Пояснительная записка Цель: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Задачи: 1. Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; 2. Формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; 3. Развивать интеллектуальные и творческие возможности детей. Образовательные задачи: - Оказать педагогическую поддержку в процессе приобретения обучающимися представлений о профессии; - Создать условия для изучения обучающимися своих профессиональных возможностей с целью дальнейшего самоопределения и самореализации; - Организовать знакомство с миром профессий и способом приобретения желаемой профессии. Развивающие задачи: - Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся, их самооценки через включение в мероприятия по знакомству со спектром профессий, которые можно приобрести в городе. Воспитательные задачи: - Воспитывать убежденность в необходимости развития способностей, необходимых для получения избираемой профессии, с учетом потребностей города в кадрах. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир профессий» : Личностные универсальные учебные действия У выпускника будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к оценке своей учебной деятельности; – основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие; – ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; – знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; – развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; – установка на здоровый образ жизни; – основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; – чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Выпускник получит возможность для формирования: – внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; – адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности; – положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; – компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; – морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; – осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другими обеспечение их благополучия. Метапредметные универсальные учебные действия Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:– принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи н русском, родном и иностранном языках. Выпускник получит возможность научиться: – в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; – самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; – устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; – обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии; – владеть рядом общих приёмов решения задач. Выпускник получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; – произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; – строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; – задавать вопросы; – контролировать действия партнёра; – использовать речь для регуляции своего действия; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: - учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников; - с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности. Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее: - овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; - формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия: ставить и формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; установление причинно-следственных связей. Формы учета знаний, умений Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса предусмотрено: - составление презентации; - проведение занятия в игровой форме «Экскурс в мир профессий», КТД «Все работы хороши, выбирай на вкус». Получение универсальных образовательных действий при выборе профессий: Личностных – сделать выбор профессии осмысленным, увязав её с реальными жизненными целями и ситуациями: Регулятивных – обеспечить возможность управления выбора профессии посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий: Коммуникативных – обеспечить возможность сотрудничества с педагогом, родителями, со сверстниками при выборе профессии; Познавательных – научиться включать действия поиска, исследования, структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания при выборе профессии. Содержание профессий» курса внеурочной деятельности «Мир 1 класс (33 часа) Тема 1. Все работы хороши (2 ч). Занятия с элементами игры. Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из разрезанной на части картинок).Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово» (расшифровка слов рыбак, матрос ,швея. Игра отгадай пословицы (Без охоты..(нет рыбака), без дела жить-…(только небо коптить). Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель). Тема 2. Кому что нужно(2 ч). Дидактическая игра.. Определение правила игры. Подбираются картинки и предметы соответствующих профессий. Например: строитель-мастерок, врач-градусник, поваркастрюля и т.