ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ ООШ №5, реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего образования на 2023-2024 учебный год Учебный план МБОУ ООШ №5, реализующей основные образовательные программы начального общего, основного общего образования (далее – учебный план МБОУ ООШ №5), обеспечивает реализацию требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС), федеральных основных общеобразовательных программ (далее – ФООП), фиксирует максимальный аудиторный объем нагрузок обучающихся в соответствии с требованиями к организации образовательной деятельности к учебной нагрузке при 5дневной учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее - Санитарно-эпидемиологические требования), состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. В соответствии с ч. 6.1. ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) содержание и планируемые результаты разработанных МБОУ ООШ №5 основных общеобразовательных программ не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ (часть 6.1 введена Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ). МБОУ ООШ №5 вправе предусмотреть перераспределение предусмотренного в федеральном учебном плане времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения иных учебных предметов, в том числе на организацию углубленного изучения отдельных учебных предметов и профильное обучение (ч. 6.2. ст. 12 Федерального закона, введена Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ). МБОУ ООШ №5 предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир», а при реализации обязательной части образовательных программ основного общего образования федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (ч. 6.3. ст. 12 Федерального закона, введена Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ). В 2023-2024 учебном году реализуются обновленные федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего образования (ФГОС НОО, ФГОС ООО) в 1-2 классах – обязательное введение, 3-4 классы – по рекомендации Минпросвещения России (письма от 15.02.2022 № АЗ-113/03, от 22.05.2023 № 03-870); 5-6 классы - обязательное введение, 7 классы – по рекомендации Минпросвещения России с учетом необходимости введения нового учебного предмета «Вероятность и статистика» начиная с 7 класса (письмо от 15.02.2022 № АЗ113/03, от 22.05.2023 № 03-870). Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения); распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, 5-9 классов - на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Учебные занятия в 1-9 классах проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся 2-9 классов – 34 учебные недели. В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый. Продолжительность урока для 2-9 классов 45 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10). Часть, формируемая участниками образовательных отношений (компонент образовательного учреждения), является вариативной частью учебного плана и используется с учетом направленности основной образовательной программы образовательного учреждения, а также для углубленного изучения учебных предметов обязательной (инвариантной) части, для введения новых учебных предметов и курсов. Уровень начального общего образования В соответствии с ФГОС НОО количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954 часов и более 3345 часов. Для начального уровня общего образования при 5-дневной учебной недели используется приложение №2 – обучение ведется на русском языке. Обязательная предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». Федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» применяются непосредственно при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования. При 5-дневной учебной неделе обязательная часть учебного предмета «Русский язык» в 1-4 классах составляет 5 часов в неделю, «Литературное чтение» в 1-4 классах - 4 часа в неделю. Обязательная предметная область «Иностранный язык» включает обязательный учебный предмет «Иностранный (английский) язык» во 2-4 классах в объеме 2 часов в неделю. Обязательная предметная область «Математика и информатика» представлена обязательным учебным предметом «Математика» в 1-4 классах (4 часа в неделю). Обязательная предметная область «Технология» представлена обязательным учебным предметом «Технология» (1 час в неделю). Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается как обязательный по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» применяется непосредственно при реализации обязательной части образовательной программы начального общего образования. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в неделю в 4 классе. Выбор учебного модуля ОРКСЭ - «Основы православной культуры», осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В обязательную предметную область «Искусство» включены обязательные учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю). Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3 часов в неделю в 1, 2 и 3 классах. В 4 классе изучается в объеме 2 часов в неделю, а третий час физической культуры реализовывается за счет 1 часа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (посещение занятий «Спортивные и подвижные игры»). Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 21 час в неделю, во 2-4 классах – 23 часа в неделю. Сдвоенные уроки в 1-4 классах не проводятся. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется на увеличение учебных часов по физической культуре, с целью удовлетворения потребностей обучающихся в физическом развитии и совершенствовании. Недельный учебный план МБОУ ООШ №5 на уровне начального общего образования (1-4 классы) на 2023-2024 учебный год I вариант (5-дневная учебная неделя, приложение №2) Предметная область Учебный предмет 1 Количество часов в неделю 2 3 4 Обязательная часть Русский язык 5 5 5 5 Литературное чтение 4 4 4 4 Иностранный язык Иностранный язык (англ.) 0 2 2 2 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 Основы религиозных культур и светской этики 0 0 0 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 Музыка 1 1 1 1 Технология Технология 1 1 1 1 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 20 22 22 23 Русский язык и литературное чтение Обществознание и естествознание ("окружающий мир") Основы религиозных культур и светской этики Искусство Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Физическая культура 1 1 1 0 Итого 1 1 1 0 ИТОГО недельная нагрузка 21 23 23 23 Количество учебных недель 33 34 34 34 Всего часов в год 693 782 782 782 План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска Учебные курсы Разговоры о важном Функциональная грамотность Мир профессий Дончата Основы логики и алгоритмики В мире книг Спортивные и подвижные игры Моя художественная практика Экологический отряд Орлята России Друзья пожарных ЮИД ИТОГО недельная нагрузка 1 1 1 1 1 1 1 0 2 1 0 0 1 10 Количество часов в неделю 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 2 2 1 1 0 1 1 0 0 0 10 10 4 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 10 Уровень основного общего образования В соответствии с ФГОС ООО количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 и более 5848 часов. Для основного уровня общего образования при 5-дневной учебной недели используется приложение № 6 – обучение ведется на русском языке. Федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» применяются непосредственно при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования. Обязательная предметная область «Русский язык и литература» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литература». Обязательная предметная область «Иностранные языки» включает обязательный учебный предмет «Иностранный (английский) язык». Обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) согласно ФГОС ООО входит в учебный план как обязательная предметная область. В 2023-2024 учебном году изучается в 5 и 6 классах как обязательный учебный предмет в объеме 1 часа в неделю, в 7 и 8 классах за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из обязательных учебных предметов «История» (5-9 классы), «Обществознание» (6-9 классы), «География» (5-9 классы). Учебный предмет «История» изучается в объеме 3 часов в неделю и включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В связи с реализацией модуля «Введение в Новейшую историю России» в курсе «История России» в 9 классе количество часов на изучение учебного предмета увеличено до 2,5 часов в неделю (инвариант) и добавлено 0,5 часа в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В обязательную предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные предметы «Математика» (5-6 классы), «Алгебра» (7-9 классы) и «Геометрия» (7-9 классы), «Вероятность и статистика» (7 класс), «Информатика» (6-9 классы). Обязательный учебный предмет «Вероятность и статистика» изучается начиная с 7 класса. В соответствии с методическими рекомендациями по введению ФООП (письма Минпросвещения России от 03.03.2023 № 03-327, от 22.05.2023 № 03-870) при переходе на ФООП не в первый год изучения на соответствующем уровне общего образования изучение вероятностно-статистического содержания в рамках учебного курса «Алгебра» в 8 и 9 классах ведется модульно за счет добавления 1 часа из инвариантной части учебного плана и внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Вероятность и статистика» в объеме 1 часа в неделю в 8 классе, 2 часа в неделю в 9 классе (организация текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обязательны). В обязательную предметную область «Естественно-научные предметы» включены обязательные учебные предметы «Физика» (7-9 классы), «Химия» (8-9 классы), «Биология» (5-9 классы). В соответствии с ФГОС ООО обязательные учебные предметы «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» изучаются как на базовом, так и на углубленном уровнях. В обязательную предметную область «Искусство» входят обязательные учебные предметы «Музыка» (5-8 классы) и «Изобразительное искусство» (5-7 классы). Обязательная предметная область «Технология» включает обязательный учебный предмет «Технология» (5-9 классы). Учебный предмет «Технология» в 5-7 классах изучается по 2 часа в неделю, в 8-9 классах – по 1 часу в неделю. Обязательная предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена обязательными учебными предметами «Физическая культура» (5-9 классы) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (8-9 классы). Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в 5 классе изучается в объеме 3 часа в неделю за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В 6-9 классах изучается по 2 часа в неделю, третий час реализовывается за счет 1 часа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению (посещение занятий «Спортивные и подвижные игры»). «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классах в объеме 1 час в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 5 классе составляет 29 часов, в 6 классе - 30 часов, в 7 классе - 32 часа, в 8-9 классах - 33 часа. Недельный учебный план МБОУ ООШ №5 на уровне основного общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5-9 классы) на 2023-2024 учебный год, I вариант (5-дневная учебная неделя, приложение №6) Предметная область Учебный предмет 5 Количество часов в неделю 6 7 8 5 3 3 5 0 0 0 0 2 0 1 0 0 1 1 1 2 2 0 1 6 3 3 5 0 0 0 0 2 1 1 0 0 1 1 1 2 2 0 1 9 Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Искусство Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Основы духовно-нравственной культуры народов России Итого Русский язык Литература Иностранный язык (англ.) Математика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика История Обществознание География Физика Химия Биология Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Основы духовно-нравственной культуры народов России 27 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Наименование учебного курса Русский язык Информатика История Физическая культура Основы духовно-нравственной культуры народов России Итого ИТОГО недельная нагрузка Количество учебных недель Всего часов в год 1 0 0 1 0 2 29 34 986 0 1 0 0 0 1 30 34 1020 4 2 3 0 3 2 1 1 2 1 2 2 0 1 1 1 2 2 0 0 3 2 3 0 4 2 0 1 2 1 2 2 2 2 0 1 1 2 1 0 3 3 3 0 4 2 0 1 2.5 1 2 3 2 2 0 0 1 2 1 0 30 31 32.5 0 0 0 0 2 2 32 34 1088 0 0 0 0 2 2 33 34 1122 0 0 0.5 0 0 0.5 33 34 1122 План внеурочной деятельности (недельный) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска Учебные курсы Спортивные и подвижные игры Памятные места моего края Юнармия РДШ ЮИД Трудовой десант Музыкальная студия Я-Ты-Он-Она - вместе целая страна Разговоры о важном Функциональная грамотность: учимся для жизни Россия - Мои горизонты Инфознайка Полиглот Вероятность и статистика ИТОГО недельная нагрузка 5 0 0 1 0 1 0 1 1 1 1 6 1 1 1 0 1 0 0 0 1 1 Количество часов в неделю 7 1 1 1 1 0 0 0 0 1 1 1 2 1 0 10 1 2 1 0 10 1 1 1 1 10 8 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 9 1 1 0 1 0 1 0 0 1 1 1 1 1 1 10 1 0 1 2 10 Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксаций их достижений в классных журналах в виде отметок. Обучающиеся, временно обучающиеся в санаторно-лесных школах, реабилитационных и других общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе результатов их аттестации в этих учебных заведениях. Обучающиеся 2-9 классов аттестуются по всем предметам по окончании четверти. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план. Текущий контроль успеваемости проводится в форме контрольной работы, тестирования во 2-9-х классах по учебным предметам русский язык и математика на начало учебного года (диагностический), в III и IV четвертях. Контроль техники чтения осуществляется в 1 классе во втором полугодии (январь, апрель), во 2-4 классах в I,III, IV четвертях. По учебным предметам история (5-9 классы), обществознание (6-9 классы), иностранный (английский) язык (5-9 классы), физика (7-9 классы), география (5-9 классы), биология (5-9 классы), химия (8,9 классы) - 1 раз в полугодие. Учебный план МБОУ ООШ №5 соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает выполнение положений федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ ООШ №5, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2023-2024 учебный год вариант 1 Учебный план МБОУ ООШ №5, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу в рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с легкой умственной отсталостью, с 9-летним сроком обучения, разработан на основе требований следующих нормативных документов: - Устава ОУ; - Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; - Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020г. №766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254"; - Письма Министерства просвещения РФ от 29.10.2020 №ВБ-2018/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ; - Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области». В 7 классе продолжается обучение по предметным областям. Срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 5 лет. Продолжительность учебного года на ступени основного общего образования составляет в 7 классе — 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В 7 классе продолжительность урока 45 минут. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20. Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Предметная область «Язык и речевая практика» содержит обязательные учебные предметы «Русский язык» (4 часа в неделю), «Чтение» (4 часа в неделю). Учебный предмет «Русский язык» является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения учебному предмету «Русский язык» и «Чтение» – научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Предметная область «Математика» содержит обязательный учебный предмет «Математика» (3 часа в неделю) и «Информатика» (1 час в неделю). В образовании детей с умственной отсталостью предмет «Математика» представлен элементарной математикой и в его структуре – геометрические понятия. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Основная задача предмета «Информатика» - усвоение учащимися правил работы и поведения при общении с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших тренажеров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний на уроках. Предметная область «Естествознание» содержит обязательный учебный предмет «Биология» (2 часа в неделю). Изучение учебного предмета «Биология» формирует у обучающихся знания об элементах живой природы (о строении и жизни растений), правильное понимание о строении и общих биологических особенностях цветковых растений. Предметная область «Человек и общество» содержит обязательные учебные предметы «География» (2 часа в неделю), «Основы социальной жизни» (2 часа в неделю) и «История Отечества» (2 часа в неделю). Изучение учебного предмета «География» расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Учебный предмет «Основы социальной жизни» призван подготовить обучающихся к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе, правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи. Учебный предмет «История Отечества» направлен на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. Содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Образовательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) содержит учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Изучается в объеме 1 часа в неделю, за счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Образовательная область «Технология» предусматривает изучение обязательного учебного предмета «Профильный труд» (7 часов в неделю), что дает возможность обучающимся овладеть элементарными приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. Образовательная область «Физическая культура» предусматривает изучение обязательного учебного предмета «Адаптированная физическая культура» (2 часа в неделю). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5-дневной учебной неделе (Вариант 1) в 7 классе – 1 час в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 7 классе – 30 часов в неделю, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению личностных результатов, включающих индивидуальноличностные качества, жизненные и социальные компетенции и целостные установки. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному образовательному маршруту. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Трудовое обучение осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности. В целях реабилитации личности умственно отсталого ребёнка на уроках проводится коррекционная работа: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие пространственной ориентировки; развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков и обогащение словарного запаса через ориентировку в задании и составлении плана работы; через приёмы, повышающие активную мыслительную деятельность (сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, обобщение и классификация); через формирование умения ориентироваться в различных источниках информации в ходе проведения игр, экскурсий, практических работ. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Основные принципы организации внеурочной деятельности: учёт возрастных особенностей, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, связь теории с практикой, доступность и наглядность, включение в активную жизненную позицию. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения адаптированной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Внеурочная деятельность для обучающегося 7 класса организуется по направлениям развития личности: коррекционно-развивающее, духовно-нравственное, социальное, спортивно-оздоровительное. Содержание коррекционно-развивающей области представлено психокоррекционными занятиями, которые реализуются в рамках внеурочной деятельности в объеме 6 часов в неделю. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных занятий, осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающегося с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации. Учебный план (недельный) МБОУ ООШ №5 на 2023-2024 учебный год в рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 (Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1026) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю VII Обязательная часть (вариант 1) инв КОО всего 1.1 Русский язык 4 4 1. Язык и речевая практика 1.2 Чтение 4 4 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек и общество 5. Основы духовно-нравственной культуры народов России 6. Физическая культура 7. Технология 2.1 Математика 3 3 2.2 Информатика 1 1 3.1Биология 4.1 География 4.2 Основы социальной жизни 4.3 История Отечества 5.1 Основы духовно-нравственной культуры народов России 6.1 Адаптивная физическая культура 7.1 Профильный труд 2 2 2 2 2 2 2 2 2 7 Итого: 29 Коррекционно-развивающая Психокоррекционные занятия Разговоры о важном Памятные места моего края Россия – Мои горизонты Спортивные и подвижные игры Внеурочная деятельность Итого: 1 1 2 7 1 30 6 1 1 1 1 10