ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель :формирование духовно-нравственной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции
понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. .
Оптимизация и психологическое сопровождение процесса адаптации первоклассников; овладение детьми
коммуникативных навыков, развитие творческого воображения и нравственного потенциала обучающихся младших
классов , умения общаться и дружить со сверстниками.
Задачи : Мир, окружающий ребёнка постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребёнка (семья,
школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он
проживает. Основной целью курса «Дончата» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного
представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
.Образовательные: 1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и
социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном
наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития
Донского края.
Воспитательные:1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека,
формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в
соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного
и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края,
гражданственности и патриотизма.
Развивающие: 1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их
своеобразия и особенностей.
2. Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации
фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам
сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Дончата»
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные
моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние
мотивы;
– учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,
представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других
людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности
нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания
необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального
способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной
роли «хорошего ученика»;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта
позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным
нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой
жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках,
направленных на помощь другими обеспечение их благополучия.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во
внутреннем плане;
– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия
результатов требованиям данной задачи;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных
ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись
в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи н русском, родном и иностранном
языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный
контроль на уровне произвольного внимания;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как
по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной
литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном
пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с
помощью инструментов ИКТ;
– использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая
концептуальные), для решения задач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– основам смыслового восприятия художественных и познавательных
текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,
на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их
синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций;
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой),
владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его
собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения
интересов;
– строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнёра;
– использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую
информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач,
планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
Обучающиеся должны узнать о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
об истории родного края;
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области особенности погоды, рельефа,
растительного и животного мира своей местности;
водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице.
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края — деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения
самостоятельных исследований и проектов; о связях между живой и неживой природой родного края;
о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
об истории родного края; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на
основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и
формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера; коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную
компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; осознанно и произвольно строить
речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного
края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе
(селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
1класс
Содержание
деятельности
Введение
беседа о курсе
«Дончата»
Я и окружающий мир
Беседа о родном крае.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « ДОНЧАТА»
Характеристика видов
деятельности
Основные направления
воспитательной деятельности
Формы
организации
деятельности
. . Раскрашивание картинки
Духовно-нравственное воспитание
Беседа
Презентация
осуществляется за счет:
Экскурсия
- развития у детей нравственных чувств
(чести, долга, справедливости, милосердия Круглый стол
Дискуссия
и дружелюбия);
- формирования выраженной в поведении Викторина
Коллективное
нравственной позиции, в том числе
творчество
способности к сознательному выбору
Конкурс
добра;
Исследовательс
- развития сопереживания и формирования кая работа
позитивного отношения к людям, в том
«Край, в
числе к лицам с ограниченными
котором я
возможностями здоровья и инвалидам;
живу»
Защита проекта
- оказания помощи детям в
«Моя семья»
выработке моделей поведения в
Выставка
различных трудных жизненных
рисунков,
ситуациях, в том числе проблемных,
фотографий
стрессовых и конфликтных.
Праздники
Гражданское воспитание включает:
- формирование активной гражданской
Чтение педагогом стихотворений
Изготовление
позиции, гражданской ответственности,
Раскрашивание картинки .
коллективного
основанной
на
традиционных
культурных,
Составление рассказа по
альбома
Экскурсия по
пришкольному участку.
Разгадывание
кроссворда
Природа Донского
края
Беседа об осенних
изменениях в природе
края..
картинке.
Разгадывание кроссворда).
Беседа обо всех временах года.
Раскрашивание картинок
.Ответы на задания: 1.весна. 2.
осень. 3. зима. 4 лето
Чтение педагогом Беседа об
осенних месяцах. Разучивание
одного стихотворения наизусть.
Раскрашивание картинки
Ответы на задания: 1. сентябрь.
2. октябрь.3. ноябрь.
Чтение стихотворений об осени.
Сбор природного материала
Раскрашивание картинки
духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие культуры межнационального
общения;
- формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
,взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- развитие в детской среде
ответственности, принципов
коллективизма и социальной
солидарности;
Патриотическое воспитание
предусматривает:
- формирование российской гражданской
идентичности;
- формирование патриотизма, чувства
гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества,
ответственности за будущее России на
основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том
числе военно-патриотического
Исследовательс
кая
деятельность
по проблеме
Ролевое
театрализованн
ое
представление.
Чтение стихов
о родном крае,
рисование
пейзажей
родного края
Сбор трав и
изготовление
гербария,
Составление
теста
Докладысообщения .
Проблемный
диспут
Беседа об овощах.
Решение проблемы «Что
не является овощем?».
Беседа о фруктах,
выращиваемых на Дону.
Беседа о съедобных и
несъедобных ягодах.
Разгадывание загадок,
кроссворда.
