План внеурочной деятельности 2022-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к плану внеурочной деятельности МБОУ ООШ №5
на 2022-2023 учебный год
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального, основного общего образования, обучающихся с умственной
отсталостью (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС обучающихся с УО) основная
образовательная программа начального, основного общего
образования,
адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуются образовательным
учреждением через урочную и внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения является
основным нормативно-правовым документом, регламентирующим организацию и
содержание внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности в 1-9 классах
разработан на основе следующих нормативных документов:
-Устав МБОУ ООШ №5.
Законы:
 Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.
2012 № 273-ФЗ);
 Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
 Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской
области».
Программы: Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование.- М.: «Просвещение», 2010.
Постановления:
 постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказы:
 приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования”;
 приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования”;
 приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164, от
31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 №
39);
 приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от
26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014
№ 1643);
 приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
 приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 №472 «О введении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
 приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской
области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального
положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в
общеобразовательных учреждениях Ростовской области».
Письма:
 Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011г. №03-296 «Об
организации внеурочной деятельности при введении федерального
государственного образовательного стандарта общего образования».
1 и 5 классы
ФГОС НОО - 2021 и ФГОС ООО - 2021
В соответствии с требованиями обновленных федеральных государственных
образовательных стандартов начального общего и основного общего образования,
утвержденных приказами Минпросвещения России от 31 мая 2021 года №286 и
№287 (далее – ФГОС НОО и ООО), достижение планируемых образовательных
результатов возможно через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса,
посредством ее организации достигается единство образовательного пространства
Российской
Федерации, обеспечивается преемственность
содержания
образовательных программ начального общего и основного общего образования,
возможности формирования образовательных программ различного уровня
сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и
способностей обучающихся, включая одаренных детей, детей с ограниченными
возможностями здоровья, создание условий для развития воспитательной среды,
реализация рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной
работы.
План внеурочной деятельности МБОУ ООШ №5 является обязательной частью
организационного раздела основной образовательной программы, а рабочие
программы
внеурочной
деятельности
являются обязательной частью
содержательного раздела основной образовательной программы.
Формы
внеурочной
деятельности
предусматривают
активность
и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы,
обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность),

переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность,
экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Часы внеурочной деятельности распределяются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое
развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и
социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности
является
ее
воспитательная
направленность, соотнесенность с рабочей
программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования внеурочная деятельность реализуется по
модели с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее
внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и
формированию функциональной грамотности.
Содержательное наполнение модели плана внеурочной деятельности:
- занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
- занятия обучающихся по формированию функциональной грамотности;
- занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектноисследовательскую деятельность;
- профориентационные занятия обучающихся.
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ
начального общего и основного общего образования в плане внеурочной
деятельности предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
(понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
3 часа в неделю – на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и
социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения
изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектноисследовательской деятельности, исторического просвещения);
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе
организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных
клубах);
2 часа в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение социальных
интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского
движения школьников, Юнармии).
Программы внеурочной деятельности реализуются в 1 и 5 классах в объёме 10
часов в неделю. Продолжительность занятия составляет 30 минут с обязательным
10-минутным перерывом между занятиями.

План внеурочной деятельности (недельный)
МБОУ ООШ №5 на 2022-2023 учебный год
в рамках обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального,
основного общего образования

№
п/п

Направление

Название творческого
объединения

Количество
часов
Всего
1
5
класс класс

1

Спортивнооздоровительное

Спортивные и подвижные
игры

1

1

2

Духовнонравственное

Дончата

1

1

Разговоры о важном

1

Юнармия
3

4

Социальное

1

1

2

ЮИД

1

1

2

Юный эколог

1
1

1
1

2

1

1

1

1

Математика для всех

1

1

Инфознайка

2

2

Полиглот

1

1

Арт-студия «Мое
творчество»

