ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ ООШ №5, реализующей основные образовательные программы начального, основного, общего образования на 2022-2023 учебный год Учебный план МБОУ ООШ №5 (недельный) на 2022-2023 учебный год разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования (далее - ФГОС НОО, ФГОС ООО), с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, примерной основной образовательной программы основного общего образования (далее - ПООП НОО, ПООП ООО), федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего образования (далее - ФК ГОС). Основные положения Пояснительной записки к недельному учебному плану разработаны на основе Устава МБОУ ООШ №5 и федеральных и региональных нормативных правовых документов: Законы: - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); - Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013); - Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС). Программы: - Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15); - Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебнометодическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15). Постановления: - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Приказы: - приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”; - приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”; - приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 № 164,от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 №69, от 23.06.2015 №609); - приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 №1060, от 29.12.2014 №1643); - приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644); - приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; - приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; - приказ Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020г. №766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254"; - приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (в ред. приказов Минобрнауки России от 07.10.2014 №1307, от 09.04.2015 №387); - приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; - приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - приказ Минобрнауки России от 29.04.2015 №450 «О порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - приказ Минобрнауки России от 29.05.2017 №471 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 18 июля 2016 года №870»; - приказ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373»; - приказ от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897». Письма: - письмо Минобразования России от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; - письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; - письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 №102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года»; - письмо от 15.11.2013 №НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме»; - письмо Минобрнауки России от 15.07.2014 №08-888 «Об аттестации учащихся общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура»; - письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»; - письмо от 20.07.2015 №09-1774 «О направлении учебно-методических материалов»; - письмо Министерства просвещения РФ от 29.10.2020 №ВБ-2018/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ. Учебный план фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования; определяет часть, формируемую участниками образовательного процесса (компонент образовательного учреждения); распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам. Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования, 5-9 классов - на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Учебные занятия в 1-9 классах проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену. Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся 2-9 классов – 34 учебные недели. В 1 классе используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый. Продолжительность урока для 2-9 классов 45 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10). Часть, формируемая участниками образовательных отношений (компонент образовательного учреждения), является вариативной частью учебного плана и используется с учетом направленности основной образовательной программы образовательного учреждения, а также для углубленного изучения учебных предметов обязательной (инвариантной) части, для введения новых учебных предметов и элективных курсов. Уровень начального общего образования (обновленные ФГОС НОО) Недельный учебный план на уровне начального общего образования (1 класс) разработан в соответствии с Приложением №2 к письму минобразования Ростовской области I вариант (5-дневная учебная неделя). Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся; - приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Инвариантная часть учебного плана 1 класса представлена шестью образовательными областями, предполагаемыми для освоения в школе первой ступени. Количество часов, отведенное на изучение обязательных в начальной школе учебных предметов, не ниже установленных норм. Обязательная предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». При 5-дневной учебной неделе обязательная часть учебного предмета «Русский язык» в 1 классе составляет 5 часов в неделю, «Литературное чтение» – 4 часа в неделю. Обязательная предметная область «Математика и информатика» представлена обязательным учебным предметом «Математика» и составляет в 1 классе 4 часа в неделю. Обязательная предметная область «Технология» представлена обязательным учебным предметом «Технология» - 1 час в неделю. Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» в 1классе изучается как обязательный в объеме 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. В обязательную предметную область «Искусство» включены обязательные учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» по 1 часу в неделю. Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3 часов в неделю. Добавлен 1 час за счет компонента образовательного учреждения с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 1 час в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 1 классе составляет 21 час в неделю в соответствии Гигиеническими нормативами. Сдвоенные уроки в 1 классе не проводятся. Недельный учебный план МБОУ ООШ №5 на уровне начального общего образования (1класс обновленный ФГОС НОО) на 2022-2023 учебный год I вариант (5-дневная учебная неделя, приложение №2) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю I Классы (обновленный ФГОС НОО) Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Математика и информатика Обществознан ие и естествознание Искусство Технология Физическая культура инв КОО всего Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Математика 4 4 Окружающий мир 2 2 1 1 1 1 Технология 1 1 Физическая культура 2 1 3 20 1 21 Изобразительное искусство Музыка Итого: Уровень начального общего образования Недельный учебный план на уровне начального общего образования (2-4 классы) разработан в соответствии с Приложением №11 к письму минобразования Ростовской области I вариант (5-дневная учебная неделя). Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности обучающихся; - приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Инвариантная часть учебного плана начальных классов представлена шестью образовательными областями, предполагаемыми для освоения в школе первой ступени. Количество часов, отведенное на изучение обязательных в начальной школе учебных предметов, не ниже установленных норм. Обязательная предметная область «Русский язык и литературное чтение» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литературное чтение». При 5-дневной учебной неделе обязательная часть учебного предмета «Русский язык» в 2-4 классах составляет 4 часа в неделю, «Литературное чтение» в 2-3 классах – 4 часа в неделю, в 4 классе – 3 часа в неделю. С целью выполнения требований учебных программ по русскому языку во 2 классе обязательный учебный предмет «Русский язык» (4 часа в неделю) дополнен 1 часом из части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» является самостоятельной и включает обязательные учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» является самостоятельной и включает обязательные учебные предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке». Количество часов на изучение предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в 3 и 4 классах составляет 0,5 часа в неделю - «Родной язык», 0,5 часа в неделю - «Литературное чтение на родном языке». Обязательная предметная область «Иностранный язык» включает обязательный учебный предмет «Английский язык» во 2-4 классах в объеме 2 часов в неделю. Обязательная предметная область «Математика и информатика» представлена обязательным учебным предметом «Математика» во 2-4 классах (4 часа в неделю). Обязательный учебный предмет «Технология» (1 час в неделю) включает раздел «Практика работы на компьютере» в 3-4 классах с целью приобретения первоначальных представлений о компьютерной грамотности, использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ-ресурсов для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно-практических задач, охватывающих содержание всех изучаемых предметов, включая учебный предмет «Математика», которому отводится ведущая интегрирующая роль. Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» во 2-4 классах изучается как обязательный по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в неделю в 4 классе. Один из модулей ОРКСЭ «Основы православной культуры» выбирается родителями (законными представителями) обучающихся. В обязательную предметную область «Искусство» включены обязательные учебные предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» (по 1 часу в неделю). Обязательный учебный предмет «Физическая культура» изучается во 2-4 классах в объеме 3-х часов в неделю для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5-дневной учебной неделе в 2-4 классах составляет 1 час в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе во 2-4 классах – 23 часа в неделю, что соответствует Гигиеническим нормативам (раздел VI, таблица 6.6). Сдвоенные уроки во 2 - 4 классах не проводятся. Недельный учебный план МБОУ ООШ №5 на уровне начального общего образования (2-4 классы) на 2022-2023 учебный год I