа: «Изготовление кормушек для птиц». Техника
безопасности. Распределение обязанностей. Вывешивание кормушек из
бросового материала.
Тема 2. «Я и моё окружение» (9ч).
Занятие 1:Моя семья (1ч). Происхождение слова «семья» (от слова
«семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток.
Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды.
Занятия и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в
жизни человека. Мудрая заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе
хорошо, и ты будешь долго жить».
Занятие 2: Соседи-жильцы (1ч). Доброжелательные отношения с ними. Все мы
— соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь,
уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Занятие 3: Мой класс (1ч). Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель,
растения? Что необходимо сделать, чтобы создать уют в классной комнате ив
игровой комнате? Дежурство по классу.
Занятие 4 (1ч):
Практическая работа: «Создаём уют в классной комнате и игровой
комнате».
Занятие 5: Дом моей мечты (1ч). Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в
нем не будет?
Занятие 6: Планета - дом всего человечества (1ч). Что должен знать и уметь
каждый из нас, чтобы быть хранителем нашего общего «дома» - планеты Земля.
Занятие 7: Комнатные растения в квартире, в классе (1ч). Эстетическое и
гигиеническое значение комнатных растений, условия содержания, правила
расстановки комнатных растений с учетом приспособленности к условиям
существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Условия жизни и
роста растений: освещенность, полив. Уход за комнатными растениями
Занятие 8 (1ч):
Практическая работа: «Уход за комнатными растениями». Пересадка
комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по
уходу за комнатными растениями. Наблюдение изменений, произошедших после
проведенных работ.
Занятие 9 (1ч):
Практическая работа: «Маленький огород на подоконнике». Подготовка
семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание
почек на срезанных веточках тополя, сирени.
Тема 3. «Гигиена моего дома» (7ч).
Занятие 1:Гигиена класса (1ч). Влажная уборка квартиры,
ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания
класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями
(опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за
домашними животными.
Занятие 2 (1ч):
Практическая работа: «Гигиена класса». Необходимость в соблюдении
правил гигиены (выступление по группам). Распределение обязанностей по
дежурству в классе, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе.
Занятие 3: Бытовые приборы в квартире (1ч). Знакомство с бытовыми
приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на
жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и
электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто
ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации.
Занятие 4(1ч):
Практическая работа: «Экологический дом». Составление памятки для
ремонта (использование экологически чистых строительных материалов).
Выявление влияния синтетических материалов на окружающую среду и
здоровье человека.
Занятие 5: Наша одежда и обувь (1ч). Знакомство с одеждой и обувью. Их
назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания,
уход.
Занятие 6: Русская народная одежда (1ч). История появления одежды.
Знакомство с элементами русской народной одеждой.
Занятие 7 (1ч):
Практическая работа: «Русская национальная одежда». Придумывание
одежды. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щеткой
верхнюю одежду?
Тема 4. «Вода - источник жизни» (4ч).
Занятие 1: Вода в моем доме и в природе (1ч). Откуда поступает вода в дом, на
какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая,
кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как
можно экономить воду?
Занятие 2: Удивительные свойства воды (1ч). Аквариум - модель природной
экосистемы. Загрязнение Мирового океана. Влияние человека на водные
экосистемы.
Занятие 3: Вода в жизни растений и животных (1ч). Как вода влияет на жизнь
растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о
чистоте?
Занятие 4(1ч):
Практическая работа: «Вода и здоровье человека. Личная гигиена». Зачем
человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда
расходуется, как выделяется из организма? Водные процедуры, закаливание
водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры
воды.
Тема 5. «Солнце и свет в нашей жизни» (5ч).
Занятие 1: Солнце, Луна, звезды – источники света (1ч). Солнце естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время
суток.
Занятие 2: Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
(1ч). Влияние тепла и света на комнатные растения.
Занятие 3 (1ч):
Практическая работа: «Размещение комнатных растений с учетом
потребности тепла и света». Провести наблюдения по выявлению
светолюбивых и теплолюбивых комнатных растений.