Беседа об овощах. Решение
проблемы «Что не является
овощем?». Беседа о фруктах,
выращиваемых на Дону. Беседа о
съедобных и несъедобных
ягодах. Решение проблемы «Чем
опасны ядовитые растения?»
Раскрашивание картинок.
Составление рассказа по
картинкам. Ответы на
задания:13 – 1.огурец,
2.помидор, 3. морковь. 4. щавель,
5 редиска.14 – 1. вишня, 2. слива,
3. абрикос, 4. яблоко, 5. орех, 6.
лимон.15 – 1.вороний глаз,
2.земляника, 3.малина,
4.ландыш, 5.чёрная смородина, 6.
волчье лыко, 7. виноград.
Беседа о культурных
Рисование колосков
зерновых растениях
. Решение проблемы «Что из чего
края. Решение проблемы изготавливают?»
«Как отличить пшеницу . Изготовление поделок из
от ржи?». . Решение
природного материала (овощей –
проблемы «Что из чего
картошки, огурца, баклажана и
изготавливают?». Беседа т.п.
о бережном отношении
воспитания;
- формирование умения ориентироваться в
современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и
мире, а также осознанную выработку
собственной позиции по отношению к ним
на основе знания и осмысления истории,
духовных ценностей и достижений нашей
страны;
- развитие уважения к таким символам
государства, как герб, флаг, гимн
Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
Эстетическое воспитание :
- приобщение к уникальному российскому
культурному наследию: литературному,
музыкальному, художественному,
театральному и кинематографическому;
- создание равных для всех детей
возможностей доступа к культурным
ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов
,проживающих в Российской Федерации;
- приобщение к классическим и
к хлебу. Беседа «А ещё в
нашем крае на полях
выращивают …».
Решение проблемы «Кто
лишний?» «На какие
группы можно разделить
животных?». Беседа о
перелётных птицах, о
насекомых, зверях
(домашних и диких)
Обобщающая беседа.
Беседа о зимних
изменениях в природе
края.
современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям
искусства и литературы;
Чтение учителем (страничка для - популяризация российских культурных,
чтения). Отгадывание загадок и
нравственных и семейных ценностей;
раскрашивание отгадок. Решение - сохранение, поддержки и развитие
проблемы «Кто лишний?» «На
этнических культурных
какие группы можно разделить
- популяризация российских культурных,
животных?». Беседа о
нравственных и семейных ценностей;
перелётных птицах, о насекомых,
- сохранение, поддержки и развитие
зверях (домашних и
этнических культурных
диких)Ответы на задания:18 –
1. сорока, 2. уточка, 3. ворона, 4. Ценности познавательной
бабочка, 5. цапля.19 – 1.муравей, деятельности воспитываются как
эмоционально окрашенный интерес
2. волк, 33. жук,
к жизни людей и природы .
4. стрекоза, 5.ёж, 6.белка, 7.
суслик, 8. крот, 9. ласка, 10.лиса, Происходит это в процессе развития
11.кот, 12. бобры
навыков восприятия и
Раскрашивание картинки. Чтение художественной рефлексии своих
наблюдений в художественностихотворений. Составление
творческой деятельности . Навыки
рассказа по картинке.
исследовательской деятельности
развиваются при выполнении
заданий культур но-исторической
Чтение стихотворений о зиме
направленности
Трудовое воспитание
осуществляется в процессе личной
. Беседа о зимних
месяцах.
Беседа о признаках
зимы.
. Решение проблемы
«Как помочь птицам и
диким животным зимой
Беседа о живом уголке
вертикали: террариум,
фикус, рыбки, хомяк.
Разгадывание кроссворда.
Чтение учителем .
Беседа о зимних месяцах.
Сочинение рассказа и его запись.
Раскрашивание картинок.
Ответы на задания: 21 –
1.декабрь, 2. январь, 3. февраль.
Представление своих сочинений.
Беседа о признаках зимы.
Раскрашивание картинок.
Чтение учителем (страничка для
чтения). Отгадывание загадок и
раскрашивание отгадок. Решение
проблемы «Как помочь птицам и
диким животным зимой?».
Составление рассказа Ответы
на задания: 26- ворона, сорока и
синица – всеядны; воробей,
голубь любят крошки, семена,
крупу; свиристель – ягоды
рябины.27 – 1. лиса, 2.заяц,
3.белка, 4. мышка, 5. кабан, 6.
олень, 7. сова.
Разгадывание кроссворда.
Составление рассказа, используя
опорные слова из кроссворда.
Ответы на задания: 28 – по
горизонтали: аквариум, попугай,
художественно-творческой работы
по освоению художественных
материалов и. удовлетворения от
создания реального, практического
продукта . Воспитываются
стремление достичь результат,
упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой
деятельности . Важны также умения
сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять
коллективную работу —
обязательные требования к
определённым заданиям.