вариант (5-дневная учебная неделя, приложение №11) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознан ие и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура II III инв КОО всего инв КОО всего инв Русский язык 4 Литературное чтение 4 1 Всего IV КОО всего 5 4 4 4 4 13 4 4 4 3 3 11 Родной язык (рус.) 0,5 0,5 0,5 0,5 1 Литературное чтение на родном языке 0,5 0,5 0,5 0,5 1 Английский язык 2 2 2 2 2 2 6 Математика 4 4 4 4 4 4 12 Окружающий мир 2 2 2 2 2 2 6 1 1 1 Основы православной культуры Музыка Изобразительное искусство Технология 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 3 Физическая культура 3 3 3 3 3 3 9 Итого: 22 23 22 23 22 23 69 1 1 1 Уровень основного общего образования (обновленные ФГОС ООО) Недельный учебный план на уровне основного общего образования (5 класс) разработан в соответствии с Приложением №6 к письму минобразования Ростовской области I вариант (5-дневная учебная неделя). Обязательная предметная область «Русский язык и литература» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литература». На изучение обязательного учебного предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю, учебного предмета «Литература» - 3 часа в неделю. Обязательная предметная область «Иностранные языки» включает обязательный учебный предмет «Английский язык» на изучение которого отводится 3 часа в неделю. Обязательная предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из обязательных учебных предметов «История», «География». Учебный предмет «История» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история» и изучается в объеме 2 часов в неделю. Учебный предмет «География» изучается в объеме 1 часа в неделю. В обязательную предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные предметы «Математика», «Информатика». Обязательный учебный предмет «Математика» изучается в объеме 5 часов в неделю. Учебный предмет «Информатика» ведется 1 час в неделю за счет компонента образовательной организации. Обязательная предметная область «Естественнонаучные предметы» включает обязательный учебный предмет «Биология», на изучение которого отводится 1 час в неделю. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) согласно ФГОС ООО входит в учебный план как обязательная предметная область. На изучение учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» отводится 1 час в неделю из компонента образовательной организации. В обязательную предметную область «Искусство» входят обязательные учебные предметы «Музыка» (1 час в неделю) и «Изобразительное искусство» (1 час в неделю). Обязательная предметная область «Технология» включает обязательный учебный предмет «Технология», который изучается в объеме 2 часа в неделю. Обязательная предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена обязательным учебным предметом «Физическая культура». Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в 5 классе изучается 3 часа в неделю за счет компонента образовательной организации. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5-дневной учебной неделе (1 вариант учебного плана) в 5 классе составляет 3 часа в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в соответствии с Гигиеническими нормативами в 5 классе составляет 29 часов. Недельный учебный план МБОУ ООШ №5 на уровне основного общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (5 класс обновленный ФГОС ООО) на 2022-2023 учебный год, I вариант (5-дневная учебная неделя, приложение №6) Учебные Предметные области предметы/классы Обязательная часть Количество часов V (обновленный ФГОС ООО) инв КОО всего Русский язык и литература Русский язык 5 5 Литература 3 3 Иностранные языки Английский язык 3 3 Математика и информатика Математика 5 5 Общественнонаучные предметы Естественнонаучные предметы ОДНКНР Искусство Технология Физическая культура и ОБЖ Итого Информатика 1 1 История 2 2 География 1 1 Биология 1 1 Основы духовнонравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология 1 1 1 1 2 2 Физическая культура 2 1 3 26 3 29 1 1 Уровень основного общего образования Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение обучающихся – формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости, готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах и сферах деятельности, к развитию творческих способностей. Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения на третьей ступени общего образования или в учреждении среднего профессионального образования, создает условия для получения обязательного среднего (полного) образования, подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Недельный учебный план на уровне основного общего образования (6-9 классы) разработан в соответствии с Приложением №13 к письму минобразования Ростовской области I вариант (5-дневная учебная неделя). Предметная область «Русский язык и литература» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литература». На изучение учебного предмета «Русский язык» отводится в 6 классе 6 часов, в 7 классе 5 часов, в 8 классе 3 часа, в 9 классе 3 часа. Увеличение учебных часов по «Русскому языку» связано с необходимостью формирования языковой и духовной