Занятие 4 (1ч):
Практическая работа: «Влияние сроков посева на цветение декоративных
растений». Подготовка почвы к посеву комнатных растений. Инструктаж по
технике безопасности.
Занятие 5 (1ч):
Практическая работа: «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных
растений».
Тема 6. «Воздух и здоровье» (2ч).
Занятие 1: Воздух и здоровье человека (1ч). Свойства воздуха. Зачем нужен
воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие
загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был
чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного
дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.
Занятие 2 (1ч):
Практическая работа: «Уборка в классе» (1ч). Влажная уборка класса.
Проветривание. Инструктаж по технике безопасности.
4 класс
Занятие 1 (1ч)Жизнь на ЗемлеПроведение инструктажей по технике
безопасности при проведении наблюдений в природе, практических занятий.
Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и
различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.
Занятие 2(1ч):
Практическое занятие: Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и
живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том,
какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.
Занятие 3: Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их
жизни. Представление о классификации животного мира. Местообитание
животных в экосистеме. Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и
светолюбивые растения. Смена естественных и регулярных изменений, их
взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных –
численность хищников).
Занятие 4(1ч):
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке».
Тема 2. Жизнь животных (4ч).
Занятие 1: Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о
жизни динозавров. Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни
различных видов динозавров. Обсуждение прочитанных книг о динозаврах,
фильма о динозаврах.
Занятие 2: Первобытные «коллекционеры». Стремление украшать себя и своё
жилище — одна из древнейших потребностей человека. Первобытные
«коллекционеры». Находки в пещерах первобытных людей — окаменевшие
раковины, кристаллы кварца, различные минералы, букеты цветов. Первые
украшения: фигурки из обожжённой глины, изделия из бивней мамонта,
костяные изображения зверей и птиц. Животные, исчезнувшие с лица Земли или
ставшие редкими из-за стремления человека украшать себя или своё жилище
красивым мехом, перьями, чучелами животных.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Почему нужно защищать
природу?» Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для
сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме
проекта.
Занятие 4: Красная книга – способ защиты редких видов животных и
растений. Знакомство с разделами Красной книги. Просмотр видеофильма «По
страницам Красной книги». Экологическая тропа «Сохраним природу Югры».
Тема 3. Лесные ремёсла (4ч).
Занятие 1: Традиционные народные промыслы. Элементарные
представления о народном творчестве. Традиционные народные промыслы,
связанные с лесом: резьба по дереву, бересте; плетение из луба, лыка, ивового
прута, берестоплетение. Лесные мотивы в работах вышивальщиц, ткачих,
кружевниц, в росписи павловопосадских платков. Игрушки пришли из леса:
богородская игрушка, сергиевопосадские матрёшки. Животные и растения,
наделяемые различными положительными и отрицательными человеческими
качествами. Преодоление стереотипов, выражающихся в негативном отношении
к некоторым животным (отношения неприязни, брезгливости, отвращения,
безразличия )
Занятие 2 (1ч):
Практическое занятие: Лесная палитра: растения-красители. Растениякрасители. Красильная мастерская в работе — окрашиваем ткани. Рисуем
природными красками.
Занятие 3: Лес — кормилец и врачеватель. Лесное «меню». Лекарственные
растения леса. Лесная аптека .
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: выставка пейзажной и анималистической живописи,
фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)». Знакомство с
творчеством художников и народных умельцев.
Тема 4. О городах и жителях: человек в городе (5ч).
Занятие 1: Появление городов. Города-государства. Кочевой образ жизни
древних племён. Переход некоторых племён к оседлой жизни, возникновение
первых поселений. Появление городов. Принципы выбора места для основания
города: безопасность, близость к источникам пресной воды, необходимые
запасы строительных материалов (камень, глина, древесина и т. п.), возможность
торговать с соседями и др. Города-государства. Изменение естественной
(природной) среды в городе. Рост городов за счёт прилегающих к ним
природных территорий. «Расползание» городов — одна из причин разрушения
мест обитания растений, животных и других организмов.