Гражданское воспитание включает:
- формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие культуры межнационального
общения;
- формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству
Беседа «Чем могут
заниматься люди
зимой?»
Беседа о весенних
месяцах.
Беседа об изменениях в
природе края.
Декларирование
стихотворений о весне.
. Беседа о весенних
изменениях.
ящерица; по
Разгадывание кроссворда.
Составление рассказа, используя
опорные слова из кроссворда.
Раскрашивание картинок.
Составление рассказа по
картинке.
Раскрашивание картинок.
Составление рассказа по
картинке. Чтение учителем
(страничка для чтения).
Раскрашивание картинок.
Декларирование стихотворений о
весне.
Раскрашивание картинок
Сочинение рассказов по
картинкам
Раскрашивание картинок.
Беседа «Что происходит
с растениями весной»
Беседа «Как изменяется Чтение учителем (страничка для
жизнь животных
чтения). Учимся рисовать птиц и
весной?» Чтение
животных.
учителем (страничка для
чтения). Учимся
рисовать птиц и
животных.
людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- развитие в детской среде
ответственности, принципов
коллективизма и социальной
солидарности; направленности .
Экологическое воспитание
происходит в процессе
художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в
произведениях искусства .
Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию
действий, приносящих вред
окружающей среде .
Беседа «Чем могут
заниматься люди
весной?» по картинкам.
Раскрашивание
картинок. Сочинение.
Беседа о летних
изменениях в природе .
Беседа о летних месяцах
и сезонных изменениях
в природе.
Беседа «Что растет на
лугу»
Викторина по
животным, рисунки
животных
Человек и природа
Беседа о водоёмах края.
Беседа «Как вести себя
на водоёме».
Чтение учителем
Чтение стихотворений о лете.
Раскрашивание картинок.
Чтение учителем или хорошо
читающим ребёнком .
Раскрашивание картинок.
Разгадывание кроссворда.
Разгадывание кроссворда,
загадок о травянистых растения
луга и поля. Раскрашивание
картинок.
Рисунки о животных
Рисунки водоемов
Раскрашивание картинок.
разгадывание кроссворда,
загадок о растениях водоёма
Беседа «Как изменяется
жизнь животных
летом?» Чтение
учителем
. Учимся рисовать птиц
и животных.
Беседа «Чем могут
заниматься люди
летом?» по картинкам
Чтение учителем
. Учимся рисовать птиц и
животных.
Чтение (страничка для чтения).
Раскрашивание картинок.
Сочинение .по картинкам
2 класс
Содержание курса
Характеристика основных
видов деятельности
Основные направления
воспитательной деятельности
Я и окружающий мир
С чего начинается
Родина.
Домашний адрес.
Адрес школы, история
школы.
Безопасное поведение на
улице.
Дорога от дома до
школы.
Правила
противопожарной
безопасности.
Моя семья
Познакомить с понятием «малая
Родина», с историей родного
города, улицы, на которой стоит
школа, историей школы.
Проект «История моей улицы»,
«Улица моего детства
Духовно-нравственное воспитание
является стержнем развития
духовно-нравственного поиск
человечества, . развитие внутреннего
мира и воспитание его
эмоционально-образной,
чувственной сферы ,умения. обрести
социально значимые знания .
Развитие творческих способностей
способствует росту самосознания,
осознания себя как личности и
члена общества . становлению
чувства личной ответственности .
Формы
организации
занятий
Древо семьи.
Происхождение имён и
фамилий на Дону.
Природа Донского
края
Живая и неживая
природа Донского края.
Времена года.
Растения Донского края:
деревья, кустарники,
травы. Лекарственные
растения Донского края.
Домашние животные
родного края. Основные
правила содержания
животных в домашних
условиях и ухода за
ними. Правила
безопасного обращения
с домашними
животными.
Животноводство на
Дону. Профессии людей
в животноводстве.
Полезные ископаемые
— каменный уголь и его
значение в хозяйстве
человека.
способствует пониманию
особенностей жизни разных народов
Углубить понятие о живой и
неживой природе родного края
Углубить понятие о живой и
неживой природе родного края
Систематизировать знания
детей о природе родного города
(села).
Познакомить с видами
деревьев, кустарников и трав
родного края (3-4 вида)
Показать влияние
растительного мира на
жизнедеятельность человека
Обобщить и систематизировать
знания детей о разнообразии
растений и их значении в
природе и жизни человека.
Показать на примере 3-4 видов
свойства лекарственных
растений Донской земли.
Воспитывать бережное
отношение к растениям родного
края.
Научить определять времена
года по характерным для
и красоты национальных
эстетических идеалов . Коллективные
творческие работы создают условия
для разных форм художественнотворческой деятельности,
способствуют пониманию другого
человека, становлению чувства
личной ответственности .