д. Тема 3. Профессии наших мам и пап (2ч). Дидактическая игра. Оборудование: изображение рабочей одежды. Подобрать к каждой картинке одежду и назвать соответствующую профессию (строитель, милиционер, врач, пожарник, продавец). Здесь на работу - дидактические игры. Разложены круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий, относительно с изображением инструментов. Необходимо выбрать картинку подходящую для работ. Тема 4. Мы строители (2ч). Занятие с элементами игры. Строится из геометрических фигур. Физкультминутка. Игра со счетными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Тема 5. Магазин (2ч). Ролевая игра. Мы идем в магазин (2ч). Беседа с игровыми элементами. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Разбор стихов. Вставьте буквы из списка, и вы узнаете, кто работает в магазине. Заведующая, продавец, товар, охранник, администратор товара. Оценка: вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих в магазине? Тема 6. Аптека (2ч).Чтение стихотворения С. Михалкова. Беседа о роли аптеки для людей и животных . Ролевая игра. Знакомство с атрибутами игры Итог. Что нужно знать, чтобы стать фармацевтом провизоромработником аптеки. Тема 7. Больница (2ч).Рассказ о тех ,кто нас лечит ( врач и медсестра) ,что надо для их работы. Ролевая игра с атрибутами Тема 8. Какие бывают профессии (2 ч). Игровой час. Подбор рифмовок в стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…», например, «без труда..(не вытянуть рыбку из пруда»). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Тема 9. С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2ч).Чтение текста. Словарная работа: полицейский - профессия Обсуждение прочитанного. Ответы на вопросы. Игра настольная «Улица города» Тема 10. С.Михалков «Дядя Степа»(3 ч). Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Степа». Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях. Словарная работа. Тема 11. В.Маяковский «Кем быть?» (2ч). Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник, рубанок, инженер, конструктор, шофер. Строится из геометрических фигур. Физкультминутка. Игра со счетными палочками. Строим модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать строителем. Тема 12. К.Чуковский «Доктор Айболит» (2ч) игра-демонстрация, викторина Тема 13. Уход за цветами. (2ч). Практическое занятие. Тема 14. Профессия «Повар»(2ч). Экскурсия в школьную столовую. Знакомство со столовой школы . Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в школьной столовой. Тема 15. Поварята. (2ч). Конкурс-игра. Тема 16 Моя семья 2 класс (34ч) Путешествие в мир профессий Тема 1. Мастерская удивительных профессий (2ч). Дидактическая игра. Карточки (желтые, синие, красные; по 5 в каждой- 4 с рисунком, 1 без рисунка и 4 картонных круга - тех же цветов).Изображения рабочая одежда из выбранных карточек, средств труда, место работы. Определить профессии, результат труда человека. Тема 2. Разные дома (2ч). Практическое занятие. Использование настольного конструктора «Строитель». Разбить детей на несколько групп. Выносить задание - из кубиков построить дома. Играсоревнование со строительными игровыми материалами. Конструирование из настольного конструктора. Тема 3. Дачный домик (2ч). Практическое занятие коллективная работа. Подобрать цветную бумагу (крышу, стены, труба, крыльцо). Выложить аппликацию из цветной бумаги и картона. Итог: выставка лучших работ, Тема 4. Моя профессия (2ч). Игра-викторина. Дидактическая игра: «Доскажи словечко», загадки. Игра: «Волшебный мешок» (определить на ощупь инструменты). Тема 5. Профессия «Врач» (3ч). Дидактическая игра.«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с карточками. Тема 6. Больница (1ч). Сюжетно-ролевая игра. Тема 7. Доктор «Айболит»(2ч). Игра Тема 8. «Кто нас лечит» (2ч). Экскурсия в медицинский кабинет. Место, нахождение кабинета медсестры и врача. Знакомство с основным оборудованием . Для чего нужны лекарства. И Тема 9. «Добрый доктор Айболит» (2ч). Профессия ветеринара Тема 10. «Парикмахерская» (3ч.). Сюжетно-ролевая игра. Профессии все хороши - любую выбирай на вкус (2ч). Эл. Игры Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа», «трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина (шофер). Конкурс «мастерицы». Итог: мультимедиа- люди разных профессия. Тема 11. Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла»(3 ч.). Инсценировка. Тема 12. Профессия «Строитель»(2ч). Дидактическая игра. Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий. Например: штукатур-мастерок, машина-шофер. Тема 13. Строительный поединок (2ч). Игра-соревнование. Разбить детей на несколько команд. Одна группа строит дома из спичек, другая из спичных коробков. Кто быстрее. Тема 14. Путешествие на стройку (1ч). Беседа о стройке Местонахождение строительного объекта. Знакомство со строительными профессиями ,инструментами, техникой. Тема 15.Где работать мне тогда? (2ч). Инсценировка стихотворения Александра Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа(профессия, специальность, классификация).