1

Туризм
Итого

1
1

Функциональная
Общеинтеллектуальн грамотность
ое
В мире книг

Общекультурное

2

Мир профессий

Хочу все знать

5

1

10

1
1

1

10

20

2-4 классы и 6-9 классы
ФГОС НОО - 2009 и ФГОС ООО - 2010
Основная задача внеурочной деятельности в школе – всестороннее развитие
личности, раскрытие индивидуальных творческих способностей обучающегося,
самоадаптация в различных видах творчества, проявление интереса, увлечённости к
деятельности различной направленности.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса, которая предоставляет
обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их
развитие. Основные принципы организации внеурочной деятельности: учёт
возрастных особенностей, сочетание индивидуальных и коллективных форм работы,
связь теории с практикой, доступность и наглядность, включение в активную
жизненную позицию.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков
направлена на достижение результатов освоения основной и адаптированной
образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и
метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной
деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен
узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если
предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то
в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей,
ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной
деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов,
мотивов. Задачи внеурочной деятельности:
 обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
 оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
 улучшить условия для развития ребенка;
 учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.
Программы, реализующиеся во внеурочной деятельности, имеют следующие
направления: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное. В объёме 10 часов в 1-9 классах.
Продолжительность занятия составляет 30 минут с обязательным 10-минутным
перерывом между занятиями.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности,
сформировано с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей) и направлено на реализацию различных форм ее организации,
отличных от урочной системы обучения. Формы проведения: занятия, экскурсии,
кружки, студии, круглые столы, конференции, диспуты, олимпиады, соревнования,
поисковые исследования, проектная деятельность, общественно полезные практики
и другие.
Виды внеурочной деятельности: познавательная, игровая, трудовая
(производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность,
туристско-краеведческая деятельность, художественно-прикладное творчество,
социальное творчество (социально преобразовательная деятельность), проблемно-

ценностное общение. Все виды внеурочной деятельности ориентированы на
воспитательные результаты, которые распределяются по трём уровням:
1. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных
знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально
одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.),
первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
2. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья,
Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к
социальной реальности в целом.
3. Третий уровень результатов — получение школьником опыта
самостоятельного общественного действия.
С целью воспитания всесторонне развитой личности, ее социализации реализуются
следующие направления внеурочной деятельности основной образовательной
программы начального, основного общего образования.

План внеурочной деятельности (недельный)
МБОУ ООШ №5 на 2022-2023 учебный год
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного
общего образования
№
Направление
Название
Количество часов
Всего
п/
творческого
2
3
4
6
7
8
9
п
объединения
класс класс класс класс класс класс класс
1 СпортивноЗдоровей-ка
оздоровительное

2

2

2

6

2 Духовнонравственное

1

1

1

3

3 Социальное

Дончата
Донщина —
родина моя

1

1

2

Юнармия

1

1

2

1

1

Разговоры о
важном

1

1

1

Мир профессий

1

1

1
1

ЮИД

1

1

1
1

1

2
1

1

3

Школьникам о
праве

1

РДШ

1

1

2

Математика для
4 Общеинтеллектуа всех
льное
Законы

7
3

Мир психологии

Друзья
пожарных

1

2

1

1

1

1

3
2

1

5
2

экологии
Творческая
биология

1

1

1

3

Инфознайка

2

1

1

3

7

Полиглот

1

2

2

2

7

5 Общекультурное Волшебная
мастерская

2

2

2

6

Кудесники

2

2

2

6

10

10

10

Итого

10

10

10

10

70

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса при реализации адаптированной
основной общеобразовательной программы для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), вариант 1.

Внеурочная деятельность для обучающегося 5 класса организуется по
направлениям
развития
личности:
коррекционно-развивающее,
духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное. Коррекционно-развивающее
направление является обязательным и представлено психокоррекционными
занятиями. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных занятий,
осуществляется исходя из психофизических особенностей обучающегося с
умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации.
План внеурочной деятельности (недельный)
МБОУ ООШ №5 на 2022-2023 учебный год
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), вариант 1
№
п/п

Направление

1

Коррекционноразвивающее

Психокоррекционные занятия

4

2

Духовно-нравственное

Донщина — родина моя

1

Разговоры о важном

1

Юнармия

1

ЮИД

1

Школьникам о праве

1

Законы экологии

1

3
4

Название объединения

Количество часов
6 класс

Социальное
Общеинтеллектуальное

Всего
10
Общеобразовательное учреждение реализует оптимизационную модель (на
основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения), при
которой принимают участие все педагогические работники данного учреждения
(учителя начальных классов, учителя-предметники, педагог–психолог, педагог
дополнительного образования). Координирующую роль выполняет, как правило,
классный руководитель, который организует систему отношений через
разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том
числе, через органы самоуправления, организует социально значимую, творческую
деятельность обучающихся.
План внеурочной деятельности на 2022/2023 учебный год обеспечивает
выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», и
предусматривает
организацию
внеурочной деятельности в 1-9 классах,
реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования.

Общеобразовательная организация укомплектована педагогическими кадрами
и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно
данному плану внеурочной деятельности.
Программы внеурочной деятельности реализуются в соответствии с запросом
обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной
деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных на
школьных методических объединениях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».