Гражданское воспитание включает:
- формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие культуры межнационального
общения;
- формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
- развитие в детской среде ответственности,
Почва Донского края и
её значение для
растений и животных.
Природные сообщества
донского края (лес, луг,
водоём).
Человек и природа
Влияние
жизнедеятельности
человека на природу
родного края. Правила
поведения в природе.
Жизнь на Дону
данной местности признакам.
Расширить и закрепить знания о
профессиях людей, занятых в
сельском хозяйстве Ростовской
области. Закрепить знания
основных правил содержания
животных в домашних условиях
и ухода за ними
Расширить представления о
животном мире родного края
Расширить представления о
домашних животных родного
края (3-4 представителя
каждого вида).
Показать необходимость
бережного отношения к
домашним питомцам, их
охраны и защиты.
Наблюдение за животными в
природе, дома.
Посещение краеведческого
музея
Изготовление коллективного
альбома «Домашние питомцы»
Исследовательская
деятельность по проблеме «Это
животное…»
Познакомить с историей
принципов коллективизма и социальной
солидарности;
Ценности познавательной
деятельности воспитываются как
эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы .
Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и
художественной рефлексии своих
наблюдений в художественнотворческой деятельности . Навыки
исследовательской деятельности
развиваются при выполнении
заданий культур но-исторической
направленности .
Трудовое воспитание
осуществляется в процессе личной
художественно-творческой работы
по освоению художественных
материалов и. удовлетворения от
создания реального, практического
продукта .
, Воспитываются стремление достичь
результат, упорство, творческая
инициатива, понимание эстетики
трудовой деятельности . Важны
..
Обычаи, обряды и
праздники на Дону
(Зимние обряды)С днём
рождения, родной город
(село).Знакомство со
знаменательными
событиями военных лет
– День освобождения
города (села).Вместе
дружная семья.
«Родной город (село)»,
«Дорога от дома до
школы», «Многообразие
природы родного края»,
«Растения и животные
родного края»
, «День освобождения
родного города»
Исследовательские,
проектные и
практические работы
Проект «История моей
улицы», «Улица моего
детства».
Рисование макета «Мой
путь от дома до школы»
с указанием опасных
мест.
появления родного города его
достопримечательностями
Составление альбома о родном
городе
. Выставка рисунков,
фотографий.
Праздничное представление.
Дать общее представление о
зимних обрядах на Дону
Знакомство со
знаменательными событиями
военных лет, происходивших на
Донской земле.
Сплочение людей разных
национальностей, населяющих
донской край.
Знакомство с творчеством
донских писателей
также умения сотрудничать с
одноклассниками, работать в
команде, выполнять коллективную
работу — обязательные требования к
определённым заданиям по
программе .
Эстетическое воспитание :
- приобщение к уникальному российскому
культурному наследию: литературному,
музыкальному, художественному,
театральному и кинематографическому;
- создание равных для всех детей
возможностей доступа к культурным
ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов
,проживающих в Российской Федерации;
- приобщение к классическим и
современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям
искусства и литературы;
- популяризация российских культурных,
нравственных и семейных ценностей;
- сохранение, поддержки и развитие
этнических культурных традиций и
народного творчества.
Исследовательская
деятельность по
проблемам «Дерево
моего края», «Кустарник
моего края»
Проект «Растительный
мир Донского
края». Изготовление
справочника
лекарственных трав.
Создание книжкималышки «Как
сохранить своё
здоровье»
Проекты «Моё
генеалогическое древо»,
«Откуда моя фамилия».
Мини-сочинение
«Любимый семейный
праздник»
Изготовление
новогодних игрушек;
маски для колядования,
куклы Масленички.
Изготовление
коллективного альбома
«Домашние питомцы».
Исследовательская
Гражданское воспитание включает:
- формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных,
духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие культуры межнационального
общения;
- формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным
убеждениям;
Экологическое воспитание
происходит в процессе
художественно-эстетического
наблюдения природы и её образа в
произведениях искусства .
Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию
действий, приносящих вред
окружающей среде .
деятельность по
проблеме «Это
животное ».
Изготовление книжкималышки «Мой
любимый друг» и др.
3класс
Содержание курса
Характеристика основных
видов деятельности
Основные направления воспитательной
деятельности
Дать
представления о Ростовско
Край, в котором я живу.
й области как администрат
Ростовская область как
ивной единице;
административная единица познакомить с гербом,
Герб, флаг, гимн Ростовской флагом, гимном Ростовской
области. Ростовская область области и
на карте. Соседи Ростовской правилами поведения при
области. Города Ростовской прослушивании гимна;
области. История села
формировать умения работы
(города):
с картой (исторической,
достопримечательности.
географической и
Знакомство с известными
контурной),
людьми. Моя семья.
находить территорию
Родословная.
Ростовской
области на карте страны.
