Учебый план обучения на дому 2022-2023

Пояснительная записка
к учебному плану обучения на дому
обучающихся МБОУ ООШ №5, реализующей основную образовательную
программу основного общего образования в 2022-2023 учебном году
Учебный план для обучающегося на дому по основной образовательной
программе основного общего образования составлен на основании:
-Устава ОУ.
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.
2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
-Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
-Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской
области»;
-Областной закон от 22.10.2004 № 184-3С «Об образовании в Ростовской
области, в целях организации индивидуального обучения больных детей на
дому».
Программы:
- Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по
общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
Постановления:
-Постановление
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Ростовской
области
от 30 июля 2015 г. №5 "О внесении изменений в постановление министерства
общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014
№1";
-Постановление
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Ростовской
области
от 28 марта 2014 г. №1 "Об утверждении порядка регламентации и оформления
отношений государственной и муниципальной образовательной организации
Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части
организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому
или в медицинских организациях";
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
-постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года
№861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на
дому и в негосударственных образовательных учреждениях».

Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении
федерального компонента государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от
31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №
39, от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609);
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России
от 29.12.2014 №1644);
- приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего
образования”;
- приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность";
- приказ Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020г. № 766
"О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20 мая 2020г. №254";
- приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 №594 «Об утверждении Порядка
разработки примерных основных образовательных программ, проведения их
экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных
программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 №1307, от
09.04.2015 №387);
- приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря
2010г.
№1897
«Об
утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 №1897».
Письма:
- письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «Методические
рекомендации
по
обеспечению
возможности
освоения
основных
образовательных программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному
учебному плану»;

- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации
учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету
«Физическая культура».
Недельный учебный план на уровне основного общего образования (8 класс)
разработан в соответствии с Приложением №13 к письму минобразования
Ростовской области I вариант (5-дневная учебная неделя).
Предметная область «Русский язык и литература» включает обязательные
учебные предметы «Русский язык» и «Литература». На изучение учебного
предмета «Русский язык» отводится 2 часа в неделю и 1 час посещение уроков
в школе. На изучение учебного предмета «Литература» отводится 2 часа в
неделю.
В предметную область «Математика и информатика» включены обязательные
учебные предметы «Алгебра», «Геометрия» и «Информатика». Учебный
предмет «Алгебра» изучается в объеме 2 часов в неделю и 1 час посещение
уроков в школе. Учебный предмет «Геометрия» изучается в объеме 1 часа в
неделю и 1 час посещение уроков в школе. В рамках ФГОС ООО учебный
предмет «Информатика» изучается в объеме 0,5 часа в неделю (0,5 часа
посещение уроков в школе) с целью непрерывного совершенствования ИКТкомпетентности школьников для решения учебных задач.
Предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из
обязательных учебных предметов «История России. Всеобщая история»,
«Обществознание», «География». Учебный предмет «История России.
Всеобщая история» изучается в объеме 1 часа в неделю (1 час посещение
уроков в школе), «Обществознание» изучается в объеме 0,5 часа в неделю (0,5
часа посещение уроков в школе). На изучение учебного предмета «География»
отводится 1 час в неделю (1 час посещение уроков в школе).
В предметную область «Естественнонаучные предметы» включены
обязательные учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология». Учебный
предмет «Физика» изучается в объеме 1 часа в неделю (1 час посещение уроков
в школе). Учебный предмет «Химия» изучается в объеме 1 часа в неделю (1 час
посещение уроков в школе). Учебный предмет «Биология» изучается в объеме 1
часа в неделю (1 час посещение уроков в школе).
Обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее – ОДНКНР) включает обязательный учебный
предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учебный
предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в
8 классе в объеме 1 часа в неделю через самостоятельную работу и посещение
занятий в школе.
В предметную область «Искусство» входит обязательный учебный
предмет «Музыка», который изучается в объеме 0,25 часа в неделю и 0,75 часа в
неделю посещение уроков в школе.
Предметная область «Технология» включает обязательный учебный
предмет «Технология», построенный по модульному принципу с учетом

возможностей общеобразовательной организации. Обязательный учебный
предмет «Технология» изучается в объеме 0,5 часа в неделю (1,5 часа в неделю
посещение уроков в школе).
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности
жизнедеятельности» представлена обязательными учебными предметами
«Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
Обязательный учебный предмет «Физическая культура» ведется в объеме 0,25
часа в неделю (1,75 часа в неделю посещение уроков в школе). Учебный
предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» ведется 1 час в неделю
посещение уроков в школе и самостоятельную работу.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5дневной учебной неделе в 8 классе составляет 2 часа в неделю.
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной
неделе в 8 классе составляет 32 часа в неделю (16 часов обязательная нагрузка
обучающегося и 16 часов отводится на посещение предметов в школе и
самостоятельную работу), что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.282110.
Занятия внеурочной деятельности представлены в объеме 5 часов в
неделю
по
направлениям:
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное.
В соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере
образования и науки от 07.08.2018г №05-283 "Об обучении лиц, находящихся на
домашнем обучении" проведение занятий организуется по формам: приходящий
на дом учитель (далее – на дому), посещение предметов в школе (далее – в
школе).