культуры обучающихся, умения думать, грамотно говорить и писать в различных условиях общения. В связи с чем за счет компонента образовательного учреждения для расширения содержания изучения учебного предмета «Русский язык» в 7 классе добавлен 1 час в неделю. На изучение учебного предмета «Литература» отводится в 6,9 классах 3 часа в неделю, в 7,8 классах 2 часа в неделю. Предметная область «Родной язык и родная литература» включает обязательные учебные предметы «Родной язык» и «Родная литература». На изучение предметной области «Родной язык и родная литература» в 9 классе отводится 1 час в неделю - «Родной язык», 1 час в неделю - «Родная литература». Обязательная предметная область «Иностранные языки» включает обязательный учебный предмет «Английский язык». Учебный предмет «Английский язык» изучается в 6-9 классах в объеме 3 часа в неделю. В предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные предметы «Математика» (6 класс), «Алгебра» и «Геометрия» (7-9 классы), «Информатика» (6-9 классы). Учебный предмет «Математика» изучается в 6 классе в объеме 5 часов в неделю, в 7-9 классах учебный предмет «Алгебра» изучается 3 часа в неделю, «Геометрия» 2 часа в неделю. В рамках ФГОС ООО учебный предмет «Информатика» изучается в 6 классе в объеме 1 часа в неделю за счет компонента образовательного учреждения, в 7-9 классах 1 час в неделю (инвариантная часть учебного плана) с целью непрерывного совершенствования ИКТ-компетентности школьников для решения учебных задач. Предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из обязательных учебных предметов «История России. Всеобщая история» (6-9 классы), «Обществознание» (6-9 классы), «География» (6-9 классы). Учебный предмет «История России. Всеобщая история» изучается в 6-9 классах в объеме 2 часов в неделю. Учебный предмет «Обществознание» изучается с 6 по 9 класс в объеме 1 часа в неделю. В 6 классе на изучение учебного предмета «География» отводится 1 час в неделю, в 7-9 классах 2 часа в неделю. В предметную область «Естественнонаучные предметы» включены обязательные учебные предметы «Физика» (7-9 классы), «Химия» (8-9 классы), «Биология» (6-9 классы). Учебный предмет «Физика» изучается в 7 и 8 классах в объеме 2 часов в неделю, в 9 классе 3 часа в неделю. Учебный предмет «Химия» изучается в 8-9 классах в объеме 2 часов в неделю. Учебный предмет «Биология» изучается в 6-7 классах в объеме 1 часа в неделю, в 8-9 классах 2 часа в неделю. Обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) включает обязательный учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучается в 8 классе в объеме 1 часа в неделю как самостоятельный учебный предмет за счет части, формируемой участниками образовательных отношений. В предметную область «Искусство» входят обязательные учебные предметы «Музыка» (6-8 классы) и «Изобразительное искусство» (6-7 классы). В 6-7 классах изучаются учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Музыка» в объеме 1 часа в неделю, в 8 классе предмет «Музыка» в объеме 1 часа в неделю. Предметная область «Технология» включает обязательный учебный предмет «Технология», построенный по модульному принципу с учетом возможностей общеобразовательной организации (6-9 классы). Обязательный учебный предмет «Технология» изучается в 6-8 классах в объеме 2 часа в неделю, в 9 классе - 1 час в неделю. Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» представлена обязательными учебными предметами «Физическая культура» (6-9 классы) и «Основы безопасности жизнедеятельности» (7-9 классы). Обязательный учебный предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС ООО при 5-дневной учебной неделе ведется в объеме 2 часа в неделю в 6-9 классах. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7 классе (1 час в неделю) изучается как самостоятельный учебный предмет за счет части, формируемой участниками образовательных отношений, в 8 и 9 классах в объеме 1 часа в неделю как обязательная часть учебного плана. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5-дневной учебной неделе (I вариант учебного плана) в 7,9 классах составляет 2 часа в неделю, в 6 и 8 классах – 1 час в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 6 классе – 29 часов в неделю, в 7 классе – 31 час в неделю, в 8 классе – 32 часа в неделю, в 9 классе – 33 часа в неделю, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. В 9 классе завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы. Для реализации учебного плана используются учебно-методические комплексы, программы и пособия, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, которые обеспечивают освоение программ базового уровня. При формировании учебного плана соблюдается преемственность учебных планов и программ. Недельный учебный план МБОУ ООШ №5 на уровне основного общего образования в рамках федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (6-9 классы) на 2022-2023 учебный год, I вариант (5-дневная учебная неделя, приложение №13) Количество часов Учебные предметы/классы VI Предметные области Обязательная часть инв КОО VII Всего VIII всего инв КОО всего инв 1 5 2 КОО IX всего инв КОО всего 3 3 