Познакомить с
Ценности познавательной
деятельности воспитываются как
эмоционально окрашенный интерес к
жизни людей и природы .
Происходит это в процессе развития
навыков восприятия и
художественной рефлексии своих
наблюдений в художественнотворческой деятельности . Навыки
исследовательской деятельности
развиваются при выполнении
заданий культур но-исторической
направленности .
Трудовое воспитание
осуществляется в процессе личной
Я и окружающий мир –
Формы
организаций
занятий
наиболее крупными
городами Ростовской
области, с их архитектурой,
достопримечательностями и
значением
Обратить внимание на нео
бходимость бережного отн
ошения к
историческим памятникам,
сохранению исторических
традиций.
Дать представление о
своем населенном пункте
как о малой Родине;
познакомить с
историей возникновения,
происхождением названия,
достопримечательностями,
знаменательными датами,
известными людьми
Познакомить с особенност
Природа Донского края
ями времен года в
Природные условия,
Ростовской области.
процессы и явления
Познакомить с
характерные для Ростовской природными условиями,
области(гололёд,туманы,
процессами и
ливневые дожди, грозы).
явлениями характерными д
Существенные признаки
ля края (гололед,
сезонных изменений в крае.
художественно-творческой работы
по освоению художественных
материалов и. удовлетворения от
создания реального, практического
продукта . , Воспитываются
стремление достичь результат,
упорство, творческая инициатива,
понимание эстетики трудовой
деятельности . Важны также умения
сотрудничать с одноклассниками,
работать в команде, выполнять
коллективную работу —
обязательные требования к
определённым заданиям
Эстетическое воспитание :
- приобщение к уникальному российскому
культурному наследию: литературному,
музыкальному, художественному,
театральному и кинематографическому;
- создание равных для всех детей
возможностей доступа к культурным
ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам,
традициям и обычаям народов
,проживающих в Российской Федерации;
- приобщение к классическим и
Климат, погода Вода. Её
распространение и значение
для живых организмов
Донского края. Водоёмы
Донского края. Водоёмы.
Реки: Дон, Сал, Северский
Донец, Егорлык, Калитва,
Западный Маныч,
Таганрогский залив,
Цимлянское
водохранилище, озеро
Маныч-Гудило. Природная
экосистема водоёма. Рельеф
родного края: равнина,
овраги, терриконы, курганы.
Полезные ископаемые –
известняк, песок, глина. Их
месторождения в родном
крае. Бережное
использование природных
богатств. Почва Донского
края и её значение для
Ростовской области.
Природные экосистемы
Донского края(лес ,луг
,поле).Дикорастущие и
культурные растения
Донского края (различение).
засуха, ливневые дожди,
грозы, туманы)
Познакомить с профессией –
метеоролог .Вода. Ее
распространение и значение
для живых организмов
Познакомить с водоемами
родного края.
Изучение живой природы
водоема,
находящегося вблизи насел
енного пункта;
его экологических проблем
. Познакомить с
историческими и
литературными
памятниками тех времён
Познакомить с
особенностями казачьей
семьи и воспитанием детей
Актуализировать знания
об особенностях быта
казаков (жилище, посуда,
одежда),
станичных ремеслах
современным высокохудожественным
отечественным и мировым произведениям
искусства и литературы;
- популяризация российских культурных,
нравственных и семейных ценностей;
- сохранение, поддержки и развитие
этнических культурных традиций и
народного творчества.
Человек и природа
Профессия – метеоролог.
Сельскохозяйственная
деятельность человека в
крае: земледелие,
животноводство.
Профессии, связанные с
сельским хозяйством
(общее представление о 3-4
профессиях).
Жизнь на Дону
Тайны Донской земли.
Первые поселения на Дону.
Танаис – древний город.
Донской край – казачий
край. Первые казачьи
городки. Особенности быта
казаков (жилище, посуда,
одежда, ремёсла). Казачья
семья. Воспитание в
казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и
Познакомить с природным
сообществом поля.
Показать общее культурных
и дикорастущих растений,
их различие на примерах
растений родного края;
разнообразие культур
выращиваемых на полях
Ростовской области.
Сформировать
представления о сельском
хозяйстве нашего края и его
отраслями. Познакомить с
профессиями людей,
работающих в сельском
хозяйстве
Дать представление о
древних поселениях и
кочевых племенах,
проживавших на Дону,
познакомить с
историческими
памятниками тех веков
Познакомить с
историческим памятником
Ростовской области –
городом Танаисом
Познакомить с
Патриотическое воспитание
предусматривает:
- формирование российской гражданской
идентичности;
- формирование патриотизма, чувства
гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества,
ответственности за будущее России на
основе развития программ патриотического
воспитания детей, в том числе военнопатриотического воспитания;
- формирование умения ориентироваться в
современных общественно-политических
процессах, происходящих в России и мире,
а также осознанную выработку собственной
позиции по отношению к ним на основе
знания и осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
- развитие уважения к таким символам
государства, как герб, флаг, гимн
Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
Гражданское воспитание включает:
- формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных культурных,
праздники на Дону.