Занятие 2: Зависимость города от окружающей его среды. Ресурсы,
необходимые для нормального существования города: пресная вода, продукты
питания, топливо. Экологические проблемы города: загрязнение воздуха
промышленными предприятиями и транспортом; загрязнение водоёмов, рек,
подземных вод в черте города и за его пределами; накопление бытовых и
промышленных отходов. Проблема шума в городе.
Занятие 3: Экологические проблемы города. Футурология — наука о
будущем. Влияние городской среды на физическое и душевное здоровье
человека. Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы
дальнейшего развития городов.
Занятие 4 (1ч):
Практическое занятие: Разные города — разные люди. Влияние города на
образ жизни, характер, настроение, культурный уровень его жителей.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего». Проблемы,
которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с
постоянным ростом численности городского населения планеты. Различные
проекты городов будущего.
Тема 5. О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как
устроены экологические системы (6ч).
Занятие 1: Разнообразие систем. Биологические системы. Система — одно из
ключевых понятий экологии. Система как множество закономерно связанных
друг с другом элементов (предметов, явлений и т. п.). Элемент — составная
часть системы. Разнообразие систем. Биологические системы: системы органов
растений, животных, человека. Организм как система.
Занятие 2: Понятие «экосистема». Природные (естественные) и
искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Различие между
естественными и созданными человеком экосистемами. Пищевые связи в
экосистеме. Растения — производители органического вещества. Травоядные и
хищники. Всеядные животные. Животные-падалыцики. Цепи питания. Сети
питания. Элементарные представления о пищевой пирамиде. Роль грибов и
почвенных микроорганизмов в экосистеме.
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Моделирование экосистем. Аквариум — модель
природной экосистемы.
Занятие 4-5: Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы.
Лес - один из наиболее распространённых типов наземных экосистем. Водоём
как природная система. Болото — переходный тип между водными и наземными
экосистемами. Тундра и пустыня — экосистемы, сложившиеся в сложных
климатических условиях; их сходство и различие. Наблюдения: выявление
связей организма и окружающей его среды (на примере наблюдений за
растениями и животными города); выявление элементов, входящих в экосистему
(по выбору учащегося).
Занятие 6: Влияние человека на природные экосистемы. Природа как
источник различных ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей
человека. Материальные и духовные потребности. Влияние человека на
природные экосистемы. Положительные и отрицательные примеры изменений в
природе, вызванных деятельностью человека.
Тема 6.Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются
экологические проблемы.
Занятие 1: Глобальные экологические проблемы. Увеличение численности
населения планеты. Необходимость производства всё большего количества
продовольственных и промышленных товаров. Рост потребностей человека.
Экологические проблемы становятся глобальными — «всеобщими»,
охватывающими весь земной шар. Глобальные экологические проблемы:
сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных
ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема.
Занятие 2: Пути решения экологических проблем. Пути решения
экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды
бытовыми отходами).
Занятие 3 (1ч):
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых
отходов. Знакомство с основными способами утилизации и переработки отходов.
Основные понятия: бытовые отходы, промышленные отходы, повторное
использование, вторичная переработка.
Занятие 4: Охраняемые природные территории и объекты. Охраняемые
природные территории и объекты: заповедники, заказники, национальные парки,
памятники природы.
Занятие 5 (1ч):
Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к
окружающей среде «Будь достойным жителем Земли». В ходе занятия
создаются условия для того, чтобы школьники могли сделать вывод о
необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения
нашего общего дома — планеты Земля. Составляются правила, которым
необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба
природе. Основные понятия: экологически грамотный образ жизни,
экологические движения.
Занятие 6 (1ч):
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в
городе. Карта – схема экологически «грязных» зон в городе».