Изображение профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов: Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор». 3 класс (34ч) Тема 1. Что такое профессия(2ч). Игровая программа.Вводное слово о профессиях. Речь труда в жизни человека. Работа с пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень портит..». Закончить пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии по первой букве. По пословице угадать профессию, например: «Куй железо, пока горячо» (кузнец). Тема 2. У кого мастерок, у кого молоток (2ч). Беседа с элементами игры. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием «инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне например, чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник, плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах. Тема 3. Истоки трудолюбия (2ч). Игровой час. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра: «Правильно дорисуй». Тема 4. Домашний помощник (2ч). Игра-конкурс. Введение в игру. Конкурс, кто каким делом занят. Дидактическая игра: «Кто чем занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение пауза». Сказки о том, как опасна лень (В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс: «Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь». Тема 5. Мир профессий (2ч). Викторина. Разминка. Конкурс «Словарь профессий». Конкурс болельщикам. Вопросы о профессии. Загадки о профессиях. Конкурс платков. Конкурс письмо другу (друг просит дать совет по выбору профессии). Конкурс: «отгадай кроссворд», конкурс пословиц о профессиях. Игра эрудит (угадать профессию по первой букве). Например: п (пилот), в (врач). Тема 6. Угадай профессию (2ч). Занятие с элементами игры. Дидактическая игра назови профессию, например: хлеб-хлебороб, одежда-портной. Игра « Черный ящик» (определить на ощупь инструменты). Конкурс художников. Тема 7. Какие бывают профессии (2ч).Занятие с элементами игры. Стихи о профессиях. Пословицы о профессиях. Конкурс угадай профессию. Показ иллюстраций о строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу. Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из одинакова числа геометрических фигур составить: дом, машинку . Тема 8. Куда уходят поезда (2ч). Занятие с элементами игры Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте. Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось». Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что нового мы сегодня узнали. Тема 9. Моя профессия (2ч). Игра «Поле чудес» Наши друзья-книги (1ч). Беседа с элементами игры. Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус, береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик). Тема 10. Откуда сахар пришел (2ч). Беседа. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию» (агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать профессии на все буквы алфавита). Тема 11. Турнир - профессионалов (2ч). Конкурс-игра. Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить профессию, например А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия» (вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик, компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Тема 12. Все профессии нужны, все профессии важны (3ч). Устный журнал :страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая (чтение стихов Д. Родарин «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?»(презентация о людях разных профессий)). Игра. Дискуссия объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана». Тема 13. Стройка (2ч). Конструирование. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными объектом. Виды строительных профессий. Рисунки, сочинения о профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д. Тема 14. Операция «Трудовой десант» (1ч). Практикум. Создание двух бригад. Распределение участков между бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение работы по уборке территории. Тема 15. Уход за цветами (2ч). Практика. Тема 16. Кулинарный поединок (2ч). Беседа по рецептам, проект Беседа-игра «Варим борщ» (выбрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А знаете ли вы?», «Сладкоежек», «Украсим торт», «Что в мешке». Проект. 4 класс (34 ч) Тема 1. Любимое дело мое - счастье в будущем (2ч). Психологическая игра в круге. Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное, строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома, установить порядок создание газеты. Тема 2. По дорогам идут машины (2ч). Беседа-тренинг. История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии шофер. Игра, кто самый внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра: «Какой это знак». Ролевая игра - драматизма «Улица города». Тема 3. Все работы хороши (2ч). Игра-конкурс. Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова. Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра: «Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс «Найди лишнее». Тема 4. О профессии продавца (1ч). Занятие с элементами игры. Важность профессии продавец. Игра: «Умей промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый покупатель». Игра «Магазин». Тема 5. О профессии библиотекаря (2ч). Беседа с элементами игры. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы библиотекаря. Тема 6. Праздник в городе мастеров (2ч). Занятие с элементами игры. «Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Вопросы о мастерах. Разгадывание ребусов. Составление кроссворда. Задание «Самый трудолюбивый», Задание- сценки о профессиях. Тема 7. Работники издательства типографии (2ч). Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1-штат редакции (корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2- Вы редакторы (отредактировать текст). Задание 3- Вы - журналисты (написать текст). Задание 4 Вы - художники (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей работают над созданием газеты. Тема 8. Как проходят вести (2ч). Беседа с элементами игры Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет), телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра «Телефон» с правилами культуры общения . Тема 9. Веселые мастерские (2ч). Беседа. Игра Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор, молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Швейная мастерская. Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов. Тема 10. Путешествие в город Мастеров (1ч). Игра по профессиям Путешествие по одной из профессиональных сфер (человек-человек, человек-техника, человек-природа, человек- художественный образ). Дается задание составить план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями. Например, район «Умелые руки», сказочные жители - самоделки, железный дровосек. Тема 11. Строительные специальности (2ч). Практикум. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд. С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра: «Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы: что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так важно руководствоваться проектами при строительстве здания? Тема 12. Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2ч). Беседа, игры. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке». Мастерская слова. Конкурсигра: «Нитки - иголка». Тема 13. Знакомство с прошлыми профессиями (2ч). Конкурс. Стихи о труде. Рассказ о рабочих профессиях. Конкурс: «Заводу требуются». Информация для любознательных. Знакомство с профессией плотника. Тема 14. Человек трудом прекрасен (1ч). Игра. Тема 15. Умеешь сам - научи другого (1ч). Практикум. Тема 16. Чей участок лучше (2ч). Практикум. Тема 17. Кулинарный поединок (2ч). Практикум. 1класс «Семья, в которой я живу» Содержание Характеристи Основные деятельност ка основных направления и видов воспитательной деятельности деятельности Формы организации деятельности Духовно нравственное воспитание осуществляется за счет: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, Дискуссия о милосердия и предпочтениях дружелюбия); обучающихся в формирования учительской выраженной в профессии. поведении Дискуссия о нравственной любимых позиции, в том воспитателях, числе способности выявление к сознательному главных их выбору добра;качеств, за что развития можно не сопереживания и любить формирования воспитателя, позитивного учителя, отношения к человека. людям, в том числе Работа с к лицам с картинками, ограниченными развивающими возможностями . внимание, здоровья и зрительную инвалидам; память, оказания помощи логическое детям в выработке мышление моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных. 1 раздел: «Человек человек»: . Все работы хороши -Продавец -Врач -Медсестра -Повар Профессии наших мам Профессии наших пап Кто ведет нас по дороге знаний? Развивающее занятие: профессия «Воспитатель -Учитель». Рассказы о первых учителях и воспитателях. Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь .Стихи о профессиях. Дидактическая игра. 2 раздел: «Человек - Дискуссия с обоснованием Трудовое воспитание Объяснительноиллюстративны е; репродуктивны е; частичнопоисковые; исследовательс кие. Работа фронталь ная индивидуальнофронтальная; групповая; индивидуальна я игры, загадки, беседы; практические упражнения для отработки необходимых навыков; выставки; мастер-классы И Игры, дискуссии, мнений, например, о необходимости профессии Развивающее водитель, занятие: тракторист. Профессия Игра «Азбука «Водитель», профессий». «Тракторист» Рассказы , детей, Строитель подготовленны Рассказ о е с родителями профессии по моего папы. предварительн ому заданию. осуществляется в процессе личной художественнотворческой работы по освоению художественных материалов и. удовлетворения от создания реального, практического продукта . Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности . Важны также умения сотрудничать с одноклассникам и, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям. 3 раздел: «Человек – Эстетическое воспитание : техника»: Что такое техника? Устные высказывания конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельно го поиска знаний. художественн ый образ»: Что такое искусство? Развивающие занятия: профессии «актер», «художник» и др . В мире красок. детей по теме. Знакомство с профессией художника, актера и др.. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я художник» «Я - актер» и др. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. приобщение к уникальному российскому культурному наследию: литературному, музыкальному, художественному, театральному и кинематографическ ому; создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов ,проживающих в Российской Федерации; приобщение к классическим и современным высокохудожествен ным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных популяризация российских культурных, нравственных и семейных ценностей; сохранение, поддержки и развитие этнических культурных 4раздел: «Человек природа»: Мы–часть природы. Знакомство с деятельность ю людей в регионе . Моя семья. Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости профессии цветовода. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Работа в кабинете и с подсобным материалом. Экологическое воспитание происходит в процессе художественноэстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства . Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде . 2класс «Город, в котором я живу» Содержание Характерис курса тика основных видов деятельности Основные направления воспитательно й деятельности Формы организаци и деятельнос ти 1раздел:«Человекчеловек»: Кто оберегает наше здоровье? Кто ведет нас по дороге знаний? Люди, которые нас окружают. Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Знакомство с профессией врача. Прессконференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице». Презентация Халат врача, аптечка. Ценности познавательн ой деятельности воспитывают ся как эмоциональн о окрашенный интерес к жизни людей и природы . Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественн ой рефлексии своих наблюдений в художественн о-творческой деятельности . Навыки исследовател ьской деятельности развиваются при выполнении заданий культур ноисторической направленнос ти . 2раздел:«Человек - Дискуссия с техника»: обоснованием Что такое техника? Золотые руки мастера. Справочник Самоделкина. 3раздел:«Человек – художественный образ»: Что такое искусство? Знакомство с жизнью замечательных людей города. Знакомство с достопримечатель ностями города. мнений, например, о необходимости профессии технических специальностей. Игра «Азбука профессий». Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла? Презентация Устные высказывания детей по теме. Знакомство с жизнью замечательных людей города. Знакомство с достопримечатель ностями города. Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание». Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое Игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятел ьного поиска знаний мышление 4раздел: «Человек - природа»: Мы – часть природы. Знакомство с растительным и животным миром. Проблемы экологии. Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости профессии цветовода. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Работа в кабинете и с подсобным материалом. Встреча и беседа с интересным специалистом по вопросам проблем экологии. 3класс «Страна, в которой я живу» Содержание курса Характеристика основных видов деятельности 1 раздел: «Человек Дискуссия о пользе знаний и человек» их влиянии на взрослую : жизнь. Работа с картинками, Наше питание. развивающими внимание, Формирование здорового зрительную память, образа жизни. логическое мышление. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара. Познавательная игра «Русская хозяюшка» Урок-аукцион «Скатерть самобранка» Игры, Дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятель ного поиска знаний. Основные направления воспитательной деятельности Гражданское воспитание включа формирование активной гражданс позиции ,ответственности, основа на традиционных культурных, духовных и нравственных ценнос российского общества развитие культуры межнационального общ приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народо воспитание уважительного отнош к национальному достоинству лю их чувствам, религиозным убеждениям; развитие ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности; . 2 раздел: «Человек техника»: Что такое техника? Предприятия нашего города. 3 раздел: «Человек – художественный образ»: Что такое архитектура? Знакомство с новостройками города. Знакомство с достопримечательностям и города. 4раздел: «Человек природа»: Мы–часть природы. Знакомство с растительным и животным миром. «Красная книга» Проблемы экологии. Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости профессии технических специальностей. Презентация. Решение практических задач и ситуаций. Викторина «Что мы узнали?» Устные высказывания детей по теме. Знакомство с достопримечательностями города. Беседа о предмете деятельности. Разминка «Восприятие информации на слух и её запоминание». Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности. Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости профессии эколога. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Встреча и беседа с интересным специалистом по вопросам проблем экологии. Уход за комнатными растениями. 4 класс «Мир, в котором я живу» Содержание Характеристика деятельности основных видов деятельности . . Основные направления воспитательной деятельности 1 раздел: «Человек человек»: Что такое сфера обслуживания? Профессии людей сферы обслуживания: «парикмахер», «продавец», «почтальон» Дискуссия о пользе знаний и их влиянии на взрослую жизнь. Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Знакомство с профессиями «парикмахер», «продавец», «почтальон» и др. Проблемная ситуация: каким должен быть человек, работающий в сфере обслуживания? 2 раздел: «Человек техника» : Что такое рынок труда? Предприятия нашего города Дискуссия с обоснованием мнений, например, о необходимости профессии технических специальностей. Презентация. Решение практических задач и ситуаций. Викторина «Что мы узнали?» Защита минипроектов «Промышленные предприятия нашего города». Устные высказывания детей по теме. Знакомство с достопримечательностями города. Беседа о предмете деятельности. Разминка КТД «Промышленные предприятия нашего города». 3раздел:«Человек– художественный образ»: Что такое культура? Народное ремесло. КТД «Народные Патриотическое воспитание предусматривает: формирование российской гражданской идентичности; формирование патриотизма, чувства гордости за Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственн за будущее России на основе разв программ патриотического воспи детей, в том числе военнопатриотического воспитания; формирование уменияориентиров в современных общественнополитических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношен ним на основе знания и осмыслен истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; разви уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятн Отечества; ремесла» Подготовка индивидуальных исследовательских проектов. 4раздел: «Человек природа»: Почему нужно быть природе другом? Что такое патриот Родины. Все профессии нужны, все профессии важны. «Восприятие информации на слух и её запоминание». Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Знакомство с профессией архитектора. Беседа о предмете деятельности. Игра «Запомни и воспроизведи!» (на развитие моторной памяти). Защита мини-проектов «Народные ремесла». Дискуссия с обоснованием мнений. Викторина «Что мы узнали?». Работа с картинками, развивающими внимание, зрительную память, логическое мышление. Встреча с представителем профессии. Решение практических задач и ситуаций. Ответственность человека перед законом (беседа). Пресс-конференция на тему «Все профессии нужны, все профессии важны» Тематическое планирование Количество часов № п/п 1 2 3 4 Тема «Человек человек» «Человек техника»: «Человек – художественный образ» «Человек природа» ИТОГО 1-й год. «Семья, в которой я живу» 10 2-й год. «Город, в котором я живу» 3-й год. «Страна, в которой я живу» 4-й год. «Мир, в котором я живу» 8 8 8 7 8 8 8 8 10 10 10 8 8 8 8 33 34 34 34 РЕКОМЕНДОВАНО: Протокол №1 заседания методического совета МБОУ ООШ № 5 29 августа 2023г. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР И.М.Семенова ______________ 29 августа 2023 г. Согласовано: Согласовано: Протокол заседания заместитель директора по УР методического совета №1 ____________ И.М. Семенова от 29 августа 2023г 29 августа 2023г. Календарно - тематическое планирование по курсу «Мир профессий» 1класс на 2023-2024 учебный год Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н. Количество часов: всего 33 час; 1 час в неделю Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой директором приказ № 79 от 29.08.2023года № Тема 1-2 «Все работы хороши» Форма проведения занятие с элементами игры знакомство Дата план 07.09 14..09. 3-4 «Кому, что нужно» дидактическая игра беседа 21.09. 28.09 5-6 «Кто нас учит» занятие с элементами игры беседа 05.10 12.10.. 7-8 «Мы строители» занятие с элементами игр знакомство 910 «Магазин» Знакомство с атрибутами, ролевая игра 19.10. 26.10 09.11. 16.11. 11- «Мы идем в магазин» 12 13- «Аптека» 14 Ролевая игра Знакомство с атрибутами, ролевая игра 15- «Больница» 16 17- «Какие бывают 18 профессии» Знакомство с атрибутами, ролевая игра 19- С.Михалков «Дядя 20 Степа- милиционер» Чтение. Знакомство со службой работников полиции Знакомство, игровой час 23.11. 30.11. 07.12. 14.12. 21.12. 28.12. 11.01. 18.01. 25.01. 01.02. 212223 2425 2627 2829 3031 С.Михалков «Дядя Степа» Чтение, беседа ,викторина К.Чуковский «Доктор Айболит» В.Маяковский «Кем быть?» Уход за цветами Игра-демонстрация, викторина 07.03. 