Экскурсия
«Родной город »,
Города Ростовской
области»,
«Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в
природе родного края»,
«Разнообразие водоёмов
родного края», «Влияние
деятельности человека на
природу»;
в краеведческий
(исторический) музей
своего города, края с целью
ознакомления с бытом
казаков.
Исследовательские,
проектные и практические
работы
Практическая работа:
работа по карте Ростовской
области; «Почвы родного
края».
Исследовательская
деятельность по проблемам:
- «Город (станица)…
Ростовской области»,
историческими и
литературными
памятниками тех времён
Познакомить с
особенностями казачьей
семьи и воспитанием детей
Актуализировать знания
об особенностях быта
казаков (жилище, посуда,
одежда),
станичных ремеслах.
Воспитывать гордость и
чувство ответственности
перед настоящим и
прошлым своего родного
края. Воспитывать на
примерах своих
соотечественников гордость
и чувство ответственности
перед Родиной и своими
близкими
духовных и нравственных ценностях
российского общества;
- развитие культуры межнационального
общения;
- формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;развитие в детской среде ответственности,
принципов коллективизма и социальной
солидарности
; Экологическое воспитание включает:
- развитие экологической культуры,
бережного отношения к родной земле,
природным богатствам России и мира;
-воспитание чувства ответственности за
состояние природных ресурсов, умений и
навыков разумного природопользования,
нетерпимого отношения к действиям,
приносящим вред экологии.
- «Мир природного
сообщества родного края», - «Водоём родного края»,
«Кто работает на родной
земле» и др.
Проекты: «Город раньше и
теперь» (коллаж), «Жизнь и
быт казаков» (изготовление
поделок), и др.
4 класс
Содержание курса
Я и окружающий мир
Административная карта
Области войска Донского и
Ростовской области.
Исторические названия
районов. Мой район:
символы, история,
достопримечательности.
Знакомство с известными
людьми района.
Моя семья. Летопись семьи.
Семейные традиции.
Человек и природа
Характеристика основных
видов деятельности
Обучения детей правилам
поведения в быту, на улицах
села и большого города, в
природе. Ребёнок учиться
ориентироваться в
окружающем мире,
знакомиться с понятиями
«малой Родины» и её
географическом
расположением, получает
первичные представления о
названии своего места
проживания, его
Основные направления
воспитательной деятельности
Патриотическое воспитание
предусматривает:
- формирование российской гражданской
идентичности;
- формирование патриотизма, чувства
гордости за свою Родину, готовности к
защите интересов Отечества,
ответственности за будущее России на
основе развития программ
патриотического воспитания детей, в том
числе военно-патриотического
воспитания;
Формы
организации
занятий
Экологические проблемы в
крае. Проблемы воздуха и
воды в Донском крае.
Водные ресурсы региона.
Природоохранные меры в
крае.
Почва Донского края и её
значение для Ростовской
области. Разрушение почвы
в результате деятельности
человека и меры по её
охране.
Яркие страницы истории
земли Донской
Казаки – люди вольные.
Казачьи символы. Степные
рыцари. Ермак Могучий.
Степан Разин.
Правление Петра I и его
роль в истории родного
края. Емельян Пугачёв.
Вместе с Суворовым.
Платов Матвей Иванович.
Бакланов Яков Петрович.
Дон в годы гражданской
войны. Дон в годы мирного
строительства (19201940гг). Дон в годы
расположением на карте
Ростовской области, символах
своего края; осознаёт свои
семейные и общественные
обязанности.
- формирование умения ориентироваться
в современных общественнополитических процессах, происходящих
в России и мире, а также осознанную
выработку собственной позиции по
отношению к ним на основе знания и
осмысления истории, духовных
ценностей и достижений нашей страны;
- развитие уважения к таким символам
государства, как герб, флаг, гимн
Российской Федерации, к историческим
символам и памятникам Отечества;
Ознакомление учащихся с
настоящим и прошлым своего ; Духовно-нравственное воспитание
родного края. Опираясь на
осуществляется за счет:
диалектическое развитие
- развития у детей нравственных чувств
ребёнка, одной из актуальных (чести, долга, справедливости,
проблем понятия отношений в милосердия и дружелюбия);
данном социуме является
- формирования выраженной в поведении
установление реальных и
нравственной позиции, в том числе
прошлых отношений. А
способности к сознательному выбору
прошлые отношения – это уже
добра;
история. Младшие школьники
познают прошлое и настоящее - развития сопереживания и
формирования позитивного отношения к
по преимуществу из
окружающей жизни, наблюдая людям, в том числе к лицам с
за тем, что происходит вокруг ограниченными возможностями здоровья
них, знакомясь с памятниками и инвалидам;
Великой Отечественной
войны (1941-1945гг). День
освобождения родного
города (села). Мирное
время на Донской земле.