Занятие 7-10 (4ч):
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Экологический отряд»
ание
ности
мые
мцы»
ние
животные
ые жители
Характеристика
основных видов
деятельности
Игры Угадай по описанию»,
«Давайте познакомимся»,
«Мы строим дом», «Дом
экологической моды», аукцион идей
«Вторая жизнь отходов
беседы «Что такое гармония»,
«Что должен знать и уметь каждый из
нас, чтобы быть хранителем нашего
общего «дома» - планеты Земля»
«Что и кто влияет на живой
организм?»,
«Соседи по планете»
«Я и моя окружающая среда»,
«Мы – жители планеты Земля»,
«Первые шаги по тропинке
открытий»,
«Хлебные крошки»
«Мы-дети природы»,
Основные направления
воспитательной
деятельности
Экологическое воспитание
происходит в процессе
художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в
произведениях искусства .
Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию
действий, приносящих вред
окружающей среде .
Духовно-нравственное воспитание
осуществляется за счет:
- развития у детей нравственных
чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
- формирования выраженной в
поведении нравственной позиции, в
том числе
способности к сознательному выбору
добра;
- развития сопереживания и
формирования позитивного
отношения к людям, в том числе к
лицам с ограниченными
возможностями здоровья и
инвалидам;
- оказания помощи детям в
выработке моделей поведения в
различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных
Формы организ
деятельности
Игры,
беседы,
театрализованно
представления,
кукольный театр
,
экскурсии,
просмотр
тематическим
Видеофильмов,
практические за
конкурсы рисунк
экологические
мероприятия,
решение
ситуационных за
участие в городс
конкурсах
2 класс
«ДОМ,В
КОТОРОМ Я
ЖИВУ»
Введение
«Что такое
экология»
Мой дом за
окном
Я и моё
окружение
Гигиена моего
дома
Вода-источник
жизни
«», «Мой город», «Мой
край -», «Рисуем
впечатления»,
тематические выставки
рисунков на
экологическую тему
Лесная аптека на
службе человека»,
«Экологические
проблемы города»,
«Мы в ответе за тех,
кого приручили»
Кукольный театр
«Теремок»,
инсценировки по
произведениям
В.Зотова, детские
музыкальные
спектакли о животных
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной
художественно-творческой работы по освоению
художественныхматериалов и. удовлетворения от создан
практического продукта
, Воспитываются стремление достичь
результат,упорство,творческаяинициатива,пониманиеэст
деятельности .Важны также умения сотрудничать
содноклассниками,работатьвкоманде,выполнятьколлекти
— обязательные требования к определённым заданиямпо
Солнце и свет в
нашей жизни
Воздух и
здоровье
3 класс
«Неживая природа.Жизнь
растений и грибов»
вводное:
Мы жители планеты Земля
«Первобытные коллекционеры»,
«Экологические проблемы»,
«Диалоги с неживой природой»,
«Живая природа», «Вода» Как мы
воспринимаем окружающий мир»,
Мир вокруг
«Лес - кормилец, врачеватель», «В гостях у
музея»,
Человек и природа
«Дом ремёсел»
Неживая природа
Как мы воспринимаем окружающий мир»,
Живая природа
«Лес - кормилец, врачеватель»,
Экологическая связь живой и
неживой природы
«В гостях у музея»,
Геометрия живой природы
Царство грибов
«Дом ремёсел» «Изготовление кормушек
для птиц»,
«Уход за комнатными растениями»,
«Размножение комнатных растений»,
4 класс
Гражданское воспитание в
- формирование активной
позиции, гражданской отв
основанной на традиционн
духовных и нравственных
российского общества;
- развитие культуры межн
общения;
- формирование приверже
интернационализма, друж
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительно
национальному достоинст
людей, их чувствам, религ
убеждениям;
солидарности
Патриотическое воспитан
предусматривает:
- формирование российско
идентичности;
- формирование патриотиз
гордости за свою Родину,
«Познавательная экология»
«Экологический проект «Почему нужно
защищать природу?»,
Проект «Экологический город будущего»,
Введение:
Жизнь на Земле
«Переработка и повторное использование
бытовых отходов»,
Среда обитания
Жизнь животных
Я и моя окружающая среда», «Мы – жители
планеты Земля»,
Лесные ремёсла
«Первые шаги по тропинке открытий»,
О городах и жителях: человек в
городе
Хлебные крошки» Экологический проект
«Спасти и сохранить!