Пояснительная записка
к учебному плану обучения на дому
обучающихся МБОУ ООШ №5, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в 2022-2023 учебном году
Вариант 1
(вариант 9.3.,срок обучения 9 лет)
Учебный план МБОУ ООШ №5, реализующей адаптированную основную
общеобразовательную программу в рамках Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с легкой
умственной отсталостью, с 9-летним сроком обучения, разработан на основе
требований следующих нормативных документов:
 Устава ОУ;
 Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
 Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об
утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
 Примерной адаптированной основной образовательной программы
общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол от 22 декабря 2015г. №4/15);
 Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования”;
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность";
 Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020г. №766 "О
внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254";
 Приказа Минобрнауки России
от 29.05.2017 №471 «О внесении
изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный
приказом Минобразования и науки России от 18 июля 2016 года №870»;
 Письма Министерства просвещения РФ от 29.10.2020 №ВБ-2018/07 «Об
обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)
обучающихся с ОВЗ;
 Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.10.2011г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по
совершенствованию преподавания физической культуры в специальных
(коррекционных) заведениях);
 Письма Минобразования России от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об
оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
 Приказа министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного
регионального положения об организации внеурочной деятельности
обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области».
В 6 классе продолжается обучение по предметным областям. Срок
освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 5
лет.
Продолжительность учебного года на ступени основного общего
образования составляет в 6 классе — 34 учебные недели. Продолжительность
учебной недели - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях
сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов,
направленных на коррекцию недостатков психической сферы.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его
интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.

Обязательная часть учебного плана включает обязательные учебные
области и коррекционно-развивающую область:
Предметная область: Язык и речевая практика
- Русский язык;
- Чтение.
Предметная область: Математика
- Математика.
Предметная область: Естествознание

Природоведение.

География.
Предметная область: Человек и общество
 Основы социальной жизни;
 Мир истории.
Предметная область: Искусство
- Музыка;
- Рисование.
Предметная область: Технология
- Профильной труд.
Предметная область: Физическая культура
- Физическая культура.
В учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание
всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет
ярко
выраженную
коррекционно-развивающую
направленность,
заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории
обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и
физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и
коррекционно-развивающая область.
Предметная область «Язык и речевая практика» содержит учебные
предметы «Русский язык» (2 часа в неделю и 3 часа посещение уроков в
школе), «Чтение» (2 часа в неделю и 1 час посещение уроков в школе).
Учебный предмет «Русский язык» является ведущим, так как от его усвоения во
многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения
учебному предмету «Русский язык» и «Чтение» – научить школьников
правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать
элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить
обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм
социального поведения на образцах доступных литературных жанров.
Предметная область «Математика» содержит учебный предмет
«Математика» (2 часа в неделю и 2 часа посещение уроков в школе). В
образовании детей с умственной отсталостью предмет «Математика»
представлен элементарной математикой и в его структуре – геометрические
понятия. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с
целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению
домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду.
Предметная область «Естествознание» содержит обязательные учебные

предметы «Природоведение» (1 час в неделю и 1 час посещение уроков в
школе) и «География» (1 час в неделю и 1 час посещение уроков в школе). В
результате изучения учебного предмета «Природоведение» обучающийся
получит общие представления о разнообразии и жизнедеятельности
растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном
существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его
существования, о здоровом образе жизни. Изучение учебного предмета
«География» расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями
здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социальноэкономические явления и процессы во взаимосвязи.
Предметная область «Человек и общество» содержит учебные предметы
«Основы социальной жизни» (0,5 часа в неделю и 0,5 часа посещение уроков в
школе) и "Мир истории" (1 час в неделю). Предмет «Основы социальной
жизни» призван подготовить обучающихся к самостоятельной и безопасной
жизни в современном обществе, правильному рациональному ведению
домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями,
связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.
Предмет «Мир истории» направлен на разностороннее развитие личности
обучающихся, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое
воспитание.
Предметная область «Искусство» содержит учебный предмет «Музыка»
(0,5 часа в неделю и 0,5 часа посещение уроков в школе), «Рисование» (0,5 часа
в неделю и 0,5 часа посещение уроков в школе). Обучение по учебному
предмету «Рисование» предполагает овладение школьниками элементарными
навыками рисования. В процессе занятий осуществляется всестороннее
развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое,
нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное
условие учебного процесса.
Предметная область «Технология» предусматривает изучение учебного
предмета «Профильный труд» (2 часа в неделю и 4 часа посещение уроков в
школе), что дает возможность обучающимся овладеть элементарными
приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки,
самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности.
Предметная область «Физическая культура» предусматривает изучение
учебного предмета «Физическая культура» (1,5 часа в неделю и 1,5 часа
посещение уроков в школе).
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5дневной учебной неделе (Вариант 1 для УО) в 6 классе – 3 часа в неделю.
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 6
классе – 29 часов в неделю (14 часов обязательная нагрузка обучающегося и 15
часов отводится на посещение предметов в школе и самостоятельную работу),
что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10.
Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую
направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается
воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт
характера, которые способствуют достижению личностных результатов,

включающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные
компетенции и целостные установки.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не
являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений. Для обучающихся с легкой
умственной отсталостью определяется два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным
предметам не является препятствием к продолжению образования по данному
образовательному маршруту. Если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) образовательное учреждение имеет
возможность
изменения
образовательного
маршрута
обучающегося.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Занятия
внеурочной
деятельности
представлены
коррекционноразвивающей деятельностью и внеурочными занятиями в объеме 10 часов.
Коррекционные занятия проходят индивидуально с обучающимся на дому
(2 часа в неделю) и включением в группу (3 часа в неделю) в соответствии с
учебным планом. На внеурочных занятиях (5 часов в неделю) ученик
занимается вместе с другими учениками класса.
В целях реабилитации личности умственно отсталого ребёнка на уроках
проводится коррекционная работа: развитие восприятия, внимания, памяти,
мышления; развитие пространственной ориентировки; развитие эмоциональноволевой сферы, развитие коммуникативных навыков и обогащение словарного
запаса через ориентировку в задании и составлении плана работы; через
приёмы, повышающие активную мыслительную деятельность (сравнение и
сопоставление, объяснение и доказательство, обобщение и классификация);
через формирование умения ориентироваться в различных источниках
информации в ходе проведения игр, экскурсий, практических работ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».