Города Ростовской
области: Азов, Таганрог,
Ростов-на-Дону,
Новочеркасск, Волгодонск.
Летопись городов.
Жизнь на Дону
Человек и природа».
Использование полезных
ископаемых
промышленности и
сельском хозяйстве.
Разработка полезных
ископаемых в Ростовской
области и охрана.
Профессии, связанные с
разработкой
месторождений.
Развитие промышленности
в Ростовской области.
Экосистемы края.
Экологическое равновесие в
природе. Экологическое
равновесие в природе.
и историческими местами
ближайшей округи, совершая
экскурсии в местные музеи,
слушая воспоминания своих
родственников о недавнем
прошлом Объектами
наблюдений являются:
изучение характера, изменения
погодных условий,
особенностей сезонных
изменений родного края и
присущих им природных
процессов; изучение рельефа и
почв родного края; полезных
ископаемых; характеристики
природных зон в Донском
крае, живая природа. Отбор
программного содержания по
каждому блоку позволяет
одновременно решать и
воспитательные задачи.
Воспитательное воздействие
содержания учебного
материала зависит от отбора
наиболее целесообразных для
решения этой задачи фактов,
событий, явлений
- оказания помощи детям в
выработке моделей поведения в
различных трудных жизненных
ситуациях, в том числе проблемных,
стрессовых и конфликтных.
Гражданское воспитание включает:
- формирование активной гражданской
позиции, гражданской ответственности,
основанной на традиционных
культурных, духовных и нравственных
ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального
общения;
- формирование приверженности идеям
интернационализма, дружбы, равенства,
взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к
национальному достоинству людей, их
чувствам, религиозным убеждениям;развитие в детской среде
ответственности, принципов
коллективизма и социальной
солидарности
Экологическое воспитание
происходит в процессе
художественно-эстетического
Красная Книга Ростовской
области. Её значение.
Заповедники и заказники
Ростовской области, их роль
в охране окружающей
среды.
. Жизнь на Дону
Обычаи, летние обряды и
праздники на Дону.
наблюдения природы и её образа в
произведениях искусства .
Формирование эстетических чувств
способствует активному неприятию
действий, приносящих вред
окружающей среде
Тематическое планирование
1класс
№п/п
Тема
1
Введение
2
Я и окружающий мир
3
Природа Донского края
4
Человек и природа
2класс
Количество часов
1
3
25
3
всего 32
№п/п
1
2
3
4
Количество часов
4
10
5
14
всего 33
Тема
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
3класс
№п/п
1
2
3
Количество часов
4
Тема
Я и окружающий мир
Природа Донского края
Человек и природа
Жизнь на Дону
16
6
7
всего 33
4 класс
№п/п
1
2
3
4
Тема
Я и окружающий мир
Яркие страницы истории земли Донской
Человек и природа
Жизнь на Дону
Количество часов
2
18
8
5
всего 33
РЕКОМЕНДОВАНО:
Методическим советом МБОУ ООШ №5
Руководитель МС
И.М .Семенова
Протокол №1от 28 августа 2022г.
СОГЛАСОВАНО:
заместитель директора по УР
____________ И.М. Семенова
протокол №1от 29 августа 2022г
Согласовано:
Согласовано:
Протокол заседания
заместитель директора по УР
методического совета №1
____________ И.М. Семенова
от 28 августа 2022г
29 августа 2022г.
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Дончата»
1класс
на 2022-2023 учебный год
Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н.
Количество часов: всего 33 часов; 1 час в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы,
утверждённой директором приказ № 81 от 29.08.2022года
№ п/п
Тема занятий
план
1
2
3
Введение
Родной край
Времена года
02.09.
09.09.
16.09
4
Осень. Осенние месяцы
23.09
5
Экскурсия
30.09
6
Осенние изменения в природе
07.10
7
Растения осенью
13.10
8
Листья жёлтые летят…
21.10
9
Что растёт на огороде и в саду?
28.10
факт
10
Что растёт в поле?
11.11
11
Жизнь животных осенью
18.11.
12
Осень в моём краю
25.11.
13
Экскурсия
02.12.
14
Зимняя сказка
09.12
15
Зимние изменения в природе
16.12.
16
Жизнь животных зимой
2312
173
Живой уголок
13.01.
18
Занятия людей зимой
20.01.
19
Весна. Весенние месяцы
27.01.
20
Экскурсия
03.02.
21
Весенние изменения в природе
10.02.
22
Растения весной
03.03.
23
Жизнь животных весной
10.03.
24
Занятия людей весной
17.03.
25
Экскурсия
24.03.
26
Летние изменения в природе
07.04.
27
Что растёт на лугу?
14.04.
28
Кто живёт на лугу?