14.03. Чтение, беседа, обсуждение- Кем я хотел бы быть? Практика 21.03. 04.04. Профессия повар «Поварята» 25.04. 02.05. 32 33 Моя семья Экскурсия на кухню школы, викторина Игра -практикум Рассказы и рисунки о профессиях родителей и близких Согласовано: Согласовано: Протокол заседания заместитель директора по УР методического совета №1 ____________ И.М. Семенова от 29 августа 2023г 29 августа 2023г. Календарно - тематическое планирование по курсу «Мир профессий» 2класс на 2023-2024 учебный год Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н. Количество часов: всего 34 часов; 1 час в неделю 08.02. 15.02. 29.02. 11.04. 18.04. 16.05 23.05 Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой директором приказ № 79 от 29.08.2023года № Тема Форма проведения 1-2 «Все работы хороши» 3-4 «Разные дома» Занятие с элементами игры 5-6 «Дачный домик» Аппликация 7-8 «Профессия повар» Экскурсия в школьную столовую, дидактическая игра 91011 121314 1516 171819 2021 222324 2526 «Парикмахерская» 2728 2930 3132 Конструирование Беседа, игра-викторина, сюжетно-ролевые игра «Профессия «Врач» Беседа, занятие с элементами игры, приглашение школьного врач «Моя профессия» игра-викторина, сочинение «Почта» Беседа, сюжетно-ролевые игры «Аптека» Беседа, презентация «Мастерская удивительная профессия» «Профессии все хороши -любую выбирай на вкус» дидактическая игра, конкурсы. Д. Родари «Чем пахнут ремёсла » «Профессия строителей» «Строительный поединок» работа с текстом, практикум Проект дидактическая игра игра соревнований 33- «Путешествие на 34 стройку» Экскурсия, беседа Всего: 34 Согласовано: Согласовано: Протокол заседания заместитель директора по УР методического совета №1 ____________ И.М. Семенова от 29 августа 2023г 29 августа 2023г. Календарно - тематическое планирование по курсу «Мир профессий» 3класс на 2023-2024 учебный год Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н. Количество часов: всего 34 часов; 1 час в неделю Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой директором приказ № 79 от 29.08.2023года № Тема Форма проведения 1-2 «Что такое профессия» игровые программы, проект 3-4 «У кого мастерок, у кого молоток» беседа с элементами игры, викторина 5-6 «Истоки трудолюбия» игровой час 7-8 «Домашний помощник» игра-конкурс, сочинение 9- «Мир профессии» 1011 12- «Угадай профессии» 13 Викторина, ролевая игра занятие с элементами игры Дата план 07.09. 14.09. 21.09. 28.09. 05.10. 12.10. 19.10. 26.10. 09.11. 16.11. 23.11. 30.11. 07.12. 14- «Какие бывают профессии» 15 занятие с элементами игры 14.12. 21.12. 16- «Куда уходят поезда» 17 18- «Моя профессия» 19 20 «Наши друзья-книги» занятие с элементами игры 28.12. 11.01. 18.01. 25.01. 01.02. 21 Игра «Поле чудес». Работа по текстам, проект Экскурсия в библиотеку «Откуда сахар пришел» Презентация, беседа 08.02. 22- «Турнир- профессионалов» 23 конкурс-игра 15.02. 22.02. 24- «Все профессии нужны, все 25 профессии важны» 29.02. 07.03. «Стройка» дидактическая игра, изготовление сборника профессий Строим дом, конструирование «Операция- десант» практикум «Уход за цветами» практикум «Кулинарный поединок» Беседа по рецептам, проект 2627 2829 303132 3334 Всего: 34 Согласовано: Согласовано: Протокол заседания заместитель директора по УР методического совета №1 ____________ И.М. Семенова от 29 августа 2023г 29 августа 2023г. Календарно - тематическое планирование по курсу «Мир профессий» 4класс на 2023-2024 учебный год 14.03 21.03.. 04.04. 11.04. 18.04. 25.04. 02.05. 16.05. 23.05. Педагог дополнительного образования : Терновая А.Н. Количество часов: всего 34 часов; 1 час в неделю Планирование составлено на основе рабочей программы, утверждённой директором приказ № 79 от 29.08.2023года № тема форма проведения Дата план 1-2 «Любое дело - мое счастливое будущее» презентация, работа в группах 07.09. 14.09. 3-4 «По дороге идут машины» беседы - тренинг 21.09. 28.09. 5-6 «Все работы хороши» игра-конкурс 05.10. 12.10 7-8 «О профессии продавец» беседа-тренинг 19.10. 26.10. беседа с элементами .игры 09.11 16.11. 910 «О профессии библиотекарь» 11- «Праздник в городе Мастеров» 12 Занятие с элементами игры 23.11. 30.11. 13- «Работники издательств и 14 типографии» Экскурсия в типографию , ролевая игра 07.12. 14.12. 15- «Как приходят вести» 16 беседа с элементами игры 21.12. 28.12. 17- «Веселые мастерские» 18 Беседа, игра 11.01. 18.01. 19- «Путешествие в город 20 мастеров» профориентации - игра 25.01. 01.02. 21- «Строительные специальности» Практикум, защита проекта 22 08.02. 15.02. 23- «Время на раздумье не теряй, с 24 нами вместе трудись и играй» 22.02. Беседа, игры 29.02. 25- «Знакомство с 26 промышленными профессиями» конкурс 07.03. 14.03. 27- «Человек трудом красен» 28 игры 21.03. 04.04. 29- «Успеешь сам -научи другого» 30 31- «Чей участок лучше» 32 33- «Кулинарный поединок» 34 Всего 34 практикум 11.04. 18.04. 25.04. 02.05. 16.05. 23.05. практикум практикум