Программа профилактики учебной неуспешности

Наименование
Программы
Основные
разработчики
Исполнители
Основание
разработки
Программы

Цели
Программы

Основные
задачи
Программы

Программа профилактики
учебной неуспешности
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
основной общеобразовательной школы №5 города Новошахтинска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»

1) Профилактика и предотвращение появления низких
образовательных результатов
2) Повышение
качества
образовательных результатов
учащихся за счет выстраивания внутришкольной системы
профилактики учебной неуспешности
создать условия для организации внутришкольной системы
эффективной работы с учащимися по профилактике и
предотвращению низких образовательных результатов
обеспечить
учащегося

учет

индивидуальных

результатов

каждого

выявить причины затруднений учащихся по результатам
мониторинга предметных и метапредметных результатов в
рамках внутренней системы оценки качества образования
обеспечить разработку и реализацию индивидуальных планов
по ликвидации учебных дефицитов для всех учащихся,
имеющих риски учебной неуспешности
обеспечить психолого – педагогическое сопровождение
учащихся с рисками учебной неуспешности и их родителей
(законных представителей)
обеспечить охват учащихся, имеющих риски учебной
неуспешности, программами дополнительного образования в
соответствии с их потребностями, организация их участия в
конкурсах, олимпиадах

Сроки
реализации
Основные
показатели
Программы
(ожидаемые
результаты)

2022-2023 учебный год
•
•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

Перечень
разделов
Программы

доля учащихся, у которых выявлены риски учебной
неуспешности – 0%
доля учащихся с трудностями в обучении у которых определены
причины учебной неуспешности – 100% (от количества
учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности)
доля учащихся, имеющих риски учебной неуспешности,
для которых разработаны и реализуются индивидуальные планы
по ликвидации учебных дефицитов - 100% (от количества
учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности)
доля учащихся, имеющих риски учебной неуспешности,
посещающих индивидуальные занятия - 100% (от количества
учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности)
доля учащихся, демонстрирующих индивидуальный прогресс по
достижению учебных результатов- 100% (от количества
учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности)
доля
учащихся, которым
оказана
психологопедагогическая помощь- 100% (от количества учащихся, у
которых выявлены риски учебной неуспешности)
доля родителей (законных представителей) учащихся,
вовлеченных в мероприятия по профилактике учебной
неуспешности - 100% (от количества учащихся, у которых
выявлены риски учебной неуспешности)
доля учащихся, имеющих риски учебной неуспешности,
охваченных программами дополнительного образования в
соответствии с их потребностями - 100% (от количества
учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности)
доля учащихся, имеющих риски учебной неуспешности,
принявших участие в конкурсах - 100% (от количества
учащихся, у которых выявлены риски учебной неуспешности)
доля
педагогических работников, прошедших
повышение квалификации по вопросам профилактики и
преодоления учебной неуспешности - 100%
доля педагогических работников, вовлеченных в мероприятия
по внедрению и распространению успешного педагогического
опыта по профилактике учебной неуспешности – 80%

Раздел I. Паспорт Программы
Раздел II. Пояснительная записка. Обоснование проблемы
Раздел III. Основные направления Программы и механизмы их
реализации.

Раздел IV. Основные риски Программы и пути их минимизации
Раздел V. Заключительные положения
Приложение («дорожная карта»)
Объем и
источники
финансирования
Ожидаемые
-сформирована и функционирует внутришкольная система
результаты
эффективной работы с учащимися и их родителями (законными
реализации
представителями) по профилактике и
Программы.
предотвращению низких образовательных результатов
-повышение качества образовательных результатов
-снижение уровня учебной неуспешности
-совершенствование
профессиональной компетентности и
профессионального роста педагогов школы по вопросам
профилактики учебной неуспешности

