Пояснительная записка к учебному плану обучения на дому обучающихся МБОУ ООШ №5, реализующей основную образовательную программу основного общего образования в 2022-2023 учебном году Учебный план для обучающегося на дому по основной образовательной программе основного общего образования составлен на основании: -Устава ОУ. Законы: - Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ); - Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»; -Закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с последующими изменениями). -Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; -Областной закон от 22.10.2004 № 184-3С «Об образовании в Ростовской области, в целях организации индивидуального обучения больных детей на дому». Программы: - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15). Постановления: -Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30 июля 2015 г. №5 "О внесении изменений в постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1"; -Постановление Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28 марта 2014 г. №1 "Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях"; - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи; -постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года №861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». Приказы: - приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609); - приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644); - приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; - приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; - приказ Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020г. № 766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254"; - приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 №1307, от 09.04.2015 №387); - приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897». Письма: - письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5–11 классов по индивидуальному учебному плану»; - письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; - письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 № 08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура». Недельный учебный план на уровне основного общего образования (8 класс) разработан в соответствии с Приложением №13 к письму минобразования Ростовской области I вариант (5-дневная учебная неделя). Предметная область «Русский язык и литература» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литература». На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится 2 часа в неделю и 1 час посещение уроков в школе. На изучение учебного предмета «Литература» отводится 2 часа в неделю. В предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные предметы «Алгебра», «Геометрия» и «Информатика». Учебный предмет «Алгебра» изучается в объеме 2 часов в неделю и 1 час посещение уроков в школе. Учебный предмет «Геометрия» изучается в объеме 1 часа в неделю и 1 час посещение уроков в школе. В рамках ФГОС ООО учебный предмет «Информатика» изучается в объеме 0,5 часа в неделю (0,5 часа посещение уроков в школе) с целью непрерывного совершенствования ИКТкомпетентности школьников для решения учебных задач. Предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из обязательных учебных предметов «История России. Всеобщая история», «Обществознание», «География». Учебный предмет «История России. Всеобщая история» изучается в объеме 1 часа в неделю (1 час посещение уроков в школе), «Обществознание» изучается в объеме 0,5 часа в неделю (0,5 часа посещение уроков в школе). На изучение учебного предмета «География» отводится 1 час в неделю (1 час посещение уроков в школе). В предметную область «Естественнонаучные предметы» включены обязательные учебные предметы «Физика», «Химия», «Биология». Учебный предмет «Физика» изучается в объеме 1 часа в неделю (1 час посещение уроков в школе). Учебный предмет «Химия» изучается в объеме 1 часа в неделю (1 час посещение уроков в школе). Учебный предмет «Биология» изучается в объеме 1 часа в неделю (1 час посещение уроков в школе). Обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) включает обязательный учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 8 классе в объеме 1 часа в неделю через самостоятельную работу и посещение занятий в школе. В предметную область «Искусство» входит обязательный учебный предмет «Музыка», который изучается в объеме 0,25 часа в неделю и 0,75 часа в неделю посещение уроков в школе. Предметная область «Технология» включает обязательный учебный предмет «Технология», построенный по модульному принципу с учетом возможностей общеобразовательной организации. Обязательный учебный предмет «Технология» изучается в объеме 0,5 часа в неделю (1,5 часа в неделю посещение уроков в школе). Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена обязательными учебными предметами «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности». Обязательный учебный предмет «Физическая культура» ведется в объеме 0,25 часа в неделю (1,75 часа в неделю посещение уроков в школе). Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» ведется 1 час в неделю посещение уроков в школе и самостоятельную работу. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5дневной учебной неделе в 8 классе составляет 2 часа в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 8 классе составляет 32 часа в неделю (16 часов обязательная нагрузка обучающегося и 16 часов отводится на посещение предметов в школе и самостоятельную работу), что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.282110. Занятия внеурочной деятельности представлены в объеме 5 часов в неделю по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное. В соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 07.08.2018г №05-283 "Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении" проведение занятий организуется по формам: приходящий на дом учитель (далее – на дому), посещение предметов в школе (далее – в школе). Пояснительная записка к учебному плану обучения на дому обучающихся МБОУ ООШ №5, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в 2022-2023 учебном году Вариант 1 (вариант 9.3.,срок обучения 9 лет) Учебный план МБОУ ООШ №5, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу в рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с легкой умственной отсталостью, с 9-летним сроком обучения, разработан на основе требований следующих нормативных документов: Устава ОУ; Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. №4/15); Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020г. №766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254"; Приказа Минобрнауки России от 29.05.2017 №471 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 18 июля 2016 года №870»; Письма Министерства просвещения РФ от 29.10.2020 №ВБ-2018/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях); Письма Минобразования России от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области». В 6 классе продолжается обучение по предметным областям. Срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 5 лет. Продолжительность учебного года на ступени основного общего образования составляет в 6 классе — 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обязательная часть учебного плана включает обязательные учебные области и коррекционно-развивающую область: Предметная область: Язык и речевая практика - Русский язык; - Чтение. Предметная область: Математика - Математика. Предметная область: Естествознание Природоведение. География. Предметная область: Человек и общество Основы социальной жизни; Мир истории. Предметная область: Искусство - Музыка; - Рисование. Предметная область: Технология - Профильной труд. Предметная область: Физическая культура - Физическая культура. В учебном плане представлены шесть предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Предметная область «Язык и речевая практика» содержит учебные предметы «Русский язык» (2 часа в неделю и 3 часа посещение уроков в школе), «Чтение» (2 часа в неделю и 1 час посещение уроков в школе). Учебный предмет «Русский язык» является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения учебному предмету «Русский язык» и «Чтение» – научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Предметная область «Математика» содержит учебный предмет «Математика» (2 часа в неделю и 2 часа посещение уроков в школе). В образовании детей с умственной отсталостью предмет «Математика» представлен элементарной математикой и в его структуре – геометрические понятия. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Предметная область «Естествознание» содержит обязательные учебные предметы «Природоведение» (1 час в неделю и 1 час посещение уроков в школе) и «География» (1 час в неделю и 1 час посещение уроков в школе). В результате изучения учебного предмета «Природоведение» обучающийся получит общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Изучение учебного предмета «География» расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социальноэкономические явления и процессы во взаимосвязи. Предметная область «Человек и общество» содержит учебные предметы «Основы социальной жизни» (0,5 часа в неделю и 0,5 часа посещение уроков в школе) и "Мир истории" (1 час в неделю). Предмет «Основы социальной жизни» призван подготовить обучающихся к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе, правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи. Предмет «Мир истории» направлен на разностороннее развитие личности обучающихся, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. Предметная область «Искусство» содержит учебный предмет «Музыка» (0,5 часа в неделю и 0,5 часа посещение уроков в школе), «Рисование» (0,5 часа в неделю и 0,5 часа посещение уроков в школе). Обучение по учебному предмету «Рисование» предполагает овладение школьниками элементарными навыками рисования. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса. Предметная область «Технология» предусматривает изучение учебного предмета «Профильный труд» (2 часа в неделю и 4 часа посещение уроков в школе), что дает возможность обучающимся овладеть элементарными приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. Предметная область «Физическая культура» предусматривает изучение учебного предмета «Физическая культура» (1,5 часа в неделю и 1,5 часа посещение уроков в школе). Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5дневной учебной неделе (Вариант 1 для УО) в 6 классе – 3 часа в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 6 классе – 29 часов в неделю (14 часов обязательная нагрузка обучающегося и 15 часов отводится на посещение предметов в школе и самостоятельную работу), что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению личностных результатов, включающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные компетенции и целостные установки. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному образовательному маршруту. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение имеет возможность изменения образовательного маршрута обучающегося. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Занятия внеурочной деятельности представлены коррекционноразвивающей деятельностью и внеурочными занятиями в объеме 10 часов. Коррекционные занятия проходят индивидуально с обучающимся на дому (2 часа в неделю) и включением в группу (3 часа в неделю) в соответствии с учебным планом. На внеурочных занятиях (5 часов в неделю) ученик занимается вместе с другими учениками класса. В целях реабилитации личности умственно отсталого ребёнка на уроках проводится коррекционная работа: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие пространственной ориентировки; развитие эмоциональноволевой сферы, развитие коммуникативных навыков и обогащение словарного запаса через ориентировку в задании и составлении плана работы; через приёмы, повышающие активную мыслительную деятельность (сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, обобщение и классификация); через формирование умения ориентироваться в различных источниках информации в ходе проведения игр, экскурсий, практических работ.