О сложных системах
маленьком гвозде и
хрупком равновесии
экосистемы
Общий дом –общие проблемы:
:почему
возникают и как
решаются экологические
проблемы
защите интересов Отечест
ответственности за будущ
основе развития программ
патриотического воспитан
числе военно-патриотичес
воспитания;
- формирование умения ор
современных общественно
процессах, происходящих
а также осознанную выраб
собственной позиции по о
на основе знания и осмысл
духовных
ценностей и достижений н
- развитие уважения к таки
государства, как герб, фла
Российской Федерации, к
символам и памятникам О
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
тема
количество
теория
1
2
3
4
1 класс «Знакомые незнакомцы»
2 класс «Дом, в котором я живу»
3 класс «Неживая природа. Жизнь растений и грибов»
4 класс «Познавательная экология»
Рекомендовано:
Согласовано:
Протокол №1 заседания
методического совета МБОУООШ№5
от 29 августа 2023г.
от 29 августа_2023г
Заместитель директора по УР
____________ И.М. Семенова
16.5
18
18
19
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания
Заместитель директора по УР
методического совета МБОУ ООШ№5____________И.М. Семенова
от 29 августа
2023г.
от 29 августа2023г
Календарно-тематическое планирование « Юный Экологический
отряд»
на 2023-2024 учебный год 1класс
Педагог дополнительного образования Терновая А.Н.
1час в неделю, всего 33- часов
Планирование составлено на основе рабочей программы
утверждённой директором приказ № 79от 29 августа 2023года
№ занятия
Тема занятия
«Знакомые незнакомцы»
1
Вводное занятие: Что такое Экология?
Игра «Поле чудес»
Дата
Дата
план
факт
05.09.
Тема 1. Дикие животные
2
Заяц - «Длинное ухо»
12.09.
3
Лисица. «Лиса Патрикеевна»
19.09.
4
Серый хищник - волк
26.09.
5
Хозяин леса - медведь
03.10.
6
Любознательный зверёк - белка
10.10.
7
Куница - охотник на белок
17.10.
8
Лесной красавец - лось
24.10.
9
Сердитый недотрога - ёж
07.11.
10
Подземный житель - крот
14.11.
11
Всеядное животное — барсук
21.11.
12
Бобр-строитель
28.11.
13
Запасливый бурундук
05.12.
14
Кабан - дикий родственник домашней свиньи
12.12.
15
Мышка-норушка
19.12.
16
Рысь - родственник кошки
26.12.
17
Соболь - «дорогой» зверёк
09.01.
18
Тигр - самая большая кошка на Земле
16.01.
19
Косуля - самый маленький европейский олень
23.01.
20
Дикие животные
30.01.
Тема 2. Пернатые жители
21
Воробей - самая распространённая птица на Земле
06.02.
22
Ворона – красивая, умная, «интеллектуальная» птица
13.02.
23
Сорока-белобока - «лесная сплетница»
27.02.
24
«Лесной доктор» - дятел
05.03.
25
Соловей - «великий маэстро»
12.03.
Галка - городская птица
19.03.
27
Загадочная птица - кукушка
02.04.
28
«Пернатая кошка» - сова
09.04.
29
Любимая птица - снегирь
16.04.
30
«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России
23.04.
31
Наш добрый сосед - скворец
07.05.
32
«Золотая птица» — иволга
14.05.
33
Пернатые жители
26
Всего:
21.05
33 часа
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания
методического совета
от 29 августа 2023г.
Заместитель директора по УР
____________ И.М. Семенова
от 29 августа2023г
Календарно-тематическое планирование « Экологический отряд»
на 2023-2024 учебный год 2класс
Педагог дополнительного образования Терновая А.Н.