Раздел II. Пояснительная записка. Обоснование проблемы
В настоящее время одна из первоочередных задач работы школы - повышение
качества обучения через создание системы глубокого индивидуального учёта знаний
учащихся с разным уровнем учебных возможностей в условиях реализации ФГОС .
В течение двух последних лет показатель качества обучения по школе остается
стабильным – 35% (на уровне НОО- снижение на 8%, на уровне ООО- повышение
на 3%). По итогам 2021-2022 учебного года учащийся 5-9 классов остаются в
группе резерва ударников, из которых 3 человека имеют по одной «3». Кроме того,
в группе резерва отличников остаются 14 учащихся. По результатам ОГЭ 2022 года,
отмечается повышение качества обучения по русскому языку , математике.
Посещение уроков администрацией школы в течение 2021-2022 учебного года
(около 50 уроков) показывает, что учителя-предметники испытывают трудности в
осуществлении

дифференцированного

подхода

в

обучении,

развитии

функциональной грамотности у школьников в соответствии с требованиями ФГОС
в условиях современной цифровой образовательной среды.
Таким образом, анализируя работу педколлектива по повышению качества
обучения в 2021-2022 году можно отметить, что по итогам учебного года не удалось
добиться больших положительных изменений в данном направлении. На начало
2022-23 учебного года доля учащихся, у которых выявлены риски учебной
неуспешности составляет 15%.

Раздел III. Основные направления Программы и механизмы их реализации
1. Координация и управление
1.1. Определение ответственного координатора Программы на школьном
уровне.
1.2. Разработка и реализация Программы
2. Повышение профессиональной компетентности
педагогических и управленческих кадров
2.1. Разработка и реализация перспективного плана повышения квалификации
по вопросам профилактики и преодоления школьной неуспешности
3. Методическое обеспечение
3.1. Планирование и организация методической работы школы, организация
работы проблемных групп и школьных методических объединений учителей по
вопросам профилактики и преодоления школьной неуспешности
3.2. Анализ результатов образовательной деятельности школы. Выявление
учащихся с трудностями в обучении, определение причин учебной
неуспешности.
4. Мониторинг
4.1. Проведение мониторинга реализации Программы. Внесение
необходимых изменений.
5. Методы сбора информации
5.1. Анализ результатов мониторинга образовательной деятельности,
динамики показателей качества образования в рамках школьной системы
оценки качества образования
5.2. Анализ уровня профессиональной компетентности и профессионального
роста педагогов школы.
5.3. Анализ результатов диагностических исследований учащихся и родителей
(законных представителей)

Раздел IV. Основные риски Программы и пути их минимизации
Основные риски

Пути их минимизации

Неготовность коллектива школы к
преобразованиям, направленным на Разработка реалистичной Программы
устранение существующих проблем
Организация повышения квалификации,
вовлечение
в
различные
формы
методической работы на разных уровнях.
Недостаточная квалификация педагогов
Организация эффективной работы с
школы, низкая мотивация на повышение
молодыми
специалистами,
системы
профессионального уровня
наставничества.
Применение методов материального и
морального стимулирования педагогов.
Оптимизация педагогической нагрузки
Высокий
уровень
педагогической
учителей-предметников при составлении
нагрузки учителей-предметников
расписания уроков
Недостаточная
корректировке
Программы

оперативность
при
Оперативный
мониторинг
плана
реализации
мероприятий Программы

выполнения

Информирование родителей о деятельности
школы по профилактике и преодолению
учебной
неуспешности.
Привлечение
Отсутствие
заинтересованности
у родителей к планированию и проведению
родителей (законных представителей) совместных мероприятий.
Выявление
уровня
удовлетворенности
учащихся
родителей
(законных
представителей)
организацией образовательной деятельности
школы
Раздел V. Заключительные положения
Срок реализации программы – 1 учебный год. При необходимости в программу
могут быть внесены изменения.

Дорожная карта
по реализации мероприятий программы профилактики учебной неуспешности
МБОУ ООШ№5
№

Мероприятие

Сроки выполнения

Ответственный

1.1

1. Организационные мероприятия
Определение координатора Программы на
Сентябрь 2022 г.
Коваленко Л.Н.
школьном уровне.
директор МБОУ

1.2

Разработка Программы

Сентябрь 2022 г.

1.3

Проведение мониторинга реализации
Программы. Внесение необходимых

В конце каждой
учебной

изменений

1.4

Анализ результатов реализации
Программы по итогам учебного года

Коваленко Л.Н.
директор МБОУ

Коваленко Л.Н.
директор МБОУ,
заместитель директора
по УР Семенова И.М.