21.04.
29
Что растёт у водоёма?
28.04.
30
Жизнь животных летом.
05.05.
31
Занятия людей лет
12.05.
32
Занятия людей летом
19.05
20.05.
Всего: 32
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания
заместитель директора по УР
методического совета №1
____________ И.М. Семенова
от 28августа 2022г
29 августа 2022г
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Дончата»
2 класс
на 2022-2023 учебный год
Педагог дополнительного образования: Терновая А.Н.
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы,
утверждённой директором приказ № 81 от 29.08.2022г.
№п/
п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Тема занятия
С чего начинается Родина…
Школа – светлая гавань детства
С днём рождения, родной город
Дорога от дома до школы
Природа
Природа (экскурсия)
Город и природа
Что за дерево такое?
Что за дерево такое?
Кустарники (экскурсия)
план
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
Дата
факт
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Травушка-муравушка
Травушка-муравушка
Растения и мы
Краски Тихого Дона.
Моя имя, фамилия, отчество…
Что ты знаешь о роде своём…
Обряды на Дону
Обряды на Дону
Обряды на Дону
Животный мир Ростовской области (экскурсия)
Домашняя мохнатая азбука
Мой домашний милый друг
Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми
Родные просторы (экскурсия)
Чем богаты наши недра?
Что такое почва?
Почва нам -и стол, и дом (экскурсия)
Рядом с домом лес и луг, озеро и речка (экскурсия)
Человек – хозяин природы?
Спасём и сохраним
Конкурс стихов Донских писателей
День освобождения
Донские художники Мой край родной
Всего : 33
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
.
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания
заместитель директора по УР
методического совета №1
____________ И.М. Семенова
от 28 августа 2022г
29августа 2022г
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Дончата»
3 класс
на 2022-2023учебный год
Педагог дополнительного образования: Терновая А.Н.
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы,
утверждённой директором приказ № 81 от 29.08.2022года
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Тема занятия
Край, в котором я живу
О городах и станицах родного края
С днём рождения, родной город
С днём рождения, родной город
У природы нет плохой погоды
У природы нет плохой погоды
Живая вода.
Разнообразие водоемов родного края
Тайны Донской земли
Танаис – древний город
Дикое поле
план
02.09
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
Дата
факт
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Донской край- казачий край
Первые казачьи городки
Казачья семья
Жилище казака
История вещей. Одежда
История вещей. Посуда
Славен Дон!
Сретение. Сороки
Встреча птиц
Пасха
Природная поверхность нашего края
Из недр Донской земли
Почвы родного края
Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи
Природные экосистемы луга
Природные экосистемы леса
Донская земля – житница России
Сельское хозяйство на Дону: земледелие и растениеводство
Сельское хозяйство на Дону: животноводство
Казачьи посиделки Славься наш край
День Победы
Дон-любимый край
Всего: 33
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
13.01
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
03.03
10.03
17.03
24.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания
заместитель директора по УР
методического совета №1
____________ И.М. Семенова
от 28 августа 2022г
29 августа 2022г
Календарно - тематическое планирование
по курсу «Дончата» 4 класс
на 2022-2023 учебный год
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы,
утверждённой директором приказ № 81 от 29.08.2022года
.
№п/п
Тема занятий
Дата
план
1
Донской край – мой край!
02.09
2
Что ты знаешь о роде своём?
09.09
3
На казачьем Кругу
16.09
4
Донской казак хват, силой, удалью богат
23.09
5
Ермак Могучий
30.09
6
Степан Разин
07.10
факт
7
Роль Петра 1 в истории России и родного края
14.10
8
Роль Петра 1 в истории России и родного края
21.10
9
Таганрог – первый порт России
28.10
10
Крепость Димитрия Ростовского
11.11
11
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания
18.11
12
Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания
25.11
13
Вместе с Суворовым
02.12
14
Платов Матвей Иванович
09.12
15
Новочеркасск - столица казачьего Дона
16.12
16
Бакланов Яков Петрович
23.12
17
За землю и за волю
13.01
18
Дон в годы строительства новой жизни
20.01
19
Дон в годы Великой Отечественной войны
27.01
20
День освобождения родного города
03.02
21
Мирное время на Донской земле
10.02
22
Волгодонск – город молодости
17.02
23
Дом, в котором мы живём
03.03
24
Экологические Проблемы воздуха в родном крае
10.03
25
Экологические проблемы воды в родном крае
17.03
26
Экологические проблемы воды в родном крае
24.03
27
Экологические проблемы почв родного края
07.04
28
Охрана полезных ископаемых родного края
14.04
29
Экологическое равновесие в природе
21.04
30
Охранять природу – значит охранять Родину
28.04
31
Спас. Троица. Ивана Купала.
05.05
32
День Победы
12.05
33
Я – гражданин Ростовской области
Всего: 33
19.05