3 3 17 2 2 3 3 10 Русский язык и литература Русский язык 6 6 4 Литература 3 3 2 Родной язык и родная литература Родной язык (рус.) 1 1 1 Родная литература 1 1 1 Иностранные языки Английский язык 3 3 3 12 Математика 5 5 Математика и информатика Общественно-научные предметы Алгебра 3 3 3 3 5 3 3 3 3 3 3 9 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 6 4 2 2 2 2 2 2 2 2 8 Обществознание 1 1 1 1 1 1 1 1 4 География 1 1 2 2 2 2 2 2 7 2 2 2 2 3 3 7 2 2 2 2 4 2 2 2 2 6 Геометрия Информатика История России. Всеобщая история 1 Физика Естественно-научные предметы 3 Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России 1 Музыка 1 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 Технология Технология 2 2 2 2 2 2 1 1 7 Физическая культура и ОБЖ Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности 2 2 2 2 2 2 2 2 8 1 1 1 1 1 1 3 2 31 31 32 31 33 125 ОДНКНР Искусство Итого 1 1 1 1 28 1 29 29 1 1 1 1 3 2 1 2 Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-х классов в течение учебного года осуществляется качественно, без фиксаций их достижений в классных журналах в виде отметок. Обучающиеся, временно обучающиеся в санаторно-лесных школах, реабилитационных и других общеобразовательных учреждениях, аттестуются на основе результатов их аттестации в этих учебных заведениях. Обучающиеся 2-9 классов аттестуются по всем предметам по окончании четверти. Обучающиеся по индивидуальным учебным планам, аттестуются только по предметам, включенным в этот план. Текущий контроль успеваемости проводится в форме контрольной работы, тестирования во 2-9-х классах по учебным предметам русский язык и математика на начало учебного года (диагностический), в III и IV четвертях. Контроль техники чтения осуществляется в 1 классе во втором полугодии (январь, апрель), во 2-4 классах в I,III, IV четвертях. По учебным предметам история (5-9 классы), обществознание (6-9 классы), английский язык (5-9 классы), физика (7-9 классы), география (5-9 классы), биология (5-9 классы), химия (8,9 классы) - 1 раз в полугодие. Учебный план МБОУ ООШ №5 соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает выполнение положений федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану МБОУ ООШ №5, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2022-2023 учебный год вариант 1 (вариант 9.3.,срок обучения 9 лет) Учебный план МБОУ ООШ №5, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу в рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), для детей с легкой умственной отсталостью, с 9-летним сроком обучения, разработан на основе требований следующих нормативных документов: - Устава ОУ; - Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. №4/15); - Приказа Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”; - Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказа Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"; - Приказа Министерства просвещения РФ от 23 декабря 2020г. №766 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020г. №254"; - Приказа Минобрнауки России от 29.05.2017 №471 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 18 июля 2016 года №870»; - Письма Министерства просвещения РФ от 29.10.2020 №ВБ-2018/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ; - Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.10.2011г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры в специальных (коррекционных) заведениях); - Письма Минобразования России от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; - Приказа министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного регионального положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области». В 6 классе продолжается обучение по предметным областям. Срок освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - 5 лет. Продолжительность учебного года на ступени основного общего образования составляет в 6 классе — 34 учебные недели. Продолжительность учебной недели - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. В 6 классе продолжительность урока 45 минут. Максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и внеурочную деятельность, не превышает гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам в соответствии с СанПиН 2.4.2.3648-20. Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы. На реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Обязательная часть учебного плана включает учебные области: Предметная область: Язык и речевая практика - Русский язык. - Чтение. Предметная область: Математика - Математика. Предметная область: Естествознание - Природоведение. - География. Предметная область: Человек и общество - Основы социальной жизни. - Мир истории. Предметная область: Искусство - Музыка. - Рисование. Предметная область: Технология - Профильный труд. Предметная область: Физическая культура - Физическая культура. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Предметная область «Язык и речевая практика» содержит обязательные учебные предметы «Русский язык» (5 часов в неделю), «Чтение» (3 часа в неделю). Учебный предмет «Русский язык» является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Задачи обучения учебному предмету «Русский язык» и «Чтение» – научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст, выработать элементарные навыки грамотного письма, что позволит приблизить обучающихся к знаниям о культуре, истории, к освоению нравственных норм социального поведения на образцах доступных литературных жанров. Предметная область «Математика» содержит обязательный учебный предмет «Математика» (4 часа в неделю). В образовании детей с умственной отсталостью предмет «Математика» представлен элементарной математикой и в его структуре – геометрические понятия. «Математика» имеет выраженную практическую направленность с целью обеспечения жизненно важных умений обучающихся по ведению домашнего хозяйства, их деятельности в доступных профилях по труду. Предметная область «Естествознание» содержит обязательные учебные предметы «Природоведение» (2 часа в неделю) и «География» (2 часа в неделю). В результате изучения учебного предмета «Природоведение» обучающийся получит общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов, о человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни. Изучение учебного предмета «География» расширяет кругозор детей с ограниченными возможностями здоровья об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социальноэкономические явления и процессы во взаимосвязи. Предметная область «Человек и общество» содержит обязательные учебные предметы «Основы социальной жизни» (1 час в неделю) и «Мир истории» (1 час в неделю). Учебный предмет «Основы социальной жизни» призван подготовить обучающихся к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе, правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи. Учебный предмет «Мир истории» направлен на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание. Содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Предметная область «Искусство» содержит обязательные учебные предметы «Музыка» и «Рисование» (по 1 часу в неделю). Обучение по учебному предмету «Рисование» предполагает овладение школьниками элементарными навыками рисования. В процессе занятий осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей – сенсорное, умственное, эстетическое, нравственное, трудовое. Коррекционная направленность уроков – обязательное условие учебного процесса. Образовательная область «Технология» предусматривает изучение обязательного учебного предмета «Профильный труд» (6 часов в неделю), что дает возможность обучающимся овладеть элементарными приемами труда, формирует у них общетрудовые умения и навыки, самостоятельность, положительную мотивацию в трудовой деятельности. Образовательная область «Физическая культура» предусматривает изучение обязательного учебного предмета «Физическая культура» (3 часа в неделю). Нагрузка для уроков физкультуры планируется для обучающегося 6 класса индивидуально в соответствии с рекомендациями специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений здоровья. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, при 5-дневной учебной неделе (Вариант 1) в 6 классе – 1 час в неделю. Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе в 6 классе – 29 часов в неделю, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10. Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт характера, которые способствуют достижению личностных результатов, включающих индивидуальноличностные качества, жизненные и социальные компетенции и целостные установки. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью определяется два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному образовательному маршруту. Если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательное учреждение имеет возможность изменения образовательного маршрута обучающегося. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Трудовое обучение осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности. В целях реабилитации личности умственно отсталого ребёнка на уроках проводится коррекционная работа: развитие восприятия, внимания, памяти, мышления; развитие пространственной ориентировки; развитие эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных навыков и обогащение словарного запаса через ориентировку в задании и составлении плана работы; через приёмы, повышающие активную мыслительную деятельность (сравнение и сопоставление, объяснение и доказательство, обобщение и классификация); через формирование умения ориентироваться в различных источниках информации в ходе проведения игр, экскурсий, практических работ. Учебный план (недельный) МБОУ ООШ №5 на 2022-2023 учебный год в рамках Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1 Приложение №8 к приказу минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю VI Обязательная часть (вариант 1) инв КОО всего 1.1 Русский язык 4 1 5 1. Язык и речевая практика 1.2 Чтение 3 3 2. Математика 3. Естествознание 4. Человек и общество 5. Искусство 6. Технология 7. Физическая культура 2.1 Математика 4 4 3.1 Природоведение 3.2 География 4.1 Основы социальной жизни 4.2 Мир истории 5.1 Музыка 5.2 Рисование 6.1Профильный труд 7.1 Физическая культура 2 2 1 1 1 1 6 3 28 2 2 1 1 1 1 6 3 29 Итого: 1