четверти, 2022-23 уч.
года

Июнь 2023 г.

Показатели

Координатором
программы назначена
заместители директора
по УР Семенова И.М.

Приказ об утверждении
Программы
профилактики
школьной
неуспешности от
Наличие объективной
информации
о

качестве
и
результативности
принимаемых мер

Коваленко Л.Н.
директор МБОУ,
заместитель директора

Наличие объективной
информации о
результатах

по УР Семенова И.М.

1.5

Определение координатора Программы на

Сентябрь 2022 г.

Коваленко Л.Н.
директор МБОУ

реализации
мероприятий
программы, их
эффективности
Координатором
программы назначена
заместители директора
по УР Семенова И.М.

школьном уровне.

2. Организационно-методическое сопровождение.
Мероприятия, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогических и управленческих кадров.
2.1
Анализ работы школы по вопросам Июнь 2022г.
Заместитель директора Наличие объективной
профилактики и предупреждения учебной
по УР: Семенова И.М.
информации об уровне
неуспешности
организации работы в
школе по вопросам
руководители
ШМО, профилактики
и
предупреждения
учебной неуспешности
2.2
Анализ образовательной деятельности В конце учебной
Заместитель директора Выявлены
проблемы
четверти, года
школы.
по УР: Семенова И.М.
(затруднения)
в
Анализ
результатов
мониторинга
организации
и
предметных
и
метапредметных
осуществлении
результатов в рамках внутренней системы
руководители ШМО
образовательной
оценки качества образования
деятельности,
определены
направления
для

2.3

2.4

устранения
выявленных пробелов.
Выявлены
учащиеся,
имеющие
риски
учебной неуспешности
Разработка
перспективного
плана В течение учебного года заместитель директора В школе разработан и
по УР: Семенова И.М.
реализуется
повышения квалификации.
перспективный
план
Организация повышения квалификации
повышения
педагогов школы.
квалификации.
Обеспечены условия
для
обучения
руководителя
и
педагогов на курсах
повышения
квалификации.
Разработка плана методической работы с Август 2022 г.
заместитель директора В школе разработан и
учетом результатов анализа уровня
по УВР: Семенова И.М. реализуется
план
методической работы.
организации работы школы по вопросам
Обеспечено
профилактики и предупреждения учебной
методическое
неуспешности
сопровождение
деятельности
по
предупреждению
и
профилактике учебной
неуспешности

2.5

«Методические недели»

Методическая неделя «Современные
технологии на уроках в начальной школе как
условие выхода на новые образовательные
результаты в ходе реализации обновленных
ФГОС».(декабрь) -начальная школа.
Методическая неделя «Современные подходы к
организации уроков в основной школе в
условиях реализации обновленных ФГОС как
средство повышения качества»( февраль)
основная школа
«Педагогический совет»

Декабрь 2022

Февраль 2023

Ноябрь 2022

Педагогический совет №2 по теме «
Патриотическое воспитание как
систематическая и целенаправленная
деятельность школы по формированию у
учащихся гражданского сознания»(ноябрь)

Педагогический совет №4 по теме: «Формы
работы школы по социальной адаптации и
успешности обучающихся в современном
обществе. Методы и приемы организации
ситуации успеха как одно из направлений
социализации обучающихся». (март)
Педагогический совет №3 по теме:
Использование возможностей цифровой
образовательной среды для повышения
познавательного интереса обучающихся в ходе

Март 2023

Январь 2023

Заместитель директора
по УР Семенова И.М.

Повышение
квалификации
педагогов по вопросам
профилактики
и
предупреждения
учебной неуспешности.
Повышение качества
преподавания
и
качества обучения за
счет
использования
эффективных
современных методов и
технологий обучения.

