РП ВД Функциональная грамотность 4 класс

Пояснительная записка
Программа спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность»
разработана
в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, приказом Министерства
образования и науки РФ № 1576 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в
ФГОС НОО, утвержденный Минобразования РФ от 6.10.2009 г. № 373», с
учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина). Программа «Функциональная
грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические
особенности младшего школьника.
Актуальность спецкурса:
 курс формирует умения, необходимые для решения жизненных задач;
 умения быстро адаптироваться к изменению условий;
 быть способным находить решения из конфликтных ситуаций;
 знать и применять правила относительно своей же безопасности в
отношении своей личности;
 готовность быть способным и ориентированным в ценностях
современного общества, а также ориентирован на успешное
прохождение международного исследования PISSA.
Формирование функциональной грамотности у младших школьников, как
правило ведется по четырём направлениям: читательская, математическая,
финансовая и естественно – научная.
Цель программы:
создавать условия для развития функциональной грамотности.
Цели и задачи блоков курса:
«Читательская грамотность»Целью –
 является развитие способности учащихся к осмыслению письменных
текстов и рефлексией на них,
 использования их содержания для достижения собственных целей,
 развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Задачи  умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
«Математическая грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности определять и
понимать роль математики в мире, в котором они живут,
 высказывать хорошо обоснованные математические суждения и
использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному
и мыслящему гражданину.
Задачи:
 способность проводить математические рассуждения;
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
«Финансовая грамотность» Целью –
 является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье,
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для
решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
«Етественно-научная грамотность» Целью –
 является формирование у обучающихся способности использовать
естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях
проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Задачи:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для


объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Общая характеристика спецкурса «Функциональная грамотность»
Функциональная грамотность – это способность и умение самостоятельно
искать, анализировать, обрабатывать и усваивать необходимую информацию
из различных источников. В современном обществе каждому человеку
приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации, чтобы
уверенно ориентироваться этом потоке, необходимо иметь элементарные
навыки работы с информацией, такие как: поиск, анализ, обработка,
хранение, использование и применение информации в максимально
рациональной форме. Для того чтобы у обучающихся 3-4классов процесс
формирования функциональной грамотности проходил качественно, в
тренажерах для детей собраны задания различных видов: диаграммы,
графики, опыты, задания на сравнение, анализ и классификацию.
Выполнение заданий будет способствовать развитию у детей произвольного
внимания, познавательных интересов и потребностей, увеличению
словарного запаса, умению использовать различные средства коммуникации
для грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Место спецкурса «Функциональная и финансовая грамотность» в
учебном плане МБОУ ООШ №5.
На изучение данного спецкурса в учебном плане МБОУ ООШ № 5
отводится 32 ч. (из расчёта 1 ч. в неделю, всего 32 недели, 4 класс – 32 часа).
Модуль «Читательская грамотность» - 8 ч. в год.
Модуль «Математическая грамотность» - 8 ч. в год.
Модуль «Естественнонаучная грамотность» - 8 ч. в год.
Модуль «Финансовая грамотность» - 8 ч. в год.
Всего – 32 ч. в год
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Практические упражнения
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
 осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в
обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о
семейном бюджете;
 овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в
области семейных финансов;

осознавать личную ответственность за свои поступки;
 -уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных
ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
 осваивать способы решения проблем творческого и поискового
характера: работа над проектами и исследованиями;
 использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
 овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;
 использовать знаково-символические средства, в том числе
моделирование;
 ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного;
 делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную
от окружающих;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
объекты;
 преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
 проявлять познавательную и творческую инициативу;
 принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, в том числе во внутреннем плане;
 контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие
коррективы в их выполнение;
 уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;оценивать правильность выполнения действий: самооценка и
взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии
с поставленными задачами и отображать предметное содержание и
условия деятельности в речи;
 слушать и понимать речь других;
 совместно договариваться о правилах работы в группе;
 доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста);


учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя,
критика).
Предметные
результаты изучения
блока «Читательская
грамотность»:
 способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о
них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
 умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
 умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
 умение составлять речевое высказывание в устной и письменной
форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные
результаты изучения
блока «Етественно-научная
грамотность»:
 способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для
объяснения естественно-научных явлений и формулирования
основанных на научных доказательствах выводов;
 способность понимать основные; особенности естествознания как
формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
 способность формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах;
 способность проводить математические рассуждения
 способность использовать математические понятия, факты, чтобы
описать, объяснить и предсказывать явления;
 способность понимать роль математики в мире, высказывать
обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
 понимание и правильное использование финансовых терминов;
 представление о семейных расходах и доходах;
 умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
 представление о различных видах семейных доходов;
 представление о различных видах семейных расходов;
 представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать
следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;







поведение
детей
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса
эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли
ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование 4 класс (32 ч)
№
Раздел
п/п
1 Читательская
грамотность

Кол-во
часов
1
1
1
1
2
1
1

2.

Естественнонаучная
грамотность

1
1
1
1
1
1
1
1

3.

Финансовая
грамотность

2
1
1
2
1
1

4.

Математическая
грамотность

1
2
1
1
2
1

Итого

Содержание
Старинная женская
одежда.
Старинные женские
головные уборы.
Старинная мужская
одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской
семьи на Руси.
Внутреннее убранство и
предметы обихода русской
избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше
в России
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство
Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Потребительская корзина.
Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки,
бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в
путешествие.

Формы внеурочной деятельности

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискусс
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискусс
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискусс
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискусс
Практические упражнения

32

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета совета
МБОУ ООШ № 5
от _29.08. 2023 г. №_1__

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова ______________
«__29___» _08__2023_ г.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
Педагогического совета совета МБОУ ООШ № 5
от _29.08. 2023 г. №_1__

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР
И.М.Семенова ______________
«__29___» _08__2023_ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
Учитель: Агеева Валентина Валентиновна
Количество часов: всего 32 часа, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе рабочей программы учителя начальных классов
Агеевой В.В., утвержденной директором приказ № _79_ от 29.08.2023_ года.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.
Жилище крестьянской семьи на Руси.
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы.
История посуды на Руси.
Какие деньги были раньше в России
Томат.
Болгарский перец.
Картофель.
Баклажан. Семейство Паслёновые.
Лук.
Капуста.
Горох.
Грибы.
Творческая работа.
Потребительская корзина.

Дата
План Факт
01.09
08.09
15.09
22.09
29.09
06.10
13.10
20.10
27.10
10.11
17.11
24.11
01.12
08.12
15.12
22.12
12.01

Прожиточный минимум.
Инфляция.
Распродажи, скидки, бонусы.
Благотворительность.
Страхование.
В бассейне.
Делаем ремонт.
Праздничный торт.
Обустраиваем участок.
Поход в кино.
Отправляемся в путешествие.
Составляем словарик по финансовой грамотности.
Старинная женская одежда.
Старинные женские головные уборы.
Старинная мужская одежда и головные уборы.

19.01
26.01
02.02
09.02
16.02
01.03
15.03
22.03
05.04
12.04
19.04
26.04
03.05
17.05
24.05

Тема занятия

Литература:
1.Учение с увлечением. Функциональная деятельность Тренажёр для школьников. 3 класс.
ООО «Планета», 2022.
2. Финансовая грамотность . Учимся разумному финансовому поведению . Юлия
Корлюгова, Елена Гоппе.
3.С. Федин Финансовая грамотность: материалы для учащихся 2-3 классов в 2 частях/
Учимся разумному финансовому поведению/. М.:ВАКО,2020
4. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» в 3 томах. Т.1 для 14 классов/составители :Н.П. Моторо, Н.В. Новожилова,-Москва,2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».