1час в неделю, всего 34- часов
Планирование составлено на основе рабочей программы,
утверждённой директором приказ № 79 от 29 августа 2023года
№ занятия
Тема занятий
Дата
план
«Дом, в котором я живу»
1
Вводное Что такое экология?
05.09.
12.09.
Тема 1. Мой дом за окном
2
Мой дом
19..09.
3
Дом, где мы живем
26.09
4
Практическое занятие «Сбор природного материала»
03.10.
5
Деревья твоего двора
10.10.
6
Птицы нашего двора
17.10
7
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»
24.10.
Тема 2. Я и мое окружение
8
Моя семья
07.11.
Дата
факт
9
Соседи-жильцы
14.11
10
Мой класс
21.11.
11
Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»
28.11
12
Дом моей мечты
05.12
13
Планета - дом всего человечества
12.12.
14
Комнатные растения в квартире, в классе
19.12.
15
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»
26.12.
16
Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»
09.01.
Тема 3. Гигиена моего дома
17
Гигиена класса
16.01.
18
Практическое занятие «Гигиена класса»
23.01.
19
Бытовые приборы в квартире
30.01.
20
Экологический дом
06.02.
21
Наша одежда и обувь
13.02.
22
Русская народная одежда
20.02.
23
Практическое занятие «Русская национальная одежда»
27.02.
Тема 4. Вода - источник жизни
24
Вода в моем доме и в природе
05.03.
25
Удивительные свойства воды
12.03.
26
Вода в жизни растений и животных.
19.03.
27
Вода и здоровье человека. Личная гигиена.
02.04.
Тема 5. Солнце и свет в нашей жизни
28
Солнце, Луна, звезды – источники света
09.04.
29
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения
16.04.
30
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом
потребности тепла и света
23.04.
31
«Размещение комнатных растений с учетом потребности тепла и света».
07.05.
32
«Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».
14.05.
Тема 6. Воздух и здоровье
33
Воздух и здоровье человека
34
Практическое занятие «Уборка в классе»
21.05.
Всего: 34 часа
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания
методического совета
от 29 августа 2023г.
Заместитель директора по УР
____________ И.М. Семенова
от 29 августа2023г
Календарно-тематическое планирование «Экологический отряд»
на 2023-2024 учебный год 3 класс
Педагог дополнительного образования Терновая А.Н.
1час в неделю, всего 34- часов
Планирование составлено на основе рабочей программы,
утверждённой директором приказ № 79 от 29 августа 2023года
тия
Тема занятия
Дата план
вая природа. Жизнь растений и грибов».
Вводное занятие. Мы жители планеты Земля
05.09.
Мир вокруг.
12.09.
Человек и природа
.
Экология и мы.
19.09.
Природа и её обитатели
26.09.
Практическое занятие «Зависимость особенностей внешнего строения растений и
животных от условий среды обитания и образа жизни»
03.10.
Практическое занятие «Выявление взаимоотношений между различными видами
живых организмов (сотрудничество, конкуренция, хищничество, паразитизм и т.п.)
10.10.
Практическое занятие «Место человека в мире природы»
Неживое в природе
17.10.
Дата фак
Неживая природа
24.10.
Практическое занятие «Неживая природа»
07.11.
Солнце – источник тепла и света
14.11.
Вода, её признаки и свойства
21.11
Практическое занятие «Берегите воду!»
28.11.
Почва – святыня наша.
05.12.
Практическое занятие «Состав и свойства почвы»
12.12.
Погода. Климат.
19.12.
Практическое занятие «Погода. Климат»
26.12.
Предсказание погоды по народным приметам
09.01.
Практическое занятие «Почему нельзя…?»
16.01.
Практическое занятие «Диалоги с неживой природой»
23.01.
Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой
Практическое занятие «Хлебные крошки»
30.01.
Кто улетает, а кто остаётся
06.02.
Экологические связи неживой и живой природы
13.02.