реализации обновленных ФГОС» (январь)

 «Формирование функциональной
грамотности учащихся на уровне
ООО
и
СОО.
Читательская
грамотность»,
 «Формирование функциональной
грамотности учащихся на уровне
НОО, читательская грамотность»
 «Формирование функциональной
грамотности учащихся на уровне
ООО и СОО. Математическая
грамотность»
 «Формирование функциональной
грамотности учащихся на уровне
НОО.
Математическая
грамотность.»
 «Формирование функциональной
грамотности учащихся на уровне
ООО и СОО. Естественно-научная
грамотность»
 «Формирование основ финансовой
грамотности
у
младших
школьников».
Обмен
опытом
работы
учителейпредметников в рамках проведения
школьных методических объединений
(взаимопосещение уроков/ представление
опыта работы в рамках ШМО, разработка
и реализация школьных инновационных
проектов, направленных на повышение
качества образования)

Чебаненко Е.Д.
Афонина М.М.
Гамеева О.В.
Савченко Т.В.
Агеева В.В.
Семенова А.Н.
1 раз в четверть

В течение учебного
года

Руководители ШМО

Участие
учителей-предметников
в
проведении методических мероприятий
(семинаров,
конференций,
мастерклассов,
научно-практических
конференций и т.п.) на школьном и
городском уровне

2.6

3.1

В течение учебного года Заместитель директора Повышение
по УР: Семенова И.М.,
квалификации
руководители ШМО
педагогов по вопросам
профилактики
и
предупреждения
учебной неуспешности.
Повышение качества
преподавания
и
качества обучения за
счет
использования
эффективных
современных методов и
технологий обучения.
Сентябрь – октябрь
Заместитель директора Повышение
уровня
2022
компетентности
по УР: Семенова И.М.,
педагогов по вопросам
руководители ШМО
профилактики
и
предупреждения
учебной неуспешности.

Изучение
на
заседаниях
ШМО
«Методических
рекомендаций
по
преподаванию учебных предметов в
образовательных организациях с высокой
долей учащихся с рисками учебной
неуспешности», размещенные на сайте
ФГБНУ
«Федеральный
институт
педагогических измерений» (ФИПИ)
3. Мероприятия, направленные на повышение качества образования, снижение уровня учебной неуспешности
В течение учебного года Заместитель директора Наличие объективной
Организация
психологического
информации
об
мониторинга
(проведение
по УР: Семенова И.М.,
имеющих
психологической диагностики учащихся,
руководители
ШМО, учащихся,
создание
банка психологических
заместитель директора риски учебной
данных учащихся с рисками учебной
по ВР Гамеева О.В., неуспешности
неуспешности,
проектирование
педагог-психолог
Малых О.А.

3.2

3.3

индивидуальной
психологической
и
педагогической траектории учащегося).
Проведение классификации учащихся с
рисками учебной неуспешности в
соответствии с причинами затруднений
Организация
обучения
с
учетом В течение учебного года Заместитель директора
по УР: Семенова И.М.,
индивидуализации,
учета
учителя-предметники
индивидуальных результатов учащихся в
целях
поддержки
(формирования)
учебной и познавательной мотивации,
предупреждения учебной неуспешности.
Разработка и реализация индивидуальных
планов по ликвидации учебных дефицитов
для всех учащихся, имеющих риски
учебной неуспешности
Организация
и
осуществление
психологической поддержки учащихся,
имеющих риски учебной неуспешности.
Оказание адресной специализированной
поддержки учащимся, проживающим в
сложных
социально-экономических
условиях (при наличии)

В течение учебного
года

Заместитель директора
по УР: Семенова И.М.,
руководители
ШМО,
заместитель директора
по ВР Гамеева О.В.,
педагог-психолог
Малых О.А.

Уменьшение
количества учащихся,
испытывающих
трудности в обучении.
Увеличение количества
учащихся,
демонстрирующих
индивидуальный
прогресс
по
достижению учебных
результатов
Уменьшение
количества учащихся,
имеющих риски
учебной
неуспешности,
имеющих низкую
школьную мотивацию

учителя-предметники

3.4

Внедрение
эффективных
современных образовательных технологий
и приемов в урочной и внеурочной
деятельности

В течение учебного
года

3.5

День
ДРК
«Индивидуализация
и Декабрь 2022
дифференциация в образовательной
деятельности учителя как инструмент
повышения качества обучения в рамках
реализации обновленных ФГОС»

3.6

Диагностика
читательской, Декабрь 2022
математической,
естественно-научной
грамотности в 2,4,5,7,8,9 классах
Административные контрольные срезы в В течение учебного
соответствии с ВШК
года

3.7

3.8

Классно-обобщающий контроль в 1,5,9

В течение
года

Коваленко Л.Н.
директор МБОУ,
заместитель директора
по УР Семенова И.М.
учителя-предметники

Заместитель директора
по УР Семенова И.М.

учебного

Повышение образовани
количества имеющих
риски
учебно
неуспешности

Наличие объективной
информации
об
учащихся,
имеющих
риски учебной
неуспешности
Уменьшение
Заместитель директора количества учащихся,
по УР Семенова И.М.
имеющих риски
учебной неуспешности,
Заместитель директора имеющих низкую
по
УР
Семенова
школьную мотивацию
И.М.Руководители
Повышение качества
ШМО
преподавания
и
качества обучения за
Заместитель директора счет
использования
по УР Семенова И.М.
эффективных

3.9

Проверка журналов

1-9классов

В течение
года

учебного

Заместитель директора современных методов и
по УР Семенова И.М.
технологий обучения.

3.10

Посещение уроков молодых специалистов В течение
с целью выявления проф. дефицитов и года
оказания методической помощи

учебного

Заместитель директора
по УР Семенова И.М.

3.11

Организация
обучения
учащихся,
умеющих риски учебной неуспешности,
по
программами
дополнительного
образования в соответствии с их
потребностям.
Организация их участия в конкурсном
движении школы

В течение учебного
года

Заместитель директора
по УР: Семенова И.М.,
заместитель директора
по ВР Гамеева О.В.,
педагог-психолог
Малых О.А., классные
руководители

Уменьшение
количества учащихся,
имеющих
риски
учебной
неуспешности,
имеющих
низкую
школьную мотивацию

3.12

Анализ результатов оценочных процедур.

Апрель – июнь
2023;

Коваленко Л.Н.
директор МБОУ,
заместитель директора
по УР Семенова И.М

Повышение качества
образования за счет
повышения
результативности
деятельности школы
(результатов
по
итогам ГИА, ВПР), а
также по итогам
учебного года.

Проведение
анализа
динамики
показателей качества образования в
рамках внутренней системы оценки
качества образования.

в течение
2022-2023
года

учебного

Уменьшение
количества учащихся,
имеющих риски
учебной неуспешности
4. Мероприятия, направленные на психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей)
учащихся.
Мероприятия, направленные повышение уровня заинтересованности родителей
(законных представителей) учащихся
4.1
Проведение диагностики с целью
В течение учебного
Наличие объективной
Коваленко Л.Н.
директор
МБОУ,
выявления запроса родителей (законных
года
информации об уровне
заместитель
директора
представителей) на получение
ожидания родителей по
по
УР
Семенова
И.М,
психолого-педагогических знаний с
поводу
педагог-психолог
целью оказания помощи детям с
школьной успеваемости
Малых
О.А.
трудностями в обучении
ребенка

4.2

Разработка плана индивидуального
психологического консультирования
родителей. Оказанием индивидуальной
психологической помощи по вопросам
предупреждения и профилактики
учебной неуспешности

В течение учебного
года

Коваленко Л.Н.
директор МБОУ,
заместитель директора
по УР Семенова И.М,
педагог- психолог
Малых О.А.

Повышение уровня
компетентности
родителей (законных
представителей) по
вопросам
профилактики и
предупреждения
учебной
неуспешности у детей

4.3

Проведение мероприятий родительского
всеобуча (родительские собрания,
консультации, индивидуальные
беседы) по вопросам предупреждения
и
профилактики
учебной
неуспешности

В течение учебного
года

Коваленко Л.Н.
Повышение
уровня
директор МБОУ,
информированности
заместитель директора родителей.
по УР Семенова И.М,
Уменьшение
педагог- психолог
количества
Малых О.А.,
классные руководители конфликтных ситуаций

4.4

Организация совместной работы
управляющего совета и педагогов школы
по вопросам предупреждения и
профилактики учебной неуспешности

В течение учебного
года

Повышение
уровня
Коваленко Л.Н.
директор МБОУ,
информированности
заместитель директора родителей.
по УР Семенова И.М,
классные руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».