Практическое занятие «Вода и жизнь»
20.02.
Практическое занятие «Растения рядом»
27.02.
Комнатные растения
05.03.
Практическое занятие «Размножение комнатных растений»
12.03.
Дикорастущие растения луга, водоема и леса
19.03.
Практическое занятие «Растения луга и леса»
02.04.
Геометрия живой природы
Живые организмы и симметрия
09.04.
Спираль в движении, росте и развитии растений и животных
16.04.
Разнообразие форм листьев и крон деревьев и кустарников
23.04.
Царство грибов
Съедобные грибы
07.05.
Несъедобные грибы
14.05.
Микроскопические грибы
21.05
Всего:
34 часа
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
Протокол №1 заседания
методического совета
от 29 августа 2023г.
Заместитель директора по УР
____________ И.М. Семенова
от 29 августа2023г
Календарно-тематическое планирование « Экологический отряд»
на 2023-2024 учебный год 4 класс
Педагог дополнительного образования Терновая А.Н.
1час в неделю, всего 34- часов
Планирование составлено на основе рабочей программы,
утверждённой директором приказ № 79 от 29 августа 2023года
нятия
Тема занятия
Дата план
вательная экология».
1
Вводное занятие. Жизнь на Земле.
05.09.
Среда обитания
2
Времена года на Земле.
12.09.
3
Практическое занятие: «Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и
живой природе»
19.09.
4
Условия жизни растений. Разнообразие животных, условия их жизни.
26.09.
5
Практическое занятие: экскурсия «Осень на пришкольном участке»
03.10.
Жизнь животных
Дата
6
Динозавры – вымерший вид животных
10.10.
7
Первобытные «коллекционеры»
17.10.
8
Практическое занятие: «Экологический проект «Почему нужно защищать
природу?»
24.10.
9
Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений
07.11.
Лесные ремёсла
0
Традиционные народные промыслы. Элементарные представления о народном
творчестве.
14.11.
1
Практическое занятие «Лесная палитра: растения-красители»
21.11.
2
Лес — кормилец и врачеватель
28.11.
3
Практическое занятие: « Выставка пейзажной и анималистической живописи,
фотовыставка, посвящённые природе (салон «Культура»)».
05.12.
О городах и горожанах: человек в городе
4
Появление городов. Города-государства.
12.12.
5
Зависимость города от окружающей его среды.
19.12.
6
Экологические проблемы города. Футурология — наука о будущем.
26.12.
7
Практическое занятие: Разные города — разные люди
09.01.
8
Практическое занятие: Проект «Экологический город будущего»
16.01.
О сложных системах, маленьком гвозде и хрупком равновесии: как устроены
ические системы
9
Разнообразие систем. Биологические системы.
23.01.
0
Понятие «экосистема». Природные (естественные) и
искусственные экосистемы. Пищевые связи в экосистеме.
30.01.
1
Практическое занятие: Моделирование экосистем.
06.02.
2-
Типы природных экосистем: наземные и водные экосистемы.
13.02.
3
4
20.02
Влияние человека на природные экосистемы.
27.02.
Общий дом — общие проблемы: почему возникают и как решаются экологические
мы
5
Глобальные экологические проблемы
05.03.
6
Пути решения экологических проблем
12.03.
7
Практическое занятие: Переработка и повторное использование бытовых
отходов.
19.03.
8
Охраняемые природные территории и объекты
02.04.
9
Практическое занятие: Десять основных правил разумного отношения к
окружающей среде.
09.04.
0
Практическое занятие: «Выявление наиболее замусоренных территорий в
городе.»
16.04.
1-
Практическое занятие: Экологический проект «. Карта – схема экологически
«грязных» зон в городе»
23.04.
2
Практическое занятие: Экологический отряд по уборке территории
3
4
07.05.
Практическое занятие: Экологический стенд «Эколята –юные защитники
природы»
14.05.
Практическое занятие: Экологический проект «Спасти и сохранить!»
21.05